Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Путин преображает Закавказье, следуя примеру Ленина и Ататюрка

Как новый транспортный коридор изменит регион после войны в Карабахе?

7357

Строительство транспортного коридора на Южном Кавказе обсуждается на переговорах в Москве. Первая встреча вице-премьеров России, Армении и Азербайджана, по данным РБК, была запланирована на 27 января. В ней также должен принять участие гендиректор Южно-Кавказской железной дороги.

Как сообщает РБК, обсуждается строительство железной дороги через территорию Армении, которая свяжет Россию и Армению, Армению и Иран, Азербайджан и азербайджанский эксклав Нахичевань (сейчас для связи с Нахичеванью у Баку есть только авиасообщение).

Дорога последовательно пройдет через Дагестан, Баку, затем вдоль границы с Ираном по реке Аракс, через Мегри (Армения), Джульфу (Азербайджан), Нахичевань и завершится в Ереване. От Джульфы уже существующая железнодорожная ветка ведет в иранский город Тебриз.

Азербайджан уже начал строительство своего участка железной дороги между городами Горадиз и Зангелан (70 км). По словам Ильхама Алиева, на это уйдет два года. Кроме того, Баку хочет добиться строительства автомобильного шоссе по тому же маршруту, которое свяжет Азербайджан и Турцию.

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзоян считает не до конца урегулированный статус Нагорного Карабаха помехой проекту.

Читайте также
Разговор Путин-Байден: Россию ждет тяжелая двухлетка Мирный тон первой беседы президентов не должен вводить в заблуждение — давление на РФ будет нарастать

— Планируемый транспортный коридор будет очень полезен всем государствам Южного Кавказа, за исключением Грузии. Россия получит прямой путь на рынок Армении — нашего союзника по ЕАЭС, а также Турции — крупнейшего торгового партнера.

Кроме того, это элемент престижа. Обсуждается, что коридор будет контролироваться российскими военными. Также появление транспортного коридора побуждает Грузию на диалог с Россией, поскольку Тбилиси потеряет огромные доходы когда сухопутные грузы пойдут через Армению.

Но для всего этого надо начать и закончить строительство, и коридор должен функционировать безопасно. А если азербайджанцы будут его перекрывать — утром хочу, вечером не хочу, то ничего не выйдет.

«СП»: У вас есть сомнения в реализации проекта?

— Конечно. Для этого нужны большие деньги. А главное, это ненадежно, поскольку конфликт в Нагорном Карабахе до конца не разрешен. Где гарантия, что через пять лет Азербайджан не потребует вывести российских миротворцев (по соглашению это может произойти в случае заявления любой из сторон — авт.), чтобы захватить оставшуюся часть территории и устроить там репрессии? И если Россия не уйдет, то Баку может перерезать дорогу.

Озабоченность по поводу поведения Баку разделяет и политолог Айк Халатян.

— Сомнительно, что граждане Армении в обозримое время рискнут пользоваться какими-нибудь дорогами, идущими через Азербайджан. Недавно в грузинском селе, где живут азербайджанцы, нападению подверглись армянские фуры. Раз это случилось в Грузии, тем более может случиться в Азербайджане. И нет шансов, что власти там будут искать и наказывать виновных.

Несмотря на начало переговоров, армянскую сторону сейчас больше всего волнует вопрос военнопленных, которых Баку в нарушение заявления трех президентов от 9 ноября не возвращает. Звучит резкая критика со стороны почти всех политических сил Армении. Пока это не решено, армянским властям не стоит решать другие вопросы, интересные в первую очередь Азербайджану и лишь в некоторой степени Армении.

Многое будет зависеть от развития политических событий в Армении. Удержится ли у власти Пашинян. Если нет, то какой подход будет у новых властей. Эту тему сильнее всего пропагандируют действующие армянские власти. Но их крайне низкий рейтинг среди граждан играет, скорее, против этого проекта.

«СП»: — Почему для Азербайджана транспортный коридор важнее, чем для Армении?

— Известно, что давно существует пантюркистский проект. Подобный коридор дает Турции возможность через Нахичевань выйти на Азербайджан, а оттуда через Каспийское море на тюркские страны Центральной Азии. По мнению турецких властей, это будет способствовать проникновению Анкары в этот регион и усилению там ее влияния.

В свою очередь у Азербайджана появится надежная связь со своим главным союзником. Мы же знаем знаменитую формулу «один народ — два государства», которую в свое время озвучил Гейдар Алиев и сейчас повторяют на всех своих встречах Эрдоган и Алиев-младший.

Эксперт по Ближнему Востоку и Кавказу Станислав Тарасов, считает опасность, исходящую от Турции преувеличением. Россия от новой транспортной инфраструктуры выиграет и политически, и экономически.

— Москва, выступив удачно посредником в конфликте в Нагорном Карабахе, обозначив присутствие своих миротворцев фактически на территории Азербайджана, поддержав пункты мирного соглашения по разблокированию коммуникационных коридоров, теперь конвертирует свое присутствие в экономическую составляющую.

Если сейчас все наземные коммуникации России с Турцией возможны только через Грузию, то после разблокирования сообщения с Арменией становится выгодней прокладывать не только транспортные, но и энергетические коридоры через территорию Армении и Карабаха. И эти изменения носят качественный характер.

Россия интегрируется в китайский проект «Один пояс — один путь». Таким образом, три страны — Россия, Армения и Турция начнут получать экономические выгоды глобального уровня. Коммуникации Грузии в этом случае будут использовать как запасные. А фактически она выпадает из закавказского ансамбля (такие опасения недавно высказал Саакашвили — авт.).

Американцы пришли в шок от этих удачных действий Москвы. Это была изящная игра.

«СП»: — Есть мнение, что Турция опасна и Россия может потерять от активности Анкары в зоне наших интересов…

— Это все армянская историография, которая видит в турках врагов по известным причинам. Начиная с 1920-х годов, у нас был достаточно позитивный опыт взаимодействия с Турцией. То, что начали Ленин и Атататюрк — вступив в альянс они тогда стабилизировали Закавказье, теперь продолжили Путин и Эрдогана.

Турция присутствует в Азербайджане после развала СССР. Сейчас качественно ничего не изменилось. Разве что повысился авторитет Анкары в глазах азербайджанцев в связи с ее поддержкой в карабахской войне. Хотя у нас и любят пугать неоосманизмом.

Азербайджан никогда не согласится разместить у себя турецкие военные базы, потому что для этого нужен фактор внешней угрозы, а его нет. Россия — не угроза. Благодаря позиции Москвы Баку вернул свои территории. Ереван тоже не угрожает. Возможно только символическое присутствие турок.

Новый альянс России и Турции укрепляет позиции России в Закавказье. Игра Запада там слабая. Не зря американцы пытаются реанимировать Минскую группу по Карабаху, чтобы поднять вопрос о статусе наших миротворцев и самого региона. Цель — убедить всех, что карабахские соглашения случайны, промежуточны и главные договоренности впереди.

Но вопрос статуса Карабаха можно решать не только в формате Минской группы. Учитывая, что российские миротворцы де-факто находятся на территории Азербайджана, то статус этого анклава может быть определен двусторонним соглашением между Москвой и Баку. Это может быть протекторат. С учетом того, что армяне и азербайджанцы вместе проживать не могут.

Такие качественные изменения происходят раз в несколько десятилетий.

«СП»: — А если Турция полезет через Каспий в Центральную Азию — российское «мягкое подбрюшье»?

— Не надо ее демонизировать. Напомню, что когда Турция создала союз тюркских государств, Москва высказала желание стать членом этого союза, поскольку у нас часть населения тюрки. Анкара тогда сразу задергалась. Мол, тогда сильная Россия станет в этом союзе первой. Так что проникновения Турции в Центральную Азию бояться не надо. А вот проникновение России на Ближний Восток через этот коридор очень даже реально и экономически перспективно.

По мнению президента Научного общества кавказоведов, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Александра Крылова, железнодорожная ветка поможет российским военным.

Читайте также
Ереван ставит на Байдена в противостоянии с Азербайджаном Армения оценила роль США в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе

— Для России главная ценность транспортного коридора в том, что он открывает путь для стабилизации всего Закавказья. Потому что если будет прогресс в социально-экономическом развитии, то и политическая ситуация будет улучшаться. Но эта перспектива пока осложняется воинственными настроениями и в Азербайджане, и в Армении.

Коридор решит проблему надежного сообщения с Арменией, которого не было последние 30 лет. В Россию может поставляться армянская сельхозпродукция, легче будет снабжать нашу военную базу в Гюмри. И Россия, и Армения получат путь в Южную Азию, к Персидскому заливу. Это дополнительный выход на мировые рынки.

Главное, чтобы Азербайджан смог обеспечить безопасность коридора. Если в начале еще можно будет возить грузы «бронированными вагонами», то в перспективе нужны изменения в общественных настроениях. Люди должны почувствовать свои выгоды. Пока же армянской стороне очень трудно принять итоги войны даже психологически.

— То, что планируется сделать в Закавказье — это часть обустройства транспортного коридора «Север — Юг» (от Петербурга до Шри-Ланки — авт.), включающего железнодорожные, морские и шоссейные дороги, — отмечает руководитель сектора Ирана Института востоковедения Нина Мамедова. — Возможное смягчение после победы Байдена американских санкций в отношении Ирана ускорит его развитие. В этом заинтересованы и Европа, и Индия, и Иран, и, конечно, Азербайджан. Ведь несмотря на санкции железнодорожный мост в Астаре (город на границе Ирана и Азербайджана) в рамках этого коридора построили.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня