Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

С кого президент спросит за развал экономики?

Поручения главы государства выполняются, «как получится»

9076

О том, что исполнительная власть в Российской Федерации «не ловит мышей», известно каждому. Наверное, любой гражданин страны может привести десятки примеров бездействия правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне. Только министерств на федеральном уровне сегодня насчитывается 21. Плюс к этому 19 федеральных служб и агентств. Плюс к этому Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

На региональном уровне (уровне субъектов Российской Федерации) и муниципалитетов это бросается в глаза еще более явно, поскольку люди каждодневно соприкасаются с этим уровнем власти. По данным Минфина России, в прошлом году число чиновников федерального уровня, а также уровня регионов и муниципалитетов составила 2,4 млн. человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике.

По данным Росстата, чиновники, оказываются, вносят значительный вклад в создание валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В 2018 году, по оценкам Росстата, вклад сектора «Государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение» в создание ВВП составил 7,40%. Для сравнения: доля сектора «Электроэнергетика и газоснабжение» — 2,70%; сектора «Строительство» — 5,70%. Как видим, чиновники разных ведомств и уровней напряженно трудятся и заметно повышают благосостояние всех граждан нашего отечества. Правда, как выясняется, некоторые несознательные чиновники что-то перепутали, вместо благосостояния общества они повышают собственное благосостояние. Статистика численности таких «перепутавших» и величины вклада в рост личного благосостояния Росстат не дает. А статистика правоохранительных органов очень неполная и несистематическая.

Есть очень большие сомнения в том, что чиновники вносят большой вклад в создание ВВП, их вклад заметен в потреблении ВВП, созданного миллионами тружеников реального сектора экономики. О внутренней жизни чиновников на их рабочих местах нам известно очень мало, никакой статистики на этот счет Росстат не дает и дать не может. Исполнительная власть не «прозрачна» ни для народа, ни для статистических служб, ни, к сожалению, для контрольных и проверяющих служб.

Читайте также
Нефть начинает новую игру с Россией Москве надо готовиться к американо-европейской «зеленой энергетике»

Но, справедливости ради, следует признать, что в этом году некоторые подвижки в сторону повышения «транспарентности» чиновничьего аппарата стали происходить. Приведу лишь два прелюбопытных факта.

В феврале этого года, аккурат через две недели после ухода в отставку правительства Дмитрия Медведева и прихода новой команды во главе с Михаилом Мишустиным Счетная палата обнародовала результаты своей проверки работы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Счетная палата проверила работу 53 министерств и ведомств за предыдущие три года (2017−2019). И вот какие основные выводы были сделаны Счетной палатой:

  • 1) работа министерств и ведомств неэффективна и разбалансирована: стратегические документы министерств и ведомств противоречат друг другу, не связаны с показателями нацпроектов и госпрограмм;
  • 2) службы внутреннего аудита министерств и ведомств отличаются низкой компетентностью кадров;
  • 3) между правительством и ФОИВ отсутствует управленческое взаимодействие. Последний вывод — это уже камень в адрес аппарата правительства и лично в только что ушедшего в отставку с поста премьера господина Д.А. Медведева.

Кое-какая статистика из доклада Счетной палаты: из 525 показателей национальных и федеральных проектов и федеральных проектов только 289 включены в планы деятельности на 2019−24 гг. По государственным программам результат еще хуже: из 1263 целевых показателей в планах деятельности ФОИВ фигурируют лишь 326.

Чемпионами по части откровенного игнорирования решений президента и правительства оказались такие ведомства, как Минэкономразвития и Минстрой. В частности, они занимались «рисованием» красивых планов, исполнение которых невозможно проверить. Больше 40% целевых показателей, заложенных в их планы, оказалось невозможно оценить просто потому, что соответствующей статистики к отчетным датам не было. Более того, по многим заявленным показателям не была даже разработана методология их расчета.

Эти и подобные цифры не оставляют никакого сомнения, что исполнительной власти федерального уровня за работу можно поставить «двойку». Напомню, что никаких репутационных и юридических последствий для Медведева и его команды после обнародования доклада Счетной палаты не возникло. А президент Путин поблагодарил 15 января уходящего в отставку Медведева за проделанную работу.

Думаю, что, заняв кресло премьера, Мишустин озаботился тем, чтобы навести элементарный порядок в том бардаке, который ему оставил в наследство Медведев. Для начала новый премьер решил понять, какова исполнительская дисциплина в подведомственных ему министерствах и ведомствах.

Мишустин дал поручение департаменту контроля правительства проверить исполнение министерствами и ведомствами поручений правительства. И, даже не по существу задания. А пока лишь по чисто формальному признаку — срокам, которые устанавливаются нормативными документами для разного рода поручений и приказов (большинство из которых исходят даже не от премьера, а от президента страны).

Только что стали известны результаты проверки. Они просто шокирующие. Из 2836 поручений, которые находились на контроле кабмина на середину октября, почти две трети (64%) не были исполнены в срок. Рейтинг чемпионов по неисполнительности среди ведомств возглавил Минфин (просрочил 244 из 334 поручений президента). По Минэкономразвития просрочено 196 поручений из 273, по Минтрансу — 165 из 215.

Читайте также
Профессор Катасонов: «Байден попытается загнать Россию в «цифровой концлагерь» Вероятная победа демократа сулит РФ крупные экономические неприятности

Если брать относительный уровень просрочки, то чемпионом неисполнительности следует признать Росреестр, выполнивший в срок лишь 17% поручений (5 из 30). Почти 80% поручений просрочили Минприроды (93 из 123) и Минсельхоз (65 из 83), почти две трети — Минвостокразвития, Минтруд и Минэнерго.

Среди вице-премьеров чемпионом неисполнительности названы Виктория Абрамченко, курирующая сельское хозяйство, экологию и операции с недвижимостью. Она не выполнила 283 из 298 поручений, просрочка составила 95%.

Среди других вице-премьеров выделяются Татьяна Голикова (социальный блок) — 349 из 600 (58%) и Юрий Борисов (оборонно-промышленный комплекс) — 325 из 491 поручения (66%). На закрытом совещании 22 октября премьер по итогам проведенной проверки напомнил чиновникам, что они «несут персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение» поставленных президентом задач.

Думаю, что премьеру удастся навести порядок с исполнением подведомственными министерствами и ведомствами поручений по срокам. Это не самая сложная задача для чиновников. Они сумеют сдавать в срок бумаги, которые неофициально принято называть «отписками». Но вот относительно того, что нынешние чиновники сумеют исполнять поручения «по существу», у меня большие сомнения.

Для этого надо менять всю команду исполнительной власти, во власть должны прийти совсем другие люди. Та смена правительства, которая произошла в январе этого года, носила декоративный характер. Нынешняя команда не сумела поменять вектор погружения страны в трясину кризиса.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня