Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Регионы
8 октября 2020 20:03

Мост на Сахалин: Путин считает варианты

Разговоры про окупаемость транспортной переправы не имеют ничего общего с экономикой

11604
Материал комментируют:

Паромная переправа Холмск-Ванино оказалась заблокирована почти на сутки из-за конфликта дальнобойщиков с администрацией Холмского морского торгового порта.

«В среду утром была блокирована работа паромного комплекса в порту Холмска ввиду того, что водители не могли выехать с парома „Сахалин-9“, прибывшего из порта Ванино», — сообщил «Интерфаксу» управляющий директор дивизиона трампового и проектного флота «Сахалинского морского пароходства» Сергей Бриль.

По его словам, машины не выпускали с борта парома на территорию порта, из-за этого невозможно было разгрузить судно. Между тем, разговоры о необходимости строительства моста между материком и Сахалином ведутся уже много лет. На днях этот вопрос был поднят на встрече президента Владимира Путина с лидерами парламентских фракций. Глава государства считает, что строительство моста важно.

Читайте также
За Курилы Япония намерена биться в новом формате В США уверены, что благодаря технологическому лидерству Токио резко усилит военную мощь

«Не знаю, как там дальше нам удастся выстраивать эти коммуникации с японскими островами, но мост на Сахалин для нас имеет, конечно, очень большое значение. Этот вопрос не снят с повестки дня, мы его изучаем, это, конечно, дорогая история», — сказал он.

Президент отметил, что дело не только в строительстве мостового перехода, но и в том, что строить его, по предварительным оценкам специалистов, целесообразно в таком месте, где вообще не развита дорожная сеть — это север Хабаровского края.

«И там предстоит работа, стоимость которой сопоставима, а может быть, даже больше, чем стоимость самого моста. Вот в чём всё дело. Но мост на Сахалин, конечно, России нужен», — считает Владимир Путин.

С просьбой о строительстве в 2018 году обратились депутаты регионального парламента, после чего состоялась встреча тогдашнего губернатора Сахалина Олега Кожемяко с Владимиром Путиным, который поручил проработать вопрос транспортного перехода. По мнению главы государства, это способствовало бы развитию севера Хабаровского края, а также Сахалина.

Однако даже два года назад строительство моста оценивалось в 540 млрд. рублей. Сейчас эти цифры, наверняка, больше, а по бюджету ударила пандемия коронавируса. Кстати, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов несколько лет назад предположил, что возможно строительство не моста, а тоннеля.

«Тоннель по длине около 51 километра сравним с евротоннелем (между Францией и Великобританией под Ла-Маншем), конечно, технологически построить можно, проблема только в одном — в экономике, окупится или нет», — отметил он в интервью ТАСС.

При этом напомнил, что транспортное соединение Сахалина с материком планировал еще Сталин.

Читайте также

Депутат Государственной думы Валерий Селезнев считает, что реализация подобного проекта может иметь синергетический эффект.

— У нас есть изолированная территория, которую можно соединить мостом (с материком — ред.). И она имеет перспективу развития, потому что в будущем это может быть соединено с Японией. Переговоры о строительстве моста с Японией никто не отменял. Это может быть транзит из Японии через Россию в европейские страны.

Я бы не говорил однозначно, что этот проект никогда не окупится. Его окупаемость должна прорабатываться вместе с грузовой, пассажирской базами. И это надо прорабатывать, в том числе на уровне межправительственных соглашений.

«СП»: — Будет ли это способствовать развитию российских территорий, через которые может пройти транспортная инфраструктура, связанная с мостом?

— Безусловно. В том месте, которое наиболее выгодно экономически для строительства, не развита инфраструктура Хабаровского края. Это даст импульс для ее развития на подходах к мосту, и вокруг этого деловая активность самого края увеличится. И, естественно, на Сахалине и логистика, скорость перемещения пассажиров и товаров увеличатся.

Я думаю, что все это счетные величины, а не просто социальный проект.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов убежден, что мост имеет фундаментальное значения для развития всего Дальнего Востока и логически закрывает в единую систему БАМ.

Читайте также
Тайга и прокурор: Кто окажется сильнее? В Кремле надеются, что запрет на экспорт необработанной древесины поправит рейтинг власти в Сибири и на Дальнем Востоке

— На основе этого моста Сахалин, с одной стороны, перестает быть островом, а с другой — мы создаем восточный коридор развития практически от Иркутской области до Сахалина. На мой взгляд, нужно обоснование, но ситуация абсолютно ясная.

Неясно, что чиновники и эксперты называют окупаемостью. Хотелось бы хотя бы один пример окупаемости от них услышать, пусть конкретно расскажут, что и где окупилось. Потому что когда говорят «окупаемость», сразу хочется жирный крест поставить и забыть. Скажем, любая дорога — железная, шоссе — окупилась или нет, кто-то может сказать? Да, есть платные дороги, по которым есть якобы расчеты, бизнес-планы. И то, если посчитать, сколько государство дало им льгот, то окупаемость — это большой вопрос. Так что окупаемость — это очень лукавый вопрос.

Кроме того, Сахалин далеко, но есть Москва и Петербург. Это суперпопулярное направление — поезда, самолеты и т. д. В этой абсолютно окупаемой с точки зрения инфраструктуры ситуации до сих пор не построена современная скоростная железная дорога. То есть «Сапсан» ходит по тому же пути, что и все поезда. Нет скоростного пути, хотя пассажиропоток колоссальный. И даже автобан еще не достроен.

Вопросы об окупаемости абсолютно антиэкономические и завязаны на то, чтобы ничего не делать, а потихоньку уводить деньги из бюджета на какую-то ерунду. А это на века.

Другое дело, что строить надо не с точки зрения банального моста или тоннель (это еще надо поизучать), а с точки зрения современной хайтек системы организации движения. Тем более, что когда мы говорим про мост, то это не 7−8 км через пролив Невельского, а более 600 км железных дорог. Мы говорим о мощнейшей транспортно-логистической системе, которая меняет геополитику и геоэкономику мира.

Сколько стоит ядерное оружие? Оно окупается? Конечно, нет. Но с другой стороны — может, нас уже и не было бы.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня