среда, 24 апреля
совместно с Жэньминь жибао
Экономика / Китай сегодня
3 декабря 2020 14:02

Электромобили буквально все заполонили: Китай выходит в мировые лидеры

Пекин оставляет Москву далеко позади по всем показателям

4637

И происходит это не вдруг, а результате продуманных действий властей КНР и усилий китайского бизнеса. Вот, например, новость последних дней. Министерство промышленности и информатизации КНР включило произведенные в стране электромобили компании Tesla Model Y в обновленный список автомобилей на альтернативных источниках энергии, которые охватываются государственной программой субсидирования. Это означает, что 25000 юаней (260000 рублей) компенсирует покупателю китайское правительство. Такова одна из мер господдержки и продвижения электрифицированного транспорта.

Есть и другие: бесплатная выдача госномера (в городах КНР за номера приходится платить), выделение парковки и т. д. Причем ранее субсидии составляли 50000 тыс. юаней и были снижены лишь в текущем году. Но если кто-то подумал, что в Китае закончились деньги, то он ошибается. Сделано это согласно стратегии китайских властей, которые таким образом стимулируют производителей получать прибыль и развиваться не за счет субсидий, а за счет инноваций.

Читайте также
Последнее китайское: Что стоит за призывом Пекина готовиться к войне Кому в первую очередь нужно напрячься после призыва товарища Си

Субсидии уже помогли китайской промышленности: за последнее десятилетие в Китае создана мощная индустрия по производству электромобилей, в нынешнем году их будет выпущено около 2 млн штук. Самых разных моделей, на любой вкус и кошелек. Многие китайские авто производители заранее подготовились к переменам, поскольку план отказа от субсидий был заявлен давно. А сама программа субсидирования электротранспорта начала действовать с 2009 года.

Теперь компенсации будут распространяться только на легковушки ценой меньше 300 000 юаней (3,14 млн рублей). Дороже могут быть только модели со сменными батареями — для них специально сделано послабление. Одновременно увеличен лимит запаса хода на одной зарядке — с 250 до 300 км. Понятно, куда подталкивают власти китайский автопром: создавать дешевые машины, которые в то же время достаточно удобны и функциональны. Например, субсидии ныне продолжат распространяться на такой фантастический по нашим меркам автомобиль, как Nio ES8.

Это стопроцентное детище китайского автопрома продается в Китае в переводе на наши деньги за 4,9 млн рублей. Но поскольку он оснащен сменной батареей, субсидия в 25000 юаней положена и ему. Кстати, инвестором Nio является Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), подконтрольный правительству РФ. И может быть, когда-нибудь россияне смогут купить этот автомобиль, если, конечно, для электрокаров у нас, наконец, появятся заправки.

Для Китая такие заправки и такие машины — обычное дело. Если первые экземпляры Tesla Model Y вот-вот начнут сходить с конвейера новенького завода Tesla под Шанхаем, то Model 3, которая также субсидируется китайским правительством, уже год как собирается здесь, на единственном за пределами США предприятии по сборке электромобилей Tesla. Соглашение о его строительстве было подписано в июле 2018 года. А уже в конце 2019 года завод выпустил первую партию Tesla и планирует постепенно довести годовой объем производства до 500 тыс. автомобилей. Общий объем инвестиций в данный проект составляет $7,2 млрд. Илон Макс не поскупился, поскольку хорошо разглядел свою выгоду на быстро растущем и самом перспективном в мире рынке электрокаров. Ведь согласно планам правительства КНР, в 2025 году в Китае будет выпускаться и продаваться 7 млн электрокаров, то есть такие машины займут пятую часть всего авторынка КНР. И эта цифра будет увеличиваться, пока двигатели внутреннего сгорания не отомрут в Китае вовсе. Такие планы тоже имеются.

Уже сейчас в КНР свыше 480 компаний, занимаются выпуском электрических машин. При открытии такого предприятия каждое может рассчитывать на государственные субсидии в размере до миллиарда долларов. И это еще одна и, пожалуй, главная мера властей КНР по стимулированию развития индустрии электромашин, в результате чего Китай далеко обогнал и США, и Европу.

Читайте также
7 лучших подержанных кроссоверов за 500 тысяч рублей Паркетники с пробегом за разумные деньги, о покупке которых вы не пожалеете

Обзор китайских электрокаров — не цель этой заметки. Тем более, что их великое множество, различных моделей: от грузовых до гоночных болидов. Но невозможно не привести несколько примеров, демонстрирующих уровень работы китайских электромобилестроителей. Tesla Model 3 придется соперничать с китайским электрокаром ВYD Han EV, который, имея электродвигатель мощностью 268 л.с., разгоняется до 100 км/ч за 3,9 секунды. При этом у китайской машины запас хода на одной зарядке 600 километров. А ездит она с помощью интеллектуальной самообучающейся системы управления DiPilot, подключенной к 5G. Но ВYD Han EV — лишь один из многих конкурентов Tesla.

В июле 2020 года компания Xpeng Motors начала поставки своего нового седана P7. При схожих с Tesla характеристиках, китайский электрокар, как и его собратья вдвое дешевле американца. Это, как говорится, ширпотреб китайской электромобильной индустрии, массовый сегмент. А для продвинутых пользователей в конце года в серию должна выйти флагманская модель электрокроссовера компании FAW («Первый автозавод». — Первый для Китая автозавод, который построили советские инженеры). Машина под названием Hongqi (Красное знамя) E-HS9 очень походит на Rolls-Royce. Это и не удивительно, ведь над нею трудился дизайнер Жиль Тейлор, который до 2018 года работал над Rolls-Royce. Два электродвигателя — 218 л.с. на передней оси и 333 л.с. — на задней — придадут пятиметровой машине ускорение для разгона до 100 километров в час за 4 секунды.

Поскольку в отличие от Китая, в России практически нет сети электрозаправок (как и электромобилей), нашим соотечественникам будет интересно узнать про гибрид LI ONE. Под капотом у него бензиновый турбодвигатель объемом 1,2 литра. Но прямой связи с колесами он не имеет и работает только на зарядку литий-ионных аккумуляторов емкостью 40,6 кВтч. От них питаются два электродвигателя суммарной мощностью 326 л. с., создающие крутящий момент 530 Нм. Запас хода при полном заряде и баке бензина 1000 км. До 100 км/ч электрокар разгоняется за 6,5 сек. От внешней зарядной станции батарея заряжается за 30 минут. Но если станций зарядки нет, можно пока поездить и на бензине.

Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня