О том, что исполнительная власть в Российской Федерации «не ловит мышей», известно каждому. Наверное, любой гражданин страны может привести десятки примеров бездействия правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне. Только министерств на федеральном уровне сегодня насчитывается 21. Плюс к этому 19 федеральных служб и агентств. Плюс к этому Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
На региональном уровне (уровне субъектов Российской Федерации) и муниципалитетов это бросается в глаза еще более явно, поскольку люди каждодневно соприкасаются с этим уровнем власти. По данным Минфина России, в прошлом году число чиновников федерального уровня, а также уровня регионов и муниципалитетов составила 2,4 млн. человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике.
По данным Росстата, чиновники, оказываются, вносят значительный вклад в создание валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В 2018 году, по оценкам Росстата, вклад сектора «Государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение» в создание ВВП составил 7,40%. Для сравнения: доля сектора «Электроэнергетика и газоснабжение» — 2,70%; сектора «Строительство» — 5,70%. Как видим, чиновники разных ведомств и уровней напряженно трудятся и заметно повышают благосостояние всех граждан нашего отечества. Правда, как выясняется, некоторые несознательные чиновники что-то перепутали, вместо благосостояния общества они повышают собственное благосостояние. Статистика численности таких «перепутавших» и величины вклада в рост личного благосостояния Росстат не дает. А статистика правоохранительных органов очень неполная и несистематическая.
Есть очень большие сомнения в том, что чиновники вносят большой вклад в создание ВВП, их вклад заметен в потреблении ВВП, созданного миллионами тружеников реального сектора экономики. О внутренней жизни чиновников на их рабочих местах нам известно очень мало, никакой статистики на этот счет Росстат не дает и дать не может. Исполнительная власть не «прозрачна» ни для народа, ни для статистических служб, ни, к сожалению, для контрольных и проверяющих служб.
Но, справедливости ради, следует признать, что в этом году некоторые подвижки в сторону повышения «транспарентности» чиновничьего аппарата стали происходить. Приведу лишь два прелюбопытных факта.
В феврале этого года, аккурат через две недели после ухода в отставку правительства Дмитрия Медведева и прихода новой команды во главе с Михаилом Мишустиным Счетная палата обнародовала результаты своей проверки работы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Счетная палата проверила работу 53 министерств и ведомств за предыдущие три года (2017−2019). И вот какие основные выводы были сделаны Счетной палатой:
Кое-какая статистика из доклада Счетной палаты: из 525 показателей национальных и федеральных проектов и федеральных проектов только 289 включены в планы деятельности на 2019−24 гг. По государственным программам результат еще хуже: из 1263 целевых показателей в планах деятельности ФОИВ фигурируют лишь 326.
Чемпионами по части откровенного игнорирования решений президента и правительства оказались такие ведомства, как Минэкономразвития и Минстрой. В частности, они занимались «рисованием» красивых планов, исполнение которых невозможно проверить. Больше 40% целевых показателей, заложенных в их планы, оказалось невозможно оценить просто потому, что соответствующей статистики к отчетным датам не было. Более того, по многим заявленным показателям не была даже разработана методология их расчета.
Эти и подобные цифры не оставляют никакого сомнения, что исполнительной власти федерального уровня за работу можно поставить «двойку». Напомню, что никаких репутационных и юридических последствий для Медведева и его команды после обнародования доклада Счетной палаты не возникло. А президент Путин поблагодарил 15 января уходящего в отставку Медведева за проделанную работу.
Думаю, что, заняв кресло премьера, Мишустин озаботился тем, чтобы навести элементарный порядок в том бардаке, который ему оставил в наследство Медведев. Для начала новый премьер решил понять, какова исполнительская дисциплина в подведомственных ему министерствах и ведомствах.
Мишустин дал поручение департаменту контроля правительства проверить исполнение министерствами и ведомствами поручений правительства. И, даже не по существу задания. А пока лишь по чисто формальному признаку — срокам, которые устанавливаются нормативными документами для разного рода поручений и приказов (большинство из которых исходят даже не от премьера, а от президента страны).
Только что стали известны результаты проверки. Они просто шокирующие. Из 2836 поручений, которые находились на контроле кабмина на середину октября, почти две трети (64%) не были исполнены в срок. Рейтинг чемпионов по неисполнительности среди ведомств возглавил Минфин (просрочил 244 из 334 поручений президента). По Минэкономразвития просрочено 196 поручений из 273, по Минтрансу — 165 из 215.
Если брать относительный уровень просрочки, то чемпионом неисполнительности следует признать Росреестр, выполнивший в срок лишь 17% поручений (5 из 30). Почти 80% поручений просрочили Минприроды (93 из 123) и Минсельхоз (65 из 83), почти две трети — Минвостокразвития, Минтруд и Минэнерго.
Среди вице-премьеров чемпионом неисполнительности названы Виктория Абрамченко, курирующая сельское хозяйство, экологию и операции с недвижимостью. Она не выполнила 283 из 298 поручений, просрочка составила 95%.
Среди других вице-премьеров выделяются Татьяна Голикова (социальный блок) — 349 из 600 (58%) и Юрий Борисов (оборонно-промышленный комплекс) — 325 из 491 поручения (66%). На закрытом совещании 22 октября премьер по итогам проведенной проверки напомнил чиновникам, что они «несут персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение» поставленных президентом задач.
Думаю, что премьеру удастся навести порядок с исполнением подведомственными министерствами и ведомствами поручений по срокам. Это не самая сложная задача для чиновников. Они сумеют сдавать в срок бумаги, которые неофициально принято называть «отписками». Но вот относительно того, что нынешние чиновники сумеют исполнять поручения «по существу», у меня большие сомнения.
Для этого надо менять всю команду исполнительной власти, во власть должны прийти совсем другие люди. Та смена правительства, которая произошла в январе этого года, носила декоративный характер. Нынешняя команда не сумела поменять вектор погружения страны в трясину кризиса.