Курс рубля с начала года ослабел более чем на 20%, а в октябре и начале ноября еще и усилил свои колебания. Так, 2 ноября курс доллара превышал отметку в 80 руб., а курс евро ставил рекорды с 2014 года, забираясь выше 93,5. Естественно, ослабление курса национально валюты не может не сказаться на росте цен почти на все группы товаров и особенно на импорт. В Центральном банке России признали, что ослабление рубля продолжит влиять на инфляцию в ближайшие месяцы, но уверяют, что в среднесрочной перспективе ситуация нормализуется.
«В ближайшие месяцы проинфляционное влияние ослабления рубля, видимо, сохранится. Однако оно имеет краткосрочный характер и не создает рисков для инфляции в среднесрочной перспективе», — отмечает ЦБ в свежем Докладе о денежно-кредитной политике.
Правда, под краткосрочным характером регулятор понимает 9−12 месяцев в отношении непродовольственных товаров. Тем не менее, согласно базовому сценарию, по итогам 2020 года инфляция останется в диапазоне 3,9−4,2%, а в течение 2021 и в начале 2022-го и вовсе будет преобладать дезинфляционное влияние слабого спроса. Проще говоря, под воздействием слабого потребительского и инвестиционного спроса, а также снижения нефтегазовых доходов в экономике инфляция сии может опуститься заметно ниже прогнозируемого уровня.
В то же время, далеко не все эксперт разделяют инфляционный оптимизм ЦБ. Так, ведущий аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов указывает на то, что, во-первых, пока рано судить о том, каким будет курс доллара до конца года. А, во-вторых, даже восстановление курса рубля вовсе не гарантирует стабилизации цен.
— В ближайшее время инфляционное давление сохранится, так как курс рубля находится вблизи годовых минимумов около 80 за доллар. Более того, курс нацвалюты по отношению к евро и китайскому юаню даже ниже, чем был в марте, а это наши крупнейшие торговые партнеры. Наш торговый оборот с Европой и Китаем гораздо больше, чем с США.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от итогов выборов президента в США и тех мер, которые будут предпринимать центральные банки по всему миру. Победа Трампа, если не произойдет серьезной дестабилизации в самих США, приведет к укреплению рубля, так как снизятся санкционные риски, а экономическая политика будет более предсказуемой. Победа Байдена несет определенные риски обесценения российских активов. Пока что преждевременно давать прогнозы, поскольку выборы не состоялись и мы не видим реакцию инвесторов.
Скорее всего, в среднесрочной перспективе рубль будет возвращаться к более оправданному значению около 72−74 руб. за доллар. Не исключено, что в какой-то момент он даже укрепится в большей степени, чем равновесное значение курса.
«СП»: — Приведет ли это к снижению цен?
— Можно провести определенную аналогию с ситуацией 2010−2011 годов. В 2009 году случился кризис с обвалом курса, после чего рубль начал укрепляться. Но на мировых товарных рынках происходил такой мощный рост цен, что у нас в стране инфляция подскочила с 6% до 9%, и ЦБ был вынужден повышать ставку.
Поэтому нельзя исключать того, что на горизонте одного-двух лет инфляция ускорится, несмотря на укрепление курса рубля, что вынудит финансовые власти принимать соответствующие меры.
«СП»: — Какие группы товаров инфляция затронет сильнее всего?
— В первую очередь, дорожать будет то, что сильнее дешевело в предыдущий период. Это некоторые виды сырьевых активов и продукты с низкой степенью переработки. Техника и продукция с высокой добавленной стоимостью, скорее всего, не будет сильно дорожать, а вот товары, в которых высока дола себестоимости исходных ресурсов, могут существенно вырасти в цене. Например, в 2010—2011 году заметно подорожало продовольствие, удобрения, а техника, даже бытовая, даже немного дешевела, потому что рос курс рубля, а цены на мировых рынках оставались стабильными.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков полагает, что инфляция до конца года выйдет за прогнозируемые рамки и приблизится к 6%. Причем дорожать будет не только импорт, но и отечественная продукция, которую не поддерживают решения правительства.
— С ЦБ можно согласиться в том, что не только курс рубля, доллара и евро влияет на инфляционные движения. Есть много других факторов, которые сказываются на росте цен. Например, в обратную сторону динамику потребительской инфляции сдерживает снижение покупательской активности и доходов населения. Как можно повышать цены, когда у людей меньше денег, и они не могут позволить себе более дорогостоящие покупки?
Но важный момент в том, что ЦБ в своем комментарии пишет, что ситуация нормализуется в ближайшем будущем. Этим они как бы намекают, что курсовая волатильность — это временное явление и в дальнейшем курс рубля вернется в прежний коридор 70−75 за доллар и 85−90 за евро. Но произойдет это на самом деле или нет, мы пока однозначно ответить не можем. Нестабильность на фоне второй волны коронавируса и политической турбулентности не дает уверенности в том, что ситуация нормализуется до конца этого года или даже в начале следующего.
«СП»: — Удастся ли удержать инфляцию в указанных ЦБ границах?
— Я не могу согласиться с оценками того, что инфляция до конца года сохранится в диапазоне 3,9−4,2%. Сентябрь-октябрь традиционно связаны с дефляционными периодами. У нас идет сбор урожая, и обычно продукты питания в этот момент дешевеют, так как на рынок поступает много отечественной продукции. Но в этом году этого почти не произошло. В сентябре-октябре инфляция была близка к нулю, но дефляции не было. Цены незначительно, но прирастали. Это приводит к мысли о том, что в конце года цены начнут ускоряться. Цены уже в ноябре начнут более динамично идти вверх, потому что меняется себестоимость производства, бизнесцепи и фундаментальные факторы, которые зависимы от курса иностранной валюты и других факторов.
Мы ожидаем выхода инфляции в район 5−6% к концу года. Хотя нужно понимать, что для рядового потребителя уровень роста цен в диапазоне 3−6% практически не заметен, поэтому ситуация будет оставаться относительно спокойной, и, скорее, актуальным становится вопрос инфляции в следующем году.
«СП»: — Какие товары подорожают сильнее всего?
— Курс рубля по сравнению с началом года ослабел на 20%, а скоро дойдет и до 25%, и понятно, что это отражается на стоимости любых импортируемых товаров, которые завозятся по новым ценам. Но дорожает и продукция отечественного производства.
Например, рынок подсолнечного масла, который почти на сто процентов отечественный, демонстрирует рост цен. Так происходит потому, что производителям выгодней экспортировать свою продукцию, которая стала более привлекательной на фоне ослабления рубля. Естественно, эти компании заинтересованы в получении валютной выручки, поэтому они направляют все больше товара на экспорт, что ведет к локальному дефициту на внутреннем рынке и росту цен.
В этом плане особого внимания заслуживают действия правительства. За последние несколько лет я не видел ни одного решения со стороны регулирующих органов, которое было бы связано со снижением издержек предприятий, то есть снижением себестоимости продукции. Подавляющее большинство решений либо никак не влияют на этот показатель, либо увеличивают себестоимость. Это и введение дополнительных маркировок, и систем дополнительной отслеживаемости товара, и так далее. Все это повышает цену конечной продукции.
Пока что этот процесс управляемый и не является фатальным с точки зрения потребителей и производителей. Но то, что производители оказались зажаты в тиски, когда, с одной стороны, растет себестоимость продукции, а с другой, рынок не готов к более дорогим товарам, может привести к банкротству ряда предприятий, усилению дефицита и дальнейшему росту цен.
«СП»: — Нужно ли россиянам постараться успеть совершить крупные покупки вроде бытовой техники до Нового года, чтобы не попасть на скачок цен?
— Мы давно боремся с зависимостью курса и цен на импортную продукцию. У нас в России производится достаточно много техники зарубежных марок от автомобилей до телевизоров. И хотя бренды иностранные, сборка российская, значит, цены на эти товары хоть и растут, но не пропорционально росту курса иностранной валюты.
Хочется верить, что наши потребители уже получили прививку в виде совершенных глупостей, когда в 2014 году покупали по три телевизора или три унитаза, чтобы успеть до роста цен. Они понимают, что от этой ситуации не убежать, и, в конечном счете, она все равно нагонит, поэтому сейчас при колебании курса мы не наблюдаем такого всплеска активности потребителей, которые пытаются перевести остаток средств в товары. 90% граждан сохраняют спокойствие, да и колебания все же не такие резкие.
Что касается ритейлеров, у них есть демпфер в виде промоакций и специальных предложений. Россияне очень активно интересуются товарами со скидками, и для того, чтобы соответствовать запросу, многие поставщики и продавцы начинают имитировать регулярные цены, завышая их и тут же давая скидку, чтобы обеспечить продажи.
Этот демпфер позволяет реагировать на курсовые колебания. Когда курс рубля начинает резко ослабевать, ритейлеры просто убирают промопредложения и оставляют изначально завышенную цену.
Если рубль останется выше 80 рублей за доллар, объем промопредложений на рынке просто снизится, чтобы компенсировать эту ситуацию. Конечно, при следующем витке закупок товара цена будет постепенно повышаться. Это постоянный процесс, еще несколько лет назад было сложно поверить в то, что смартфон может стоить дороже ста тысяч рублей, а сегодня это уже реальность.