Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
30 августа 2010 10:51

Автопробег Путина превращает километры в миллиарды

На строительство дальневосточных дорог обещают потратить кучу денег

45

Премьер-министр Владимир Путин совершил автопробег по дальневосточным дорогам России. Часть пути протяженностью в 750 км премьер проехал за рулем отечественной «Лады — Калина» канареечного цвета. Рабочая поездка премьера Путина по трассе Хабаровск-Чита проходила по Амурской области, где рядом с «закрытым» городом Углегорском, начинается стройка, какой в России еще не было. Через пять лет здесь должен заработать новый космодром «Восточный», который составит конкуренцию казахскому «Байконуру». Путин сделал там остановку по пути из Хабаровска в Читу, куда он ехал за рулем, следующей остановкой стала стоянка водителей — «дальнобойщиков», где премьер пообщался с народом.

Как сообщает агентство РИА «Новости», один из водителей — Александр Сахаров, попросил премьера показать машину, на которой он приехал. Они сели в «Калину», Сахаров завел машину и сделал большой круг по площадке. После чего Путин пригласил всех, случайно оказавшихся на стоянке водителей в рядом стоящее (случайно) кафе попить чаю и поговорить.

За чашкой чая водители обратили внимание Путина и сопровождающего его министра транспорта Игоря Левитина на отсутствие связи и хороших стоянок для их большегрузных машин, несмотря на то, что с появлением дороги в эти места приезжают все больше людей из стран Запада.

Путин увидел на стоянке много иностранных грузовиков и спросил, почему «дальнобойщики» ездят на американских машинах. «На американских машинах и управление легче, и места спальные широкие есть, даже холодильники стоят. КАМАЗ, мало того, что ничего этого не имеет, но он еще очень дорог. Нам проще купить «бэушный американец», чем новый «КамАЗ», — пояснил один из водителей. А отечественный «КамАЗ», по их мнению, неконкурентоспособен.

В ответ на это Путин сообщил, что сейчас на «КамАЗе» создали совместное предприятие с американцами и будут производить у себя моторы. Водителей это сообщение порадовало, так как, по их мнению, двигатели на «КамАЗе» особенно плохие.

После чего собеседники заговорили и о дороге Хабаровск-Владивосток, которая, как заметил Путин, пока еще в плохом состоянии. Тогда водитель из Якутска спросил, когда у них будет хорошая дорога.

«Вначале нужно подвести туда железную дорогу, а потом, безусловно, сделаем мост и для железной дороги, и для автомобилей. Скорее всего, что это будем делать за федеральный счет, так как частные компании пока еще не заинтересованы в этом строительстве», — ответил премьер.

«Амур», «Лена» и «Колыма»

Работы с дальневосточными дорогами предстоит много, и денег потратить нужно будет немерено. В течение ближайших трех лет премьер пообещал выделить на это из федерального бюджета около 40 млрд рублей. Однако первый вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что благодаря созданию в России федерального Дорожного фонда основные дороги страны достигнут европейского качества не ранее, чем через десять лет.

Ближайшие планы таковы. На автодороге «Амур», по словам Путина, необходимо завершить укладку асфальта на стокилометровом участке до Читы. Кроме того, нужно будет реконструировать почти половину дороги — от Хабаровска до Сковородино. Укладку асфальта планируется завершить до 1 октября 2010 года. «Я вижу, там есть разрывы небольшие. Самый большой разрыв, наверное, был 14 км. Но в целом уже „подушка“ подготовлена, все сделано для того, чтобы заливать асфальтобетонной смесью», — передает слова Путина информагентство GlobalSib.

По словам главы правительства, на реконструкцию участка Хабаровск — Сковородино из бюджета будет выделяться ежегодно по 3 млрд рублей в течение трех лет. На реконструкцию участка трассы М58 Хабаровск-Владивосток правительство планирует выделить более 18 млрд рублей на 2011 — 2013 годы. Затем нужно будет «наводить порядок» на трассе «Лена», которая идет до Якутска, а также на дороге от Якутска до Магадана — «Колыма», передает слова Путина его пресс-служба. На эти два участка будет выделено по 5 млрд рублей на три года. Также нужно будет ликвидировать разрывы в твердом покрытии на дороге, которая связывает Читу и Челябинск, где дорожные работы оцениваются в 5−7 млрд рублей.

В общем, как заявил Кудрин, в течение пяти-семи лет правительство «доведет содержание федеральных дорог до 70% от норматива». По его словам, «это означает, что все дороги будут ровными, и по ним можно будет ездить, без колдобин и без того, чтобы застревать». А в дальнейшем Дорожный фонд возьмет на себя полное содержание федеральных дорог. Это означает, что дороги России станут такими же, как в ведущих странах Европы, обещает Кудрин. Как говорится: его бы словами…

По дороге в Ленинград

Но не все проблемы упираются в деньги, точнее — в их количество. Вот если бы Путин, коли уж он взялся управлять экономикой России «в ручном режиме», еще пробежался бы по дорогам ее центральной части, да разобрался с разбазариванием бюджетных «дорожных денег», а возможно, чего греха таить, и с прямым их расхищением. Как иначе можно оправдать такие запредельные суммы, которые идут на строительство дорог в стране?

К примеру, на дороги из московского бюджета в 2011 году планируется израсходовать 82 млрд рублей, из которых 38 млрд пойдут на их строительство. А в целом, на развитие дорожно-транспортной сети в ближайшие три года планируется затратить 140 млрд рублей.

Первый транш в 38 млрд рублей в следующем году пойдет на продолжение работ на Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе, Четвертом транспортном кольце, Звенигородском проспекте, а на трассе Вешняки — Люберцы, будет вестись строительство «дублера» Дмитровского шоссе. И около 400 млн рублей будет направлено на строительство пешеходных переходов.

Ранее правительство Москвы обнародовало количественные параметры строительства дорог в городе, из которых можно вычислить ориентировочную среднюю стоимость километра столичной автодороги. Как подсчитали аналитики РБК, в 2011 году планируется построить 23,89 км, на что будет потрачено 38 млрд рублей. Таким образом, стоимость строительства одного километра столичной дороги «на круг» обойдется около 1,6 млрд рублей или 51,7 млн долларов. Но дальше, судя по всему, стоимость километра значительно вырастет, потому что на остальные 102 млрд рублей в 2012—2013 годах планируется построить дорог меньше. В 2012 году — 13,96 км, а в 2013 году — всего 3,25 км, в сумме — 17,21 км за два года. И выходит, что средняя стоимость километра возрастет чуть ли не вчетверо — до 5,93 млрд рублей или 193 млн долларов.

Тут стоит вспомнить историю со сметой на строительство Четвертого транспортного кольца в Москве, где стоимость километра доходила до 600 млн долларов. Экономист Михаил Делягин сравнил подобное строительство со стоимостью Большого адронного коллайдера, тоннели для которого прорубали в скальной породе в Швейцарии. Впрочем, на сей раз цифры гораздо более скромные.

Московский коллапс

И все же, если сравнивать со строительством дорог в Китае, где километр обходится в 2,2 млн долларов, США — 5,9 млн долларов, и странами Евросоюза — 6,9 млн долларов, то получается слишком круто. Конечно, можно списать стоимость на природные и погодные условия нашей страны, но и в среднем по России километр дороги обходится в 17,6 млн долларов, даже с учетом традиционного завышения смет, откатов и откровенного российского воровства. Не стоит ли после этого Путину проехаться на своей «Ладе» «по дороге в Ленинград» и посмотреть, где здесь собака зарыта?

— Цифры стоимости строительства дорог в России в целом не сильно завышены по сравнению с Европой или США, — пояснил «СП» главный редактор информационного агентства InterRight, эксперт Дмитрий Пономарев. — В Нью-Йорке, допустим, прокладка 1 км дороги может стоить от 80 до 200 млн долларов, поэтому 51 млн в Москве — это еще не так много. Беда наших многих аналитиков в том, что они не знают, не хотят знать и не будут знать, сколько в реальности стоят дороги за пределами России. Разброс тут велик — от 262 тыс. долларов за километр двухполосной дороги в Танзании до 16−20 млн долларов в Германии за шестиполосный автобан (в ряде случаев до 27−29 млн). И до почти 200 млн евро за километр — комплекс «Бланка» в Праге. И какова тут будет средняя величина? Вообще же выводить некую среднюю стоимость километра дорог абсурдно, поскольку это величина близкая по осмысленности к средней температуре по больнице.

Россия страдает не столько от воровства и коррупции, сколько от неумения планировать, строить и отсутствия технологий. Именно поэтому часть денег в стране просто вылетает в никуда. Например, в Нью-Йорке при 800 автомашинах на 1000 населения средняя скорость дорожного движения составляет около 35−36 км в час, в Москве с 300 автомобилями на 1000 человек — только 22−23 км в час. Как говорится, почувствуйте разницу.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня