В своем Telegram-канале глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин написал: «Политика демпинга на рынке пусковых услуг со стороны США и финансового допинга со стороны американских „космических частников“ как любой пинок сделали доброе дело — в ракетно-космической отрасли России началась борьба за сокращение издержек и оптимизацию цены на пусковые услуги „Роскосмоса“. И за это нужно партнерам сказать спасибо».
Пинок Рогозину — это удар ногой по его заднице, пишет, к примеру, Teller Report, но русских, видимо, не понять. Главе «Роскосмоса», наверное, нравится, когда его бьют, если он благодарит. Думается, что на данную ситуацию следует смотреть шире: в доморощенном топ-менеджерстве это явление, увы, довольно распространено, когда без воздействия на пятую точку эффективность «вертикали власти» резко падает. Недаром, знающие люди говорят о ручном управлении Путиным огромного госаппарата.
Можно предположить, что заявление Рогозина рассчитано на внутреннее потребление. Космическая Россия однозначно не выиграет от пересмотра прейскуранта НАСА, поскольку в заявлении американского агентства сказано: «Решение об этом было принято на основе обсуждений с заинтересованными сторонами, текущего роста рынка и в ожидании будущих коммерческих структур, способных предоставлять аналогичные услуги».
Да, стоимость доставки 1 кг груза на МКС выросла с $3 тыс. до $20 тыс., почти в семь раз, а возврат 1 кг обратно со станции на Землю поднялся в цене с $6 тыс. до $40 тыс. Что касается пилотируемых программ, то и здесь объявлено о существенном удорожании. Если раньше час полета астронавта стоил $17,5 тыс., то сейчас $130 тыс. Но клиенты НАСА знали, что халява должна закончиться, и были к ней готовы. В целом этот стимул рассматривался как бонусный билет для легкого входа в космический бизнес. Но не как не игра в «монополию», о чем пишет Дмитрий Олегович.
Об этом говорит хотя бы тот факт, что сообщение о новых тарифах было размещено на сайте НАСА 25 февраля, тогда как шумиха в медиапространстве началась 4 марта с публикации в журнале SpaceNews, после чего новость, подобно кругам на воде, разошлась по мировым СМИ.
И лишь только 6 марта Рогозин начал язвить в своем Telegram-канале: «Когда рынок „отстимулировали“, т.е. зачистили от всех неамериканских конкурентов, тогда можно вновь поднять цены до почти естественного уровня».
Очевидно, что эксперты «Роскосмоса» не мониторят деятельность американского конкурента по первоисточникам, придерживаясь правила «мы и сами с усами», а Дмитрий Олегович узнает о переменах в НАСА только из прессы, и то с опозданием.
Есть смысл еще раз вернуться к новым тарифам НАСА, которые взволновали Рогозина. Америка, будучи транснациональной экономикой, может запросто позволить себе и более дорогие пуски в отличие от России. Хотя ВВП США оценивается как 23% от планетарного валового продукта, в сфере прямого влияния Штатов — через глобальные корпорации и всепроникающие инвестиции — находится примерно половина мировой экономики.
Иначе говоря, если российский спутник связи обслуживает, к примеру, тысячу клиентов, то американский — миллион. Там совсем другой масштаб, поэтому, как говорит молодняк, «сравнение не катит». Тут нужно не чужие деньги считать, а свои зарабатывать, как новые конкуренты, о которых скажем чуть позже.
Здесь, тем не менее, уместно вспомнить твит главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, который, комментируя прошлогодний успех американской компании SpaceX, выдал следующий перл: «Россия отстала навсегда. Илон Маск запустил свой корабль и уменьшил стоимость доставки 1 кг груза на орбиту в 10 раз. „Роскосмос“ доставляет 1 кг за 6000 долл, а Илон Маск доставляет за чуть более 600 долл. Вот и всё».
Ладно, если бы в Сети чушь о «$600 за 1 кг» выдал диванный эксперт. Значит, не только Дмитрий Олегович, но и главный счетовод страны Алексей Леонидович не опирается на первоисточники, что лишний раз указывает на низкое качество российской деловой и политической «элиты». С той лишь разницей, что первый позиционирует себя этаким «патриотом, бросившим вызов америкам», а второй — «правдорубом, отдающим тайные поклоны Западу».
Поэтому не удивительно, что глава «Роскосмоса» в своем Telegram-канале «сморозил» очередную, скажем помягче, неточность. Хотя здесь ровно тот случай, когда лучше промолчать. Неамериканские (точнее не штатовские) конкуренты и при низких тарифах НАСА прекрасно находили клиентов. Так, 28 марта индийская ракета-носитель PSLV-C51 с 19 спутниками успешно стартовала с площадки Космического центра имени Сатиша Дхавана. Что интересно: 13 спутников были американскими и один — «Амазония-1» — бразильский.
Кстати, наши проправительственные СМИ предпочли не раскрывать подробности о запущенных ракетой PSLV-C51 американских спутниках, сообщив о них как о продукции NewSpace India Limited. Кстати, Бразилия оказалась очень довольной индийской космической программой и заявила о продолжении сотрудничества с Нью-Дели. Что касается американских заказчиков, то и они выразили благодарность.
Дожились! Индийцы, не говоря уже о китайцах, рулят на рынке дешевых запусков, а Дмитрий Олегович зациклился на американцах, которые — ха-ха-ха! — подняли тарифы на свои пуски. Очевидно, он никак не может забыть о времени, когда только Россия могла доставлять заокеанских астронавтов на МКС. Но теперь это в прошлом, в том числе и потому, что Рогозин без «пинка», по его собственному признанию, работать не может.
Между тем, ему необходимо конкурировать со рвущимися вперед американцами, что означает работу на опережение. Помимо уже отработанной ракеты Falcon 9 с космической капсулой Dragon, которую НАСА стесняется называть кораблем, в США ожидается очередной прорыв. Аэрокосмический гигант Boeing упорно работает над челноком Boeing CST-100 Starliner. Причем, мировое экспертное сообщество считает, что этот многоразовый транспортник, рассчитанный на доставку на орбиту до 7 астронавтов, вернет США в число бесспорных лидеров и отбросит РФ далеко назад.
Интересно, какими перлами удивит мир Рогозин, когда Boeing CST-100 Starliner все-таки «сделает это»? То есть совершит испытательный полет к МКС с экипажем из 3-х человек. Уже известно, что астронавты NASA Николь Манн и Майкл Финк, а также тестовый пилот компании Boeing Крис Фергюсон готовятся к тестовой миссии, которая может состояться уже в этом году.
Хотелось бы тогда прочитать в его Telegram-канале следующее: «Получил пинок. На этот раз из Кремля».