«Газпром» допускает, что проект «Северный поток-2» может быть отложен или вообще остановлен по политическим причинам. Об этом говорится в проспекте размещение евробондов российской компании: «При реализации наших крупных международных проектов, таких как газопровод „Северный поток-2“, мы сталкивались и можем продолжать сталкиваться с рисками, связанными с изменением политической ситуации в различных регионах, связанных с такими проектами. В исключительных обстоятельствах, в том числе из-за политического давления, такие изменения могут привести к приостановке или прекращению проекта».
С таким заявлением «Газпром» выступил после того, как над «Северным потоком-2» снова сгустились тучи. Nord Stream 2 AG решила отложить начало работ по завершению строительства газопровода (официальная причина — необходимость проверить техническое оснащение). 14 января власти США предупредили компании, участвующие в реализации «Северного потока-2», о риске подвергнуться дополнительным санкциям по закону об обеспечении энергетической безопасности Европы в рамках оборонного бюджета на 2021 финансовый год.
В «черный список» Вашингтона попала баржа «Фортуна» и владеющая ей компания «КВТ-Рус». Некоторые европейские партнеры «Газпрома» добровольно выходят из проекта.
В Германии тем временем активизировались экологи. «Союз охраны природы и биоразнообразия» обжаловал выданное Федеральным морским и гидрографическим агентством разрешение на строительство участка газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне ФРГ. Аналогичную жалобу подала еще одна природоохранная организация — Deutsche Umwelthilfe (DUH). На время рассмотрения этих претензий действие разрешения на проведение строительных работ приостанавливается.
И на волне этих новостей «Газпром» допустил, что «Северный поток-2» не будет реализован. Как воспринимать это сообщение? Ведь раньше российская компания, напротив, была полна оптимизма и настаивала, что газопровод обязательно введут в эксплуатацию.
— Не думаю, что есть резон говорить о смене риторики «Газпрома», — полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Тот формат сообщения, о котором мы говорим, обязывает российскую компанию освещать потенциальные риски. Это проспект для инвесторов при выпуске евробондов. И «Газпром» должен был упомянуть о рисках, связанных с реализацией «Северного потока-2», об угрозе финансовых потерь.
Так делают все компании, акции которых торгуются на бирже. Кстати, европейские партнеры «Газпрома», которые кредитовали «Северный поток-2», тоже публиковали подобные вещи. Они предупреждали, что если газопровод не будет введен в эксплуатацию, то их инвестиции придется списать. Речь идет о половине стоимости проекта, а стоит он 9,6 миллиарда долларов.
В общем, не надо драматизировать это сообщение. Да, есть риски, американцы вводят все больше санкций. Сложно сказать, что будет, если они введут запрет на обслуживание данного газопровода (де-факто на его функционирование). Здесь уже не все зависит от России. «Газпром» об этом честно предупреждает, чтобы к нему потом не было претензий. Но не факт, что риски будут реализованы.
Ничего кардинально нового в плане санкций сейчас не происходит. Запрет на строительство и так был. Открытым остается вопрос, почему они заявляют о внесении в «черный список» баржи «Фортуна» — она ведь формально режим санкций не нарушала. Есть запрет строительства на глубоководных участках, а «Фортуна» работала только на мелководье. В любом случае, это не значит, что она не будет использоваться в датской акватории.
Судя по всему, российская сторона готовилась к тому, что и «Фортуна», и «Академик Черский», и ряд судов снабжения под санкции попадут. Они сменили собственника и теперь принадлежат компаниям, которые или недавно созданы, или никому неизвестны. Их не жалко подставить под санкции.
Чего добиваются американцы? Чтобы компания испугалась и сама вышла из проекта. Но «Фортуна» и «Академик Черский» работают только в России, им бояться нечего. Сейчас главное достроить «Северный поток-2», а судьба судов, которые его строят, уже вторична.
«СП»: — В последняя время появляется много сообщений о том, что из проекта выходят европейские стразовые компании. «Газпром» сможет обойтись без них?
— Пока что речь идет об отказе страховать суда, которые участвуют в реализации «Северного потока-2». Сейчас они застрахованы. Но мы не знаем условий контракта: аннулируется ли страховка, если компания попадает под санкции? Если аннулируется, то эстафету придется принять каким-то российским компаниям. Возможно, банкам, которые тоже находятся под санкциям, с привлечением государственных гарантий. Европейцам этого должно хватить.
Но скорее всего застрахованные суда просто не смогут получить страховку в 2022 год. Здесь мы возвращаемся к вопросу, что будет после завершения строительства «Северного потока — 2». Сейчас это не столь важно. Важно, смогут ли суда продолжать работу над проектом. Подробностей мы не знаем, но, как бы то ни было, это решаемая проблема.
«СП»: — Вокруг «Северного потока-2» возобновилась экологическая возня. Экологическая возня. Защитники природы обжаловали решение о строительстве газопровода в исключительной экономической зоне ФРГ. С этим тоже связаны определенные риски?
— Это довольно странная история, поскольку строительство «Северного потока-2» в немецкой акватории уже завершено. Основной участок был построен еще в 2019 году, заключительные работы недавно выполнила «Фортуна». Какой смысл аннулировать разрешение на строительство, когда строительство уже разрешено?
Логичнее было бы протестовать против ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию. Но даже нынешняя жалоба не означает, что разрешение строить газопровод аннулируется. Она означает, что претензии экологов будут рассмотрены. И не факт, что их удовлетворят. Шансов на это немного. Во-первых, потому что в самых первых документах, которые подавал оператор проекта, была представления аргументация экологической безопасности «Северного потока-2». Немецкий регулятор с этими выводами согласился, поскольку выдал разрешение на строительство.
Во-вторых, на дне Балтийского моря уже много лет лежит и работает первая нитка «Северного потока». Тот же маршрут, та же точка входа на побережье Германии. И никакого вреда окружающей среде газопровод не наносит. Поэтому у экологов позиция крайне слабая.
Подобные нападки мы видели и в Дании, и в Швеции. Они лишь дискредитируют самих экологических активистов, которые явно действуют по политическим мотивам.
«СП»: — Недавно советник избранного президента США Джозефа Байдена Николас Бернс предложил приостановить и действие американских санкций против «Северного поток-2», и его строительство, чтобы спокойно провести переговоры. Это здравая мысль?
— Она тоже странная. «Давайте мы не будем вводить санкции, но вы их, по сути, будете выполнять и прекратите строить газопровод». Глупость какая-то. Мы хотим достроить «Северный поток-2», европейцы тоже хотят.
Возможно, администрация нового президента США намекает, что она будет хотя бы для вида учитывать интересы своих европейских партнеров.
Но на практике, я думаю, американцы не изменят своего отношения к «Северному потоку-2». Никто не отменит санкции, запрещающие строительство. Они были введены не президентским указом. Это федеральный закон. В условиях, когда необходимость санкционного давления на Россию носит в США характер двухпартийного консенсуса, отменить этот закон нереально.
Вряд ли кто-то всерьез воспринимает слова о необходимости учитывать европейские интересы. Это все разговоры в пользу бедных. Ни при каких обстоятельствах, ни при каком президенте США не будут поддерживать поставки российского газа в Европу.
«СП»: — Если предположить, что «Северный поток-2» не будет достроен, то Россия окажется «заперта» на украинском транзите?
— Да. Еще четыре года мы должны транзитировать через Украину по 40 миллиардов кубов газа, причем по принципу «качай или плати». Более того, за дополнительные объемы прокачки нужно платить по повышенному тарифу.
Я думаю, смысл противодействия Соединенных Штатов «Северному потоку-2» заключается в том, чтобы на первом этапе «запереть» Россию на украинском транзите, а затем перекрыть его. Либо дождаться завершения транзитного контракта и заставить Украину его не продлевать. Конечная цель — сокращение поставок российского газа на европейский рынок. Возникнет дефицит, вырастут цены, можно будет рентабельно экспортировать американский СПГ. Штаты этого даже не скрывают.