Экономический кризис, приправленный пандемией, внес коррективы в план модернизации и расширения инфраструктуры страны. Ранее средства из госбюджета на реализацию этого плана поступали и осваивались через профильные нацпроекты. Но теперь этот процесс стал пробуксовывать по самой банальной причине — из-за дефицита в казне.
На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин высказал некоторые рекомендации по дополнительному финансированию инфраструктурного обеспечения жилищного строительства и в целом развития региональной инфраструктуры — автомобильных дорог, коммунальных сетей, общественного транспорта, социальных объектов.
«Чтобы компании, регионы могли привлекать дополнительные ресурсы на эти цели, будем развивать инструменты долгосрочного долгового финансирования, устранять здесь нормативные ограничения, создавать интересные возможности для надежного вложения свободных капиталов и накоплений», — сказал глава государства.
Вопрос о привлечении внебюджетных средств на реанимацию национальных проектов по строительству автодорог, жилья, объектов ЖКХ
«Правительство выпустит облигации на окупаемые проекты: 500 млрд. рублей на дорожные проекты и еще около 500 млрд. на жилье», — сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию.
И, завершая заседание, вице-премьер озадачил руководителей регионов, попросив их оперативно рассмотреть возможности использования этого механизма. Пилотными регионами использования инфраструктурных облигаций могут стать Тульская, Нижегородская, Тюменская и Ленинградская области.
Задачка не из простых, особенно, если учесть, что по итогам первого полугодия, как уже сообщала «СП», больше половины российских регионов ушли в бюджетный «минус» и даже 1,4 триллиона рублей из казны не спасли провинцию от общего дефицита.
Ситуация такая, что даже российская столица впервые за более чем десять лет прибегнет к бюджетным заимствованиям. «Мы понимаем, что в период перезапуска экономики и ее восстановления после пандемии особенно важны дополнительные стимулы в виде госзаказа, и мы не хотим изымать из экономики города те деньги, которые вкладываем в нее, как инвестор», — заявил заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
По словам вице-мэра, в соответствии с проектом бюджета города в следующем году планируется привлечь до 400 млрд. рублей на рынке заимствований, которые пойдут на реализацию инвестиционным проектов. «По сути дела — поступят в экономику Москвы и, безусловно, будут дополнительным стимулом для того, чтобы экономика и московские предприятия максимально быстро восстанавливались после тех ограничений, которые мы наблюдаем сейчас», — уточнил Владимир Ефимов.
То есть, это еще не инфраструктурные облигации, а инвестиционные. Но это не имеет принципиального значения: практически любые долговые ценные бумаги Москвы на рынке раскупят как горячие пирожки. Чего не скажешь о большинстве городов российской провинции, где инфраструктура давно и уже так глубоко находится в упадке, что инвесторов в эту сферу заманить крайне трудно.
Но делать это необходимо — Россия из года в год осуществляет значительно меньше расходов на инфраструктуру, чем ее партнеры по БРИКС. За счет выпуска регионами России инфраструктурных облигаций можно ожидать реализации многих позитивных моментов в виде роста экономического потенциала субъектов РФ. Но такой эффект можно ожидать только при условии усовершенствования процедуры эмиссии инфраструктурных облигаций, считает доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Диана Степанова:
— В мировой практике давно получили распространение инфраструктурные облигации, направленные на создание или реконструкцию капиталоемких инфраструктурных объектов, имеющих социальное значение. В России пока только нарабатывается опыт выпуска инфраструктурных облигаций с 2011 года, который уже приносит прибыль, в том числе и в регионы (Западный скоростной диаметр (АО «ЗСД»), АО «АВТОБАН-Финанс», АО «Главная дорога», АО «РЖД» и пр.). Нашей стране необходимо сформировать рынок целевых облигаций под инфраструктурные проекты, используя зарубежный опыт.
На данный момент происходит развитие российского рынка облигаций, выпущенных для целей финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве.
Сейчас удачный момент развития инфраструктурных облигаций из-за сниженной доходности всех инвестиций на рынке, что позволяет снижать стоимость финансирования для государства. Эта мера очень актуальна: Россия нуждается в масштабном увеличении инвестиций в инфраструктуру. За счет выпуска регионами России инфраструктурных облигаций можно ожидать реализации многих позитивных моментов в виде роста экономического потенциала субъектов Российской Федерации, увеличения долгосрочных доходов регионального бюджета за счет бюджетных эффектов, реализации масштабных проектов, освоения новых территорий.
Также востребованными являются планы правительства нарастить объем государственных гарантий в некоторых отраслях экономики (аграрный и транспортный сектор, электросетевой комплекс), в первую очередь за счет региональных фондов при выпуске инфраструктурных облигаций.
«СП»: — Но на деньги нищающего населения особо рассчитывать сейчас не приходится…
— В зарубежных странах инфраструктурные облигации покупаются в основном инвестиционными фондами. В Российской Федерации в силу низкой активности инвестиционных фондов их роль фактически выполняется банками. В основном это — Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и ВЭБ. Необходимо разработать механизмы привлечения разнообразного круга институциональных инвесторов, мелких банков к участию в размещении инфраструктурных облигаций, что позволит осуществлять долгосрочные крупномасштабные проекты по созданию и модернизации объектов общественной инфраструктуры: строительству соцобъектов, ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилой недвижимости.
«СП»: — Инфраструктурные проекты — долгосрочные, и здесь наверняка не обойдется без «длинных» денег пенсионных фондов?
— Вклад НПФ как важнейшего источника «длинных» денег в финансирование инфраструктурных проектов снизился в 2017 году по сравнению с 2016 годом почти вдвое — суммарный объём размещённых выпусков концессионных облигаций сократился с 17,5 млрд. руб. до 9,7 млрд. руб.
Необходимо продолжать развитие и стимулирование процесса привлечения пенсионных средств в облигации, выпускаемые инфраструктурными организациями. А также расширить состав допустимых активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых организаций за счет включения в него расширенного перечня инфраструктурных облигаций. Это позволит осуществлять долгосрочные консервативные инвестиции, обеспечивающие реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов, облегчить путь на рынок подобным облигациям и повысит интерес инвесторов к инфраструктурным выпускам.
Нужно продолжить снятие ограничений и смягчение регулирования для повышения интереса финансовых организаций к участию в размещении инфраструктурных облигаций.
Для банков нужно изменить расчет нормативов при покупке облигаций инфраструктурных проектов, снизить нагрузку при резервировании и расчете капитала, упростить рефинансирование качественных проектных кредитов или облигаций проектных компаний, чтобы снизить стоимость финансирования. Для небольших банков, у которых нет излишков капитала и ограниченный доступ к фондированию, снижение резервирования позволило бы увеличить возможности финансирования в инфраструктурные облигации.