Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Новая напасть для Вильнюса: Усть-Луга заберет у Литвы и белорусские удобрения

Переориентацию Минск начал с нефтепродуктов, очередь за «Беларуськалием»

10621

Не успела Белоруссия с Россией огорошить Литву переориентацией нефтепродуктов из Клайпедского порта в нашу Усть-Лугу, как новая напасть для Вильнюса: в Усть-Луге введен в эксплуатацию терминал по перевалке минеральных удобрений. Эдакий привет Клайпедскому порту, где примерно 30% перевалки осуществляет «Беларуськалий».

Этот проект реализуется с 2018 года компанией «Ультрамар», которая осуществляет полный комплекс услуг в сфере грузоперевозок и логистики минеральных удобрений из портов Санкт-Петербург и Усть-Луга по всему миру, совместно с федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Росморпорт». В этом феврале терминал выйдет на мощность 5 млн тонн. Выход на полную мощность в 12 млн тонн запланирован на конец 2021 года.

Читайте также
В. Жуковский: Настало время отменить, наконец, НДС Налог на добавленную стоимость тормозит развитие экономики и порождает коррупцию

В ФГУП «Росморпорт» не скрывают: основной задачей проекта является переориентация российских грузопотоков минеральных удобрений из портов Прибалтики в порт Усть-Луга. Ну, там где российские, там и белорусские, Союзное же государство. «Беларуськалий» гонит через Клайпедский порт более 11 млн тонн калийных удобрений, а если вспомнить, что Александр Лукашенко в ответ на литовские санкции против Минска дал своему правительству поручение рассмотреть вопрос о переориентации белорусских грузов из Литвы в другие порты, то видим: выход терминала в Усть-Луге на полную мощность как раз и покрывает весь объем грузов «Беларуськалия» в Клайпеде. «Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — казал Батька.

Насчет 30% всего литовского бюджета Лукашенко, конечно, погорячился, но 30% в Клайпедском порту — это да. Недаром директор порта Альгис Латакас встревожился: «Это окажет очень негативное воздействие на порт, поскольку эта часть грузов очень велика, а грузы „Беларуськалия“ следуют через Клайпедский порт в больших объемах, поэтому в экономическом смысле на самом деле это будет очень большой убыток».

А министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, который как и его предшественник Линас Линкявичюс тоже ратует за всяческие санкции против России и Белоруссии, тут вдруг спасовал. В ответ на предложение Светланы Тихановской самой Литве ввести санкции против «Беларуськалия», причем ее поддержала министр экономики Аушрине Армонайте, глава МИД сказал: «Санкции также должны быть адекватными, они должны направлять сигнал режиму о том, что его действия неприемлемы, а также не должны обделять людей, которые, возможно, не связаны с режимом, но работают в этой компании, и работа дает им обед на стол, которые, возможно, не поддерживают Лукашенко, но при этом работают в той или иной компании».

Правда, его высказывание было обусловлено скандалом вокруг друскининкайского санатория «Беларусь», который находится в ведении управления делами президента Белоруссии. Литва ввела против него санкции, были заморожены счета, и работники предприятия перестали получать зарплату. Только вот из почти 400 сотрудников санатория 350 — граждане Литвы, жители Друскининкая. Естественно, разразился скандал, из которого власти Литвы не знают как выпутаться. Советуют искать работу в другой компании. Но в стране — самая большая в Прибалтике безработица — 10,1% (в Латвии — 8,2%, в Эстонии — 7,8%) и больше средней по Евросоюзу (7,5%), да тут еще речь о городе-курорте, где работы, в общем-то, и нет…

Да и предприниматель Игорь Удовицкий, который является основным владельцем терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде, специализирующемся на перевалке белорусских удобрений, заявил агентству BNS, что введение санкций в отношении «Беларуськалия» будет выгодно Германии, России, Канаде и другим странам, в которых есть производители удобрений. «Но готова ли Литва заплатить за успех других стран? Заплатить сотнями миллионов евро ежегодных потерь и тысячами уволенных работников порта, железной дороги, многих связанных предприятий? Готова ли Литва взять на себя ответственность за потерю средств к существованию десятков тысяч белорусских шахтеров и членов их семей? А за сотни тысяч белорусских бюджетников, которые также живут за счет поступлений от экспорта белорусского калия?» — задал он риторический вопрос.

Но если Усть-Луга заберет грузы «Беларуськалия», то пострадает Литва, но не белорусские шахтеры, члены их семей и белорусские бюджетники. И это станет настоящей экономической бедой для балтийской республики.

Читайте также
Доллар по 80: митинги за Навального сыграют против рубля Курс российской валюты в феврале может ослабеть до годовых минимумов

Правда, в Вильнюсе предупреждают: Белоруссии не выгодно тащить грузы через порт под Санкт-Петербургом, так как это дальше и произойдет удорожание логистики. Но произойдет ли? Напомним: когда Владимир Путин в 2017 году предложил Минску переориентировать поток белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в российские порты, в РЖД Минску сразу дали скидку в 50%. Правда, тогда Лукашенко не принял предложение Путина. Но сейчас другая ситуация, которую «выправили» западные покровители белорусских оппозиционеров. Теперь Батьке самому хочется наказать Литву, и нефтяной поток уже двинулся из Белоруссии не в Литву, а в Россию. В конце прошлого года «Белорусская нефтяная компания» решила приостановить экспорт нефтепродуктов через Клайпеду. А сейчас Москва и Минск подготовили двустороннее соглашение о перевозке нефтепродуктов, которое действительно до конца декабря 2023 года с правом продления. И удорожания логистики для Белоруссии по транзиту нефтепродуктов не произойдет. «Договоренность между правительствами двух стран заключается в том, чтобы удорожания не было, — сказал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. — Мы оценивали железнодорожную составляющую, я могу сказать, что с учетом тарифа по Белоруссии, тарифа по РЖД, скидки при перевозке разных номенклатурных групп получается, что у нас уже сопоставимые условия по железной дороге». Он напомнил и о той 50-процентной скидке на перевалку нефтепродуктов из Белоруссии в российские порты, которую РЖД ввела в 2017 году и которая, оказывается, действует до конца 2025 года.

Естественным было бы предположение, что в случае переориентации белорусских калийных удобрений с Клайпеды на Усть-Лугу Минск получил бы аналогичные скидки. А Литва — многомиллионные убытки…

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Юрий Зверев

Директор Центра исследований стран Балтийского региона БФУ им. И. Канта

Гузель Улумбекова

Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, ДМН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня