Литва отомстит Путину и Лукашенко за Клайпедский порт ударом ниже пояса

«Газ продадим Польше и Украине!»: Вильнюс надеется, что СПГ-терминал станет для страны золотой жилой

111982
На фото: в литовском порту Клайпеда
На фото: в литовском порту Клайпеда (Фото: AP/TAСС)

Литва придумала довольно неожиданный ответ России и Беларуси, которые наносят совместный удар по Клайпедскому порту. Об этом пишет популярное китайское издание Sohu. По задумке властей прибалтийской республики, компенсировать убытки от потери белорусского транзита им поможет терминал сжиженного природного газа (СПГ) в той же Клайпеде: с конца 2022 года он будет снабжать «голубым топливом» Польшу и даже Украину.

Авторы публикации напоминают, что Минск отказался от использования литовской порта для перевалки своих нефтепродуктов — отныне они будут обрабатываться в Усть-Луге. Россия и Беларусь заключили соответствующие договорённости, в существование которых представители Вильнюса до последнего отказывались верить. Разве может бережливый Лукашенко — бывший председатель совхоза, у которого каждая копейка на счету — отказаться от выгодного сотрудничества с Клайпедой? Как оказалось, может. И велика вероятность, что одними нефтепродуктами дело не ограничится. Вслед за ними из Литвы могут уйти, к примеру, большие объемы калийных удобрений.

Читайте также
Немцы готовы платить за полет к «Спутнику V» Немцы готовы платить за полет к «Спутнику V» Вакцинная дипломатия набирает ход

«Белорусские власти хотят наладить перевалку своих грузов через российский порт Усть-Луга. В настоящее время между Москвой и Минском ведутся переговоры о согласовании деталей этого сотрудничества. <…> Литва, в свою очередь, пытается компенсировать огромные убытки», — констатирует Sohu.

Как компенсировать? Новых грузоотправителей искать негде. Россия тоже держит курс на отказ от сотрудничества с портами прибалтийских республик. Надежды на Китай не оправдались. Литва уже не стесняется открыто враждовать с Пекином, понимая, что грузы и инвестиции из Поднебесной ей не светят. Но план спасения в головах литовских чиновников все-таки созрел: СПГ-терминал Independence — символ «энергетической независимости» Литвы — будет покорять зарубежные рынки.

Идея сама по себе не нова. Вильнюс изначально планировал, что терминал получит статус регионального проекта и будет претендовать на европейское финансирование. Именно поэтому в Клайпеду прибыла гигантская регазификационная установка, мощность которой с лихвой покрывает потребности всех трех прибалтийских республик.

Литовские авантюристы потирали руки и готовились извлекать выгоду из превращения их страны в газового хаба. Но соседи не проявили большого интереса к поставкам СПГ через Клайпеду. Вплоть до 2019 года услугами Independence пользовались только три литовские компании: поставщик энергии и природного газа Lietuvos energijos tiekimas, завод по производству химических удобрений Achema и предприятие по торговле сырьем Imlitex. Да и тех приходится заставлять! Achema отрыто возмущается тем, что её принуждают покупать сжиженный природный газ и платить непомерно большой налог на содержание судна. Дело дошло до суда. Чтобы угомонить производителя удобрений, оператор СПГ-терминала Klaipedos nafta взял кредит на его содержание.

В общем, «история успеха» Литвы оказалась банальной аферой.

В 2020 году из-за карантинных ограничений в мире резко снизился спрос на энергоресурсы. Производители нефти и газа сбывали свою продукцию по бросовым ценам, иногда даже себе в убыток. А выгоду, соответственно, извлекали импортеры. Ценовая конъюнктура им благоприятствовала.

В числе счастливчиков оказалась и Литва со своим СПГ-терминалом. Вероятно, на короткий промежуток времени поставки сжиженного газа стали конкурировать с поставками газа трубопроводного. Для Independenceэто был звездный час.

В 2020 газовом году терминал принял 74 газовоза и обработал 3,5 миллиона кубометров СПГ. На 1,3 миллиона больше, чем в прошлом году. Рекордный показатель! А самое главное, что потребители получили возможность получать газ по «рыночным ценам».

«Без терминала СПГ в качестве альтернативы трубопроводному газу из России это было бы невозможно, — уверял директор Klaipedos nafta (KN) Дарюс Шиленскис. — Наши расчеты показывают, что в течение газового 2020 года потребителям природного газа Литвы было поставлено более 70% от общего объема потребленного природного газа с терминала СПГ».

Манипуляция настолько топорная, что даже не нуждается в разоблачении. Любой адекватный человек может возразить господину Шиленскису: цены на газ пробили дно во всем мире. Даже там, где нет никаких СПГ-терминалов.

На Украине Зеленский, к примеру, до начал отопительного сезона тоже твердил о рекордно низких платежках за «голубое топливо». Интересно, как так получилось, если у Киева не было «альтернативы трубопроводному газу из России»?

Литовские власти этим вопросом не задаются. По всей видимости, у них началось головокружение от успехов. Воскресла идея о превращении маленькой прибалтийской республики в мощный газовый хаб, который будет снабжать американскими «молекулами свобод» Латвию, Эстонию, Финляндию, Польшу. Нужно только дождаться конца года, когда будет достроен польско-литовский интерконнектор GIPL.

«Когда GIPL появится в сети, мы ожидаем начать экспорт газа в Польшу, аналогично тому, что мы сделали в Финляндии. Потенциально большая часть газа будет СПГ из Клайпедского порта», — прогнозирует гендиректор литовской государственной группа компаний электроэнергетического сектора Ignitis Group Дариус Майкстенас. По его мнению, через Польшу Литва сможет «толкать» СПГ еще одной стране, которая нуждается в обретении подлинной «энергетической независимости» — Украине.

А вот — свежее заявление уже упомянутого Дарюса Шиленскиса: «Видение KN — стать крупнейшим оператором терминала СПГ в мире и самым конкурентоспособным центром обработки нефтепродуктов в Балтийском регионе. Эта амбиция может быть достигнута только путем соблюдения самых высоких стандартов надлежащего управления и передовой практики». Еще раз: Klaipedos nafta замахнулась на статус крупнейшего в мире оператора терминалов СПГ!

Конечно, отчасти эти планы связаны с деятельностью компании за рубежом. В прошлом году она заключила контракт на предоставление услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию терминала для сжиженного газа GNA, расположенного в бразильском порту Ачу. Вероятно, после этого KN хочет провернуть еще несколько «вкусных» сделок. Но её приоритетная задача — это максимальная загрузка регазификационной установки в Клайпеде.

По мнению Sohu, литовский план выглядит максимально сомнительно. «Проблема Литвы в том, что Польша уже импортирует американский сжиженный газ. Некоторое время назад в стране появилась соответствующая инфраструктура, и Варшава не имеет острой необходимости в поставках топлива из Прибалтики», — констатирует китайское издание.

Читайте также
Путин и Эрдоган готовятся нажать на атомную кнопку Путин и Эрдоган готовятся нажать на атомную кнопку Что на самом деле могут обсудить президенты двух стран в ходе телемоста 10 марта?

В самом деле, источников газа у поляков хватает. Есть российский трубопроводный газ (не факт, что Варшава откажется от продления так называемого Ямальского контракта, хотя и обещает это сделать). Есть СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который Польша собирается расширять. Есть планы по строительству еще одного терминала. Наконец, в скором времени поляки смогут получать норвежский газ по строящемуся трубопроводу Baltic Pipe. В качестве его продолжения и задумывался GIPL.

«Этот газопровод будет иметь смысл только в том случае, если будет построена начальная часть, если смотреть от источника газа — Baltic Pipe. Этот проект начинается с него, потом переходит в газопровод Gas Interconnection Poland-Lithuania (GIPL). Далее он по советской системе трубопроводов доходит до Эстонии», — рассказывает эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич.

Иными словами, у самих поляков скоро будут излишки газа. Поэтому они изучают возможности реэкспорта газа на рынки сопредельных государств. Потенциально самое привлекательное направление — Украина. Но и какие-то объемы «голубого топлива» после запуска GIPL могут поставляться и в Прибалтику. Представители Польши открыто озвучивали эти планы.

То есть Варшава думает, что по польско-литовскому интерконнектору она наладит экспорт газа в Литву (и далее — в Латвию, Эстонию, Финляндию). В представлении Вильнюса все будет с точностью до наоборот: по каким-то причинам Польша начнет закупать СПГ через терминал в Клайпеде. Ну а газоснабжение Украины через Прибалтику — это вообще верх кретинизма. Даже Зеленский и компания на такое не отважатся.

В общем, будем следить за реализацией наполеоновских планов Литвы. Результат известен заранее. Интересно другое: как Майкстенас и другие чиновники будут комментировать тот факт, что запуск газопровода GIPL не обогатил прибалтийскую республику? Их за язык никто не тянул…

| О том, как Беларусь помогает Польше усилить нефтяную экспансию в Прибалтике читайте в материале «Свободной Прессе»

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня