Михаил Делягин: Надо ли Росcии деньги занимать?

Внезапно правительство Мишустина в 1,3 раза увеличило расходы бюджета без угрозы макростабильности

2276
Михаил Делягин: Надо ли Росcии деньги занимать?
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В ноябре 2020 года доходы федерального бюджета сжались до менее чем 1,4 трлн.руб. по сравнению с октябрьскими 1,9 трлн., — но сокращение по сравнению со среднемесячными доходами за первые 10 месяцев (чуть более 1,5 трлн.) не является критичным. Годовые проектировки доходов выполнены за первые 11 месяцев на 80,3%: это означает, что формально по итогам года недобор будет не значителен (в реальности из-за ослабления рубля и роста внутренних цен он, конечно, будет существенно выше).

Полной неожиданностью стал резкий скачок расходов федерального бюджета в ноябре: они составили почти 2,2 трлн.руб. и в 1,3 раза превысили среднемесячный уровень расходов первых 10 месяцев года (менее 1,7 трлн.руб.). В результате годовые проектировки по расходам были выполнены за первые 11 месяцев года на 96,8%, а непроцентные — на 97,8%.

Читайте также
Оптимисты в России остались только во власти Оптимисты в России остались только во власти В Кремле и пропагандистскую кампанию не могут толком выстроить

Понятно, что по итогам года годовые расходные проектировки бюджета будут перевыполнены, — и это значит, что правительство Мишустина впервые по сравнению с прошлыми ориентируется (или хотя бы пытается ориентироваться) на реальную покупательную способность денег, а не на формальные номинальные показатели. Играет свою роль, вероятно, и чрезвычайное финансирование мер по преодолению последствий коронабесия.

Таким образом, Мишустин совершенно незаметно для общественного мнения, не вызывая скандалов, без рекламных кампаний обеспечил реальные потребности экономики в чрезвычайном финансировании и действенно поддержал ее стабильность в условиях глобального коронавирусного кризиса.

При этом годовые расходы бюджета увеличены с предусмотренных законов 19,7 трлн.руб. до 23,8 трлн.руб. (это отражено в отчете о разверстке расходов по статьям), причем расходы на обслуживание госдолга, несмотря на его форсированное увеличение, сокращены на 30 млрд. (с 896.955,5 до 866.955,5 млн руб.).

Увеличение расходов означает, что при выполнении в целом бюджета по доходам вместо намеченного профицита в 927,6 млрд руб. будет наблюдаться дефицит в 3,2 трлн.руб., что не является чем-то значительным (правда, в реальности он, скорее всего, будет намного больше — более 5,5 трлн.руб.).

Напомним, что неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета выросли с начала года на 1,8 трлн. — до 15,1 трлн.руб. При этом произошло переоформление бюджетных резервов в Фонд национального благосостояния (ФНБ), своего рода «революция резерва»: ФНБ вырос за 11 месяцев с 7,8 до 13,5 трлн.руб., причем только его часть, находящаяся на счетах в Банке России (и потому находящаяся в абсолютно ликвидной форме), составляет 8,8 трлн. руб.

При наличии таких резервов заимствование является не только бессмысленным, но и вопиюще невыгодным для страны делом (так как стоимость займов в разы превышает доходность размещения средств ФНБ). Вероятно, именно поэтому российское государство, в рамках либеральной идеологии служащее интересам финансовых спекулянтов, и набирает займы: это способ субсидирования заемщиков — финансовых спекулянтов — деньгами российских налогоплательщиков.

Читайте также
Путин разнес правительство, но роста цен на продукты не избежать Путин разнес правительство, но роста цен на продукты не избежать Еда будет дорожать каждый месяц, несмотря на попытки Кремля зафиксировать ее стоимость в магазинах

А всемерная дискредитация России либералами (и не только оппозиционными, но и привластными) выполняет важную коммерческую функцию, так как, ухудшая ее имидж и создавая риски, существующие только в воображении участников финансовых рынков, повышают стоимость заимствований и, соответственно, увеличивают дань, которую российские либералы выплачивают из российского бюджета своим спекулятивным хозяевам — как иностранным, так и российским.

Правда, в отличие от октября, в ноябре практически все чистые займы (754,7 млрд руб. внутренних и эквивалент 179,7 млрд руб. внешних, взятых впервые после многолетнего перерыва) пошли не на наращивание неиспользуемых остатков бюджета (которые после октябрьского рывка не только не выросли, но и сократились, пусть на символические 0,07 млрд руб.), а на покрытие его дефицита, составившего 815,0 млрд руб. — в 4,8 раза больший среднемесячного дефицита предыдущих 10 месяцев (в октябре уточненный дефицит вообще составил жалкие 39,9 млрд руб.) и почти треть всего дефицита января-ноября — 2,5 трлн.руб.

Для исполнения годовых проектировок по расходам декабрьские расходы должны составить 4,8 трлн.руб., то есть средние расходы предыдущих 11 месяцев должны быть превышены в почти рекордные 2,7 раза (последние почти 20 лет в декабре на экономику обрушивается «бюджетное цунами», так как Минфин выдает бюджетополучателям деньги, которые он под разными предлогами задерживал в течение всего года, демонстрируя всевластие своего произвола и дезорганизуя экономику; превышение составляет не менее 2 раз, обычно — 2,2−2,5 раза).

Таким образом, дезорганизация экономики непрофессиональным исполнением бюджета в условиях коронабесия станет дополнительным ударом, которое получит и так изнемогающее российское общество.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Сергей Духанов

Журналист

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня