среда, 24 апреля
совместно с Жэньминь жибао
Экономика / Китай сегодня
18 октября 2020 10:03

Праздник на китайской улице: Как Пекин победил коронавирус и восстановил экономику

Ни мы, ни Запад почему-то не можем повторить опыт Поднебесной

10638

«Золотая неделя» выходных — с 1 по 8 октября — укрепила стабильную тенденцию на полное восстановление экономики Китая. На фоне кризиса в ведущих странах, это означает, что Китай вскоре может стать первой экономикой мира.

В то время, когда по всему миру набирает обороты вторая волна пандемии коронавируса, Китай практически избавился от заразы и занят восстановлением хозяйства. Ныне в КНР в день фиксируется лишь 2−3 десятка случаев заболевания, а, например, 11 октября — всего 7. Это в основном вирус, который проникает из-за границы, несмотря на многочисленные кордоны. А всего с начала пандемии (декабрь 2019 года) инфицировано около 86 тысяч, что намного меньше, чем в крупных странах, например в Индии (7 млн заболевших или в США — почти 8 млн). Смертей от ковида в КНР нет уже много дней. Там научились не только купировать вспышки заболевания, но и лечить его. Ситуация однозначно говорит о том, что Китай эффективно справился с заразой. И ныне его усилия нацелены на недопущение завоза вируса из-за рубежа и локализации «просочившихся» случаев заражений. Но главная задача на сегодняшний день - полное восстановление экономической и деловой активности.

Читайте также
Заговор против сильнейшего: Уже понятно, кому нужно держать мир взаперти Лиф Джонсон о нынешнем локдауне Запада и большей части третьего мира

Хорошим подспорьем здесь стала так называемая «золотая неделя» — праздничные дни с 1 по 8 октября, приуроченные ко Дню образования КНР и Празднику середины осени. Этот период всегда связан с всплеском потребительского спроса. По традиции весь Китай в эти дни снимается с мест и начинает путешествовать, развлекаться, делать покупки. Не стали исключением и нынешние праздничные дни, когда китайцы, фактически победившие ковид, могли позволить себе и поездку, и поход в кинотеатр, и другие развлечения. Как мы помним, карантин в Китае был отменен в марте-апреле. Однако и по сей день сохраняется довольно жесткий режим посещений общественных мест, в том числе торговых центров и туристических объектов. Туда не пускают без медицинских масок. Перед входом у посетителей обязательно измеряют температуру. В крупных городах перед входом в магазин также проверяют QR-коды приложений для оценки здоровья. Эти мобильные приложения, разработанные китайскими гигантами цифровой индустрии Alibaba и Tencent и одобренные китайским правительством, собирают данные о передвижении пользователя смартфона. Только полное отсутствие контактов с зараженными и положительных тестов на ковид дает возможность посещать общественные места. При таком контроле не страшно пойти в торговый центр, отправиться в турпоездку. Китайцы чувствуют себя намного увереннее и оптимистичнее, чем европейцы и американцы, что отражается, в том числе, на росте потребительской активности. Эта активность высока еще и потому, что даже в пик пандемии безработица в КНР выросла всего на 1 процент, а доходы практически не упали.

К тому же правительство Китая разработало пакет из 15 мер, призванных стимулировать потребительский спрос. Накануне «золотой недели» был запущен «месячник содействия потребления — 2020». В нем участвовали более 2 млн офлайн и онлайн предприятий. В разных уголках страны проходили многочисленные акции по продаже различных товаров, а также предоставлению льгот населению. Жителям раздавали скидочные талоны на автомобили, бытовую технику и продукты питания, что эффективно стимулировало продажи.

В период с 1 по 8 октября 2020 года 640 млн человек отправились в туристические путешествия по стране, что не намного меньше, чем в прошлом, «мирном» году — 780 млн. Более 100 млн человек воспользовались услугами высокоскоростных железных дорог. Доходы от внутреннего туризма составили 466,56 млрд юаней. Кассовые сборы в Китае также вернулись на уровни прошлого года. 305 млн. человек в эти праздничные отправились за покупками, причем, в основном, длительного спроса. А траты в магазинах и ресторанах даже выросли на 5% по сравнению с 2019 годом до 1,6 трлн юаней (свыше 16 трлн. рублей). Сумма сумасшедшая по нашим меркам. 100 млн человек посетили кинотеатры (число рекордное для всех «золотых недель»), потратив около 4 млрд юаней.

Читайте также
Медведев хочет купить голоса избирателей за валидол и корвалол Сможет ли «Единая Россия» обеспечить россиян бесплатными лекарствами?

В наибольшем выигрыше оказались роскошные отели и магазины беспошлинной торговли на тропическом курортном острове Хайнань. Это связано с тем, что жители Китая, не будь ограничений, отправились бы за границу, остались в стране и отправились на отдых именно на Хайнань. За первые семь дней праздников объем продаж в четырех магазинах беспошлинной торговли в городах Хайкоу, Санья и Цюнхай вырос на 167% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а число покупателей выросло на 64%.

Ныне, согласно стратегическому плану развития страны, Китай отходит от модели экономики, зависимой от инвестиций и экспорта, переходя к развитию с опорой на внутреннее потребление. Значительная потребительская активность в период «золотой недели» продемонстрировала нормализацию жизни в стране и гибкий характер китайской экономики. А высокий уровень потребления — отражение долговременного тренда, который ускоряется под влиянием бурного взлета цифровой экономики в КНР. Модель потребления нового типа, основывающаяся на онлайн-шопинге и мобильных платежах, делает потребление более удобным.

Даже ведущая американская газета «Нью-Йорк таймс» признала, что нынешняя «золотая неделя» четко продемонстрировала восстановление китайской экономики. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) ВВП КНР в нынешнем году вырастет на 1,2% и это будет единственный положительный показатель среди крупных экономик мира. Это особенно впечатляет на фоне падения мировой экономки, которая по тому же прогнозу МВФ в 2020 г. упадет на 3%. А в 2021 г. китайская экономика, как следует из прогноза МВФ, и вовсе вырастет на 9,2%, что станет лучшим показателем в мире.

Правда, Государственное статистическое управление КНР дает более скромную оценку: рост ВВП на 5 процентов ежегодно в течение 2021−22 годов. Тем не менее, и тот и другой прогноз позволяет уверенно говорить о том, что показатели китайской экономики в ближайшие годы будут в разы лучше, чем у США, Европы, не говоря уже про Россию. На Китай по-прежнему приходится свыше 30 процентов мирового роста. А это означает, что не далек тот день, когда экономика КНР по абсолютным объемам и по большинству показателей превзойдет США.

Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня