Новая напасть для Вильнюса: Усть-Луга заберет у Литвы и белорусские удобрения

Переориентацию Минск начал с нефтепродуктов, очередь за «Беларуськалием»

9578
На территории инновационного терминала по перевалке удобрений в морском порту Усть-Луга (на фото)
На территории инновационного терминала по перевалке удобрений в морском порту Усть-Луга (на фото) (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Не успела Белоруссия с Россией огорошить Литву переориентацией нефтепродуктов из Клайпедского порта в нашу Усть-Лугу, как новая напасть для Вильнюса: в Усть-Луге введен в эксплуатацию терминал по перевалке минеральных удобрений. Эдакий привет Клайпедскому порту, где примерно 30% перевалки осуществляет «Беларуськалий».

Этот проект реализуется с 2018 года компанией «Ультрамар», которая осуществляет полный комплекс услуг в сфере грузоперевозок и логистики минеральных удобрений из портов Санкт-Петербург и Усть-Луга по всему миру, совместно с федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Росморпорт». В этом феврале терминал выйдет на мощность 5 млн тонн. Выход на полную мощность в 12 млн тонн запланирован на конец 2021 года.

Читайте также
В. Жуковский: Настало время отменить, наконец, НДС В. Жуковский: Настало время отменить, наконец, НДС Налог на добавленную стоимость тормозит развитие экономики и порождает коррупцию

В ФГУП «Росморпорт» не скрывают: основной задачей проекта является переориентация российских грузопотоков минеральных удобрений из портов Прибалтики в порт Усть-Луга. Ну, там где российские, там и белорусские, Союзное же государство. «Беларуськалий» гонит через Клайпедский порт более 11 млн тонн калийных удобрений, а если вспомнить, что Александр Лукашенко в ответ на литовские санкции против Минска дал своему правительству поручение рассмотреть вопрос о переориентации белорусских грузов из Литвы в другие порты, то видим: выход терминала в Усть-Луге на полную мощность как раз и покрывает весь объем грузов «Беларуськалия» в Клайпеде. «Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — казал Батька.

Насчет 30% всего литовского бюджета Лукашенко, конечно, погорячился, но 30% в Клайпедском порту — это да. Недаром директор порта Альгис Латакас встревожился: «Это окажет очень негативное воздействие на порт, поскольку эта часть грузов очень велика, а грузы „Беларуськалия“ следуют через Клайпедский порт в больших объемах, поэтому в экономическом смысле на самом деле это будет очень большой убыток».

А министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, который как и его предшественник Линас Линкявичюс тоже ратует за всяческие санкции против России и Белоруссии, тут вдруг спасовал. В ответ на предложение Светланы Тихановской самой Литве ввести санкции против «Беларуськалия», причем ее поддержала министр экономики Аушрине Армонайте, глава МИД сказал: «Санкции также должны быть адекватными, они должны направлять сигнал режиму о том, что его действия неприемлемы, а также не должны обделять людей, которые, возможно, не связаны с режимом, но работают в этой компании, и работа дает им обед на стол, которые, возможно, не поддерживают Лукашенко, но при этом работают в той или иной компании».

Правда, его высказывание было обусловлено скандалом вокруг друскининкайского санатория «Беларусь», который находится в ведении управления делами президента Белоруссии. Литва ввела против него санкции, были заморожены счета, и работники предприятия перестали получать зарплату. Только вот из почти 400 сотрудников санатория 350 — граждане Литвы, жители Друскининкая. Естественно, разразился скандал, из которого власти Литвы не знают как выпутаться. Советуют искать работу в другой компании. Но в стране — самая большая в Прибалтике безработица — 10,1% (в Латвии — 8,2%, в Эстонии — 7,8%) и больше средней по Евросоюзу (7,5%), да тут еще речь о городе-курорте, где работы, в общем-то, и нет…

Да и предприниматель Игорь Удовицкий, который является основным владельцем терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде, специализирующемся на перевалке белорусских удобрений, заявил агентству BNS, что введение санкций в отношении «Беларуськалия» будет выгодно Германии, России, Канаде и другим странам, в которых есть производители удобрений. «Но готова ли Литва заплатить за успех других стран? Заплатить сотнями миллионов евро ежегодных потерь и тысячами уволенных работников порта, железной дороги, многих связанных предприятий? Готова ли Литва взять на себя ответственность за потерю средств к существованию десятков тысяч белорусских шахтеров и членов их семей? А за сотни тысяч белорусских бюджетников, которые также живут за счет поступлений от экспорта белорусского калия?» — задал он риторический вопрос.

Но если Усть-Луга заберет грузы «Беларуськалия», то пострадает Литва, но не белорусские шахтеры, члены их семей и белорусские бюджетники. И это станет настоящей экономической бедой для балтийской республики.

Читайте также
Доллар по 80: митинги за Навального сыграют против рубля Доллар по 80: митинги за Навального сыграют против рубля Курс российской валюты в феврале может ослабеть до годовых минимумов

Правда, в Вильнюсе предупреждают: Белоруссии не выгодно тащить грузы через порт под Санкт-Петербургом, так как это дальше и произойдет удорожание логистики. Но произойдет ли? Напомним: когда Владимир Путин в 2017 году предложил Минску переориентировать поток белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в российские порты, в РЖД Минску сразу дали скидку в 50%. Правда, тогда Лукашенко не принял предложение Путина. Но сейчас другая ситуация, которую «выправили» западные покровители белорусских оппозиционеров. Теперь Батьке самому хочется наказать Литву, и нефтяной поток уже двинулся из Белоруссии не в Литву, а в Россию. В конце прошлого года «Белорусская нефтяная компания» решила приостановить экспорт нефтепродуктов через Клайпеду. А сейчас Москва и Минск подготовили двустороннее соглашение о перевозке нефтепродуктов, которое действительно до конца декабря 2023 года с правом продления. И удорожания логистики для Белоруссии по транзиту нефтепродуктов не произойдет. «Договоренность между правительствами двух стран заключается в том, чтобы удорожания не было, — сказал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. — Мы оценивали железнодорожную составляющую, я могу сказать, что с учетом тарифа по Белоруссии, тарифа по РЖД, скидки при перевозке разных номенклатурных групп получается, что у нас уже сопоставимые условия по железной дороге». Он напомнил и о той 50-процентной скидке на перевалку нефтепродуктов из Белоруссии в российские порты, которую РЖД ввела в 2017 году и которая, оказывается, действует до конца 2025 года.

Естественным было бы предположение, что в случае переориентации белорусских калийных удобрений с Клайпеды на Усть-Лугу Минск получил бы аналогичные скидки. А Литва — многомиллионные убытки…

Последние новости
Цитаты
Михаил Рощин

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня