Подведенные Росстатом 7 апреля итоги марта обнажили печальную реальность — инфляция чихать хотела на все усилия российских властей по ее удержанию на желаемом уровне и продолжает себе спокойно ускоряться. По сравнению с февралем ее общий официальный уровень достиг отметки в 5,79% против 5,67% месяцем ранее.
За минувший месяц, уточняет, в частности ТАСС, продовольственные товары в целом подорожали на 0,82% (в годовом выражении на 7,58%).
По отдельным видам продуктов расклад такой: куриное мясо выросло в цене за март на 7,19%, морковь — на 14,8%, картошка — на 13,4%, свекла — на 11,2%, лук репчатый — на 7,5%, капуста — на 6,7%. Куриные яйца в среднем по России прибавили к февральской стоимости 5,3%, подсолнечное масло — 1,2%, сахарный песок — 2,1%.
Непродовольственные товары за март прибавили в среднем к своей стоимости 0,72% (+5,92% в годовом выражении).
В этой категории самый заметный рост пришелся на стройматериалы: ДСП и OSB подрожали на 4,4%, обрезные доски и металлочерепица — на 3,6%, а еврошифер — на 3,3%. Цены на бензин выросли на 1,1%.
Товары и услуги за последние 30 дней добавили к своим ценникам еще 0,37% в месячном и 2,91% в годовом выражении.
Авиабилеты на рейсы эконом-класса, по данным того же ТАСС, в среднем поднялись на 5,1%, проезд в поездах дальнего следования стал дороже на 3,7%, и на 1,6% - в маршрутных такси. Путевки в Объединенные Арабские Эмираты подросли на 12,5%, в Турцию — на 6%, путевки в санатории — на 1,1%. Походы в театры и музеи в марте стали дороже на 0,5% в среднем по стране. За проживание в гостиницах и отелях (2−5 звезд) россияне заплатили в марте до 7,4% дороже, чем в феврале, подписка на онлайн-видеосервисы и абонплата за радиоточку стали дороже на 1,8% и на 1,5% соответственно. Услуги по мойке авто выросли на 1,2%, а услуги по отправке посылок, воспитанию детей копированию документов — на 1%.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников, правда, немногим ранее рассказывал, что процесс ускорения инфляции как раз в марте достиг своего апогея, и уже в самое ближайшее время начнет снижаться.
Только вот стоит ли безоговорочно принимать на веру подобные заверения?
— Когда нам говорят, что ползучая инфляция — это проблема не только России, но и всего остального мира, то, мягко говоря, безбожно лукавят, — поделился с «СП» своим видением ситуации аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Вы посмотрите на график инфляции в ЕС и у нас. Да, там инфляционные качели раскачиваются туда-сюда, но в целом у них инфляция находится на стабильно уровне, на круг прибавив максимум 1,1%, а у нас только по продуктам она тихой сапой доползла уже вон до каких показателей. выросли уже на 6,7%. При этом только по прошлому году куриные яйца подорожали в России на 28%, подсолнечное масло — на 26%, крупы — больше чем на 21%, плодоовощная продукция — на 17%, мороженая рыба — на 10%.
Даже охлажденные куры, по которым мы вроде бы вышли на полное самообеспечение, кроме, разве что, кормов и оборудования, и те подорожали в 2020 году на 15%. А если учесть, что в период с 16 по 22 марта нынешнего года куриное мясо, по официальным данным, подорожало на 1,5%, в годовом выражении, получается, это будет более 80%.
«СП»: — Почему властям не удается остановить эту ползучую инфляцию?
— Ну, ползучая она у нас, как видите, только по отдельным пунктам, а кое-где она прямо-таки обвальная. Не удается же ее остановить по причине роста издержек, что особенно печально на фоне снижения доходов населения. Правительство, конечно, обещало производителям, что будет эти издержки компенсировать, но почему-то, по совершенно непонятным мне, например, причинам, выбрало для этого только производителей растительного масла и сахара. При том, что последние отказываются поставлять свой товар в розницу и утверждают — никакой такой компенсации они до сих пор не получили.
Ситуация в итоге получается нехорошая. Правительство демонстративно делает вид, что борется с ростом цен, сосредотачивая, подчеркну, свои во многом, я считаю, показушные усилия почему-то только в сахарном и масляном сегментах, что вполне способно спровоцировать продуктовый дефицит. Но почему-то подорожавшие рыба, мясо, мука, крупы и овощи остаются вне зоны его внимания.
«СП»: — Так вроде бы Федеральная антимонопольная служба уже начала внеплановые проверки производителей тех же яиц на предмет обоснованности ценообразования? Они, кстати, уже сейчас в магазинах лежат по 86−100 рублей за десяток, и если ничего не предпринять, страшно подумать, как они подскочат в цене к Пасхе, когда у православных закончится Великий пост.
— Ну проверят, сделают производителей крайними, а дальше-то что?
«СП»: — Как что? Разве после таких проверок цены вниз не пойдут? В точном, кстати, соответствии с заверениями господина Решетникова?
— Во-первых, на самом деле нам раньше-то говорили, что пик инфляции наступил в феврале, а в марте она должна пойти вниз. Вот март уже позади, и я подозреваю, что в мае последуют очередные заявления о достижении инфляционного пика в апреле, и теперь-то уже точно пойдет вниз.
Во-вторых, я никаких предпосылок к снижению цен не вижу. Принимаемые властями меры этому никак не способствуют. То, что ФАС будет проводить какие-то проверки обоснованности ценообразования, так им производители популярно на пальцах легко объяснят — ребята, у нас импортное оборудование, импортные корма, которые надо покупать за валюту, а евро-то, на минуточку, уже по 92 рублика за штуку.
Тут надо бы действовать по-другому. Например, задействовать хотя бы частично наши резервы для компенсации затрат производителей, как это сделали, кстати, на Западе и инфляцию удержали. Но Россия же идет своим, особенным путем, что очень сильно, признаться, пугает.
Буквально 6 марта российское правительство, например, браво отрапортовало — по сравнению с последней «допандемийной» неделей текущие расходы россиян растут быстрее, что по сравнению с прошлым годом люди стали тратить на 5,3% больше. Только вот при этом никто не сказал, что выросли они не потому, что россияне вдруг стали богаче, а потому, что выросли цены, поэтому люди просто оказались вынуждены тратить больше, тратя последние свои финансовые запасы и все больше залезая в кредиты.
«СП»: — И что мы тогда получим таким образом на выходе к лету? Россияне вообще закопаются в кредитах, чтобы выжить? Или правительство стукнет кулаком по столу и в директивном порядке вообще всем и на все запретит цены поднимать, чтобы электорат к осени не спугнуть?
— Сильно боюсь, что именно гаечным ключом в ручном режиме властям и придется орудовать, потому что рыночными методами делать этого они упорно не хотят. Вспомните-ка, что говорил Михаил Мишустин, вводя заморозку цен на сахар и масло? Что это не рыночные механизмы, и пользоваться ими можно от силы недели 4. И что же мы имеем сейчас? С тех пор прошло уже полгода, а заморозку цен на сахар продлили до июля, а на масло — вообще до октября. Где тут, позвольте спросить, правительственное «ненадолго»? Получается, нам говорят о необходимости рыночного регулирования, а де-факто действуют по-другому.
«СП»: — Получается, в апреле ключевая ставка вновь поднимется со всеми вытекающими отсюда последствиями?
— С таким уровнем инфляции, полагаю, это может легко произойти. Если не в апреле, так в июне уже совершенно точно. И если в апреле могут пойти на повышение в диапазоне 0,25 ;, то в июне это, скорее всего, будет уже 0,5%.
«СП»: — Мы с вами говорим сейчас об официальных статистических данных. На практике-то реальная инфляция окажется, наверное, гораздо выше?
— Естественно. Чисто математическим путем значение этого показателя рассчитать не представляется возможным, но у меня, например, есть ощущение, что минимум 12% по месяцам мы в итоге и будем наблюдать по полкам в магазинах.