Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
25 февраля 2021 08:34

Дерипаска из «железки» сделает золото: Кедровый тракт бросит вызов Шелковому пути?

Алюминиевый магнат фонтанирует идеями развития России

30394
Материал комментируют:

Бизнесмен Олег Дерипаска раскритиковал действия РЖД и призвал реконструировать железнодорожную инфраструктуру.

По его мнению, хронически изношенная инфраструктура и отсутствие новых логистических центров лишь на первый взгляд кажутся безобидными. Занявшись этими проблемами, можно было бы решить проблемы и с ростом цен на продукты питания, и со стагнацией российских регионов. Более того, он уверен, что Россия могла бы стать «важнейшим хабом, связующим звеном между Европой и Азией».

«Реконструкция ведущих сибирских ж/д магистралей, обеспечивающих транзит между Европой и Азией, назрела уже давно, и не в целях перевозки угля на экспорт. А если создать на этом маршруте крупные логистические центры, которые займутся переработкой сырья в полуфабрикаты и компоненты на экспорт, можно получить Кедровый тракт — мощный и с богатым потенциалом, альтернативу новому китайскому «Шелковому пути», — написал бизнесмен в своем Telegram-канале.

Предприниматель уверен, что тогда российские экспортные товары будут быстро доставляться в Европу, а также удастся избежать роста цен на продовольствие внутри страны.

«Жаль, это не в повестке дня у РЖД. Там только рост тарифов в голове», — посетовал Олег Дерипаска.

Читайте также
США обещают русским блэкаут и хаос на дорогах Вашингтон готовит «ответку» России за «величайшее унижение Америки в интернете»

Китай российскому бизнесмену явно не дает покоя. Так, Дерипаска призывает российский Центробанк брать пример с Поднебесной, которая не боится экспериментов для спасения экономики и в прошлом году вложила в нее 35 трлн. юаней ($5,4 трлн), а это почти на 40% процентов больше, чем годом ранее. В результате, «КНР вышла из коронакризиса очевидным победителем, продемонстрировав ошеломительные темпы восстановления экономики».

Кроме того, сообщалось о намерении его En+ Group совместно с ВЭБ выкупить площадку обанкроченного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и запустить на его месте проект по поставкам воды с перспективой выхода на китайский рынок.

Независимый финансовый эксперт Леонид Хазанов полагает, что за словами Олега Дерипаски могут стоят планы принять участие в реконструкции железных дорог за счет средств из государственного бюджета.

— Вряд ли структуры алюминиевого магната возьмутся за это дело исключительно за собственный счет, так сказать, во благо национальных интересов. Еще он захочет получить низкие тарифы на перевозки алюминия, бокситов и глинозема.

А учитывая, что Олег Дерипаска в 2007 году приобрел крупный пакет акций европейского концерна Strabag, занимающегося строительством дорог и туннелей, то вполне может попробовать пролоббировать его интересы в получение государственных контрактов (с юридической точки зрения препятствий к этому лично я не вижу).

Замечу, что Дерипаска просто так ничего не делает, он всегда преследует какую-то выгоду. Например, его En+ Group рассматривает возможности для строительства в Красноярске станций для заправки сжиженным природным газом и водородом местных автобусов. Учитывая, что их создание, равно как и использование транспорта на данные виды топлива, отнюдь не дешевое удовольствие, несложно догадаться, кто в конечном счете может оплатить подобный проект — простые пассажиры за счет собственных средств (именно с них берут плату за проезд).

Использование же собственного телеграмм-канала очень удобно — подобным образом Олег Дерипаска старается продвигать свои идеи в широкие народные массы и оказать тем самым влияние на различные уровни власти. Фактически он делает акцент на сарафанное радио.

Отдельный доклад для него подготовить не проблема, благо его подчиненные смогут его сделать в сжатые сроки с грамотными выкладками и красивыми картинками.

«СП»: — А насколько мы с нашими подходами можем конкурировать с «Шелковым путем» Китая?

— Наши железные дороги могут конкурировать с Новым шелковым путем при условии расширения пропускной способности и их, и пограничных переходов. Более того, Транссибирская магистраль как раз и является частью Нового шелкового пути, хотя и проигрывает маршруту Чунцин — Европа по скорости движения поездов. Однако тому приходится дважды пересекать границу с Казахстаном, тогда как российские железные дороги идут мимо этой страны.

К тому же весь грузопоток из КНР в Европейский союз он обеспечить не может, поэтому часть его приходится на восточные и западные регионы России. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что из наших портов очень удобно отправлять грузы в Японию. По большому счету надо лишь модернизировать Восточный полигон для роста по нему потоков грузов.

— Как правильно отметил Олег Дерипаска, реставрация имеющихся железнодорожных путей и развитие новых в условиях России должно быть приоритетом для государства в сфере транспорта, — считает партнёр консалтинговой компании «Sinoruss» Алексей Пулик. — РЖД специально создано в форме естественной монополии (тогда как мировая практика знает примеры приватизации железных дорог, как в той же Польше, но это далеко не универсальное решение), чтобы контролировать наземные грузоперевозки и пассажиропоток, оптимизируя нагрузки на транспортные ж/д артерии, и реагируя на потребности меняющегося мира.

Уже на протяжении пяти лет, благодаря развитию электронной торговли, потребительские товары из Китая идут потоком к нам и в Европу. Даже Почта России мобилизовала ресурсы и активно встроилась в процесс. РЖД также должно пользоваться этим. И это мы говорим только о потребительских товарах, а добавить к этому масштабы профессионального оборота, да торговлю ресурсами (что нам особенно важно) — и масштабы потенциальной прибыли пробьют любой потолок ожиданий.

Читайте также
Не ручеек, а мощная река: За границу утекли еще $10 миллиардов Россияне все активнее вкладывают деньги в акции зарубежных компаний

«СП»: — Можем ли действительно создать альтернативу китайскому Шелковому пути и нужно ли это нам?

— Безусловно, руководство РЖД должно выступить с инициативой постройки двух или, скорее, трёх новых железных дорог через всю страну, две из которых должны прямо идти в Китай, а также ряда логистических хабов, как на уже используемых отрезках, так и на будущих магистралях. Мы, тем самым, перехватим частично инициативу у Казахстана, а также решим попутно вопрос транспортной доступности многих городов, особенно если с товарным полотном будем идти скоростная колея.

Конкурировать с китайской промышленностью на данном этапе у нас не хватит сил, но вот в чём Дерипаска категорически не прав, так это цель — торговля ресурсами (в том числе водой из Байкала) — это должна быть временная необходимость, которая даст возможность нарастить производственные мощи, направленные на готовую продукцию. Но все это невозможно без транспортного обеспечения. Ведь в том числе именно благодаря строительству дорог, США вышли из периода Великой депрессии, что позволило им впоследствии стать лидирующей мировой экономикой.

Да, нужно быть реалистами, с учётом современного уровня конкуренции в мировом масштабе, это всё проекты, так сказать со сроком окупаемости 50−70 лет. Но как не странно, китайские власти думают именно такими категориями: всё, что мы видим сегодня — закладывалось в 80-ые. Из-за их успехов мы в 30 лет уже не сможем уложиться.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня