В российском обществе растет запрос на социальную справедливость. Это констатируют и социологи, это продемонстрировала и новая волна митингов, прокатившаяся по стране.
В Кремле также видят подобный запрос, о чем Владимир Путин недвусмысленно говорил в своем выступлении на Давосском форуме: «Рост неравенства раскалывает общество, реальные проблемы порождают нетерпимость и недовольство».
Политический эффект очевиден — это рост популярности лево-патриотических партий. А вот о том, как отразится запрос на справедливость на экономические и бизнес-процессы, «Свободной прессе» рассказали эксперты.
Независимый финансовый эксперт Алексей Бушуев:
— Политики в новом году будет достаточно. Даже небольшие движения могут оказаться тектоническими сдвигами. Так, мы четко увидели, что правительство под прямым давлением президента вынуждено было вместо жесткой монетаристской политики (экономим на чем можем и копим резервы) начать фактически стимулировать спрос. В учебниках это называют «разбрасывать деньги с вертолета». С учетом того, какой это оказало восстанавливающий эффект на экономику, мы можем ожидать, что опыт будет в разных формах повторяться.
«СП»: — А каким конкретно образом?
- Самый очевидный выбор: это прямые пособия от федерального центра гражданам на некие простые и значимые цели — на детей, на пенсионеров, особенно в преддверии выборов. Именно прямые и просто считаемые. Устраивать сложные расчеты времени просто нет.
Другой группой «сюрпризов» может быть перестройка и освобождение целых ниш, где появится простор для новых игроков, и прежде всего для малого и среднего бизнеса.
«СП»: — Думаете, в преддверие выборов власти будут готовы на серьезные экономические реформы?
- Внимание, как мне кажется, будет уделено секторам, где так или иначе усиливается государственное вмешательство и рядом с ними. Как говорится, в стакане с большими орехами всегда найдется место семечкам. А в нашей ситуации может оказаться, что половину орехов достали и появляется много места. Это может решить целый комплекс политических (рабочие места, социальные лифты для молодежи) и экономических вопросов — выбивание лишних посредников и коррупционной маржи.
Серьезной новацией может стать появление государственной инвестиционной низкокоррупционной программы по гражданским отраслям. Например, в области медицины, медицинского оборудования, науки, что по цепочке даст импульс подрядчикам.
«СП»: — Вы упомянули про смену монетаристского курса правительства. Продолжится ли дрейф в финансовой сфере под влиянием социального протестного запроса?
- Думаю, в финансовой отрасли главным системным фактором станет необходимость «выращивания» грамотных клиентов. Банк России отметил, что в стране продано до 600 млрд. рублей «мутных» финансовых продуктов. Если маржа по ним составила хотя бы 20%, то экономические потери инвесторов становятся сопоставимы с потерями вкладчиков пирамид в девяностые. И это тоже один из триггеров изменений.
Изменения пугают. Всегда. Это нормально. Но тот, кто первый справится со страхом, имеет шанс проехаться на экономическом лифте настолько высоко, насколько хватит смелости.
Генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова уверена, что социально-политические изменения коснутся в первую очередь малого бизнеса.
— Правительство видит в малом и среднем бизнесе мощный инструмент для драйва экономики и наращивания налоговых сборов, — говорит Ускова. — Льготы и послабления не только поддерживают бизнес на плаву, но и заставляют предпринимателей «обеляться», так что курс на поддержку внутреннего предпринимательства продолжится с большой вероятностью.
«СП»: — При этом даже официальные данные за 2020 год не просто пессимистичны, а трагичны: прекратили деятельность 950 тысяч индивидуальных предпринимателей. В то время как появилось в полтора раза меньше — лишь 605 тысяч. Фактически, идет мор малого бизнеса.
— Знаете, сейчас предсказать положение малого бизнеса очень непросто. Понятно, что без поддержки государства, бизнес, столкнувшийся с затянувшимся падением доходов населения и покупательской активности, продолжит нести убытки.
Вместе с ним будут редеть и предложения на рынке труда, так как малые и средние предприятия в нашей стране создают четверть всех рабочих мест. К тому, же мораторий на банкротства больше не действует, по отложенным налогам прошлого года тоже нужно платить сейчас. А откуда брать деньги, если доходы большинства малых предпринимателей к концу года просели на почти 17%, непонятно!
«СП»: — Быть может, нынешний год принесет массовую «миграцию» предпринимателей в самозанятых?
— Если учесть, что условия для самозанятых не будут меняться вплоть до 2029 года, ясно, что число их в будущем будет только расти. Простота регистрации, отсутствие обязательных страховых взносов и низкая налоговая ставка наряду с доступом к мерам государственной поддержки и льготных кредитов повышают популярность нового налогового режима. Причем не только у вчерашних индивидуальных предпринимателей, стремящихся сократить налоговые издержки.
Самозанятость оказывается привлекательной и для крупного бизнеса. Сотрудничество с самозанятыми в рамках краткосрочных контрактов и разовых работ стоят компаниям намного дешевле, чем с обычным «физиком» и позволяет оптимизировать кадровые расходы, что важно, когда экономить приходится всем.