Российские власти начали подготовку к введению ограничений на экспорт бензина за пределы ЕАЭС. Как сообщили СМИ 26 апреля, правительство в шаге от того, чтобы внести бензин в перечень «существенно важных для внутреннего рынка товаров», экспорт которых может быть временно ограничен. Это не значит, что запрет вступит в силу сразу же, но если такая необходимость появится, он может быть введен очень оперативно.
О том, чтобы ввести сезонное эмбарго на экспорт бензина для сдерживания цен, заговорили в начале апреля. Позднее глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что пока что такая мера не планируется, но она нужна в периоды, когда возникает дисбаланс спроса и предложения, например, во время весенне-полевых работ.
По данным Росстата, с начала 2021 года по середину апреля средняя розничная цена на бензин выросла на 3,7% до 47,61 рубля за литр. АИ-92 подорожал на 3,8% (до 44,94 рубля), а АИ-95 — на 3,2% (до 48,53 рубля). При этом инфляция потребительских цен за тот же период составила только 2,34%.
И это далеко не предел. Еще в марте Независимый топливный союз направил премьер-министру России Михаилу Мишустину письмо, в котором сообщил, что в течение 2021 года стоимость бензина может вырасти на 14%. В том же месяце правительство увеличило для топливных компаний нормативы по продаже на бирже внутри России бензина (с 10 до 11% от уровня производства) и дизтоплива (с 6 до 7,5%).
В качестве одной из причин повышения называют рост цен на нефть на мировом рынке, которые с начала года увеличились более чем на 20%, а также падение курса рубля. Правда, когда нефть дешевеет, ощутимого удешевления бензина в России не происходит. Как говорят производители, потому что около 70 процентов стоимости литра бензина формируют акциз на топливо, НДС, налог на добычу полезных ископаемых и расходы нефтеперерабатывающих заводов на переработку и транспортировку и так далее, а себестоимость сырья может не превышать 7% в общей доле.
После топливного кризиса 2018 года в России работает специальный механизм демпфирования, который компенсирует нефтяным компаниям часть разницы с экспортными ценами при продаже на внутреннем рынке в виде отрицательного акциза. До сих пор это позволяло сдерживать цены, но, очевидно, теперь такого механизма не хватает, поэтому власть и задумалась о введении временного эмбарго на экспорт. Ведь дефицит бензина на внутреннем рынке приведет не только к росту цен на него, но и на большую часть других товаров, которые зависят от транспортировки. На фоне и без того высокой инфляции, особенно продуктовой, правительству хотелось бы избежать такого сценария.
Правда, такая мера вызовет недовольство нефтяных компаний, в том числе с государственным участием. Кроме того, не все эксперты уверены в том, что эмбарго окажется эффективным. Руководитель организации «Народный контроль» Алексей Смирнов высказался в поддержку меры по временному ограничению экспорта бензина, так как это поможет стабилизировать цены на бензин, что в интересах потребителей. Управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко также заявил, что ограничение возможности вывоза бензина из России за рубеж может положительно сказаться на ценах топлива для конечных потребителей в России в период длинных майских выходных.
Но другие эксперты предупреждают о том, что такая мера окажет только временный эффект и предлагают сдерживать цены иными способами.
— В рыночной экономике такие методы работают только определенное время, потом рынок берет свое, — считает аналитик ГК «Универ-капитал» Сергей Дроздов. — Поэтому любые запреты ни к чему хорошему не приводят. В моменте цены могут сдерживаться, но если тенденции к росту продолжатся, долго делать это не получится.
Основная причина роста цен — это слабый курс рубля. Из-за этого мы наблюдаем рост инфляции и инфляционных ожиданий. Если бы курс оставался в пределах 61 на 71, ситуация была бы другой на всех рынках, включая цену на бензин.
Рост цен на нефть, на самом деле, влияет на ситуацию не так значительно, потому что до 60% стоимости бензина приходится на акциз. В 2019, например, нефть также стоила в районе 70 долларов за баррель, но рубль находился как раз в обозначенном диапазоне 61−71, поэтому и ситуация была совсем другой, как с ценами на бензин, так и с инфляцией в целом.
— Я считаю эту меру популистской и бесполезной, — еще более категоричен заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — На нашем внутреннем рынке в целом нет проблем с наполнением. Бывают проблемы в отельные периоды времени. Например, когда в прошлом году летом начали снимать антиковидные ограничения, люди стали массово заниматься автотуризмом, и резко подскочил спрос на АИ-95. На некоторых заправках он просто исчез, потому что никто не озаботился тем, чтобы делать запасы. Цены подскочили, но после того, как спрос был удовлетворен, они вернулись в норму.
У нас производится около 40 миллионов тонн бензина в год. Из них лишь 4 миллиона тонн вывозится за рубеж, а остальное потребляется внутри страны. Более того, значительная доля из этих 4 миллионов вывозится в страны бывшего СССР, в частности, в страны ЕАЭС. Если правительство запретит экспорт бензина, но разрешит его продажу в ЕАЭС, сильно ли это поможет внутреннему рынку? Я сомневаюсь в этом.
«СП»: — Зачем тогда обсуждается эта мера?
— Ну, надо же что-то делать, вот они и делают. Хотя на самом деле есть и другие методы, помимо эмбарго. Поставки на внутренний рынок у нас регламентируются, в том числе, через нормы биржевой торговли. Компании должны определенный объем направлять на биржу для удовлетворения спроса и сдерживания цен. Этот механизм — один из главных регуляторов в руках контролирующих органах. В случае дефицита поставки на биржу увеличиваются, и цены стабилизируются. Это сработало, например, в 2017 году.
В 2018 году тоже попытались загасить кризис увеличением поставок на биржу, но тогда это уже не сработало. Почему? А потому, что генезис кризиса был вовсе не в недостатке бензина на внутреннем рынке, как в 2017. Он проистекал из-за резкого ослабления курса рубля при растущей нефти. Тогда были предложены другие механизмы, в частности, сокращение акциза за счет демпфирующей надбавки.
Рост акциза за последние семь лет оказался значительным. Если в 2014 году производители, поставляя товар на внутренний рынок, платили 4,15 рублей за литр, то сегодня — почти 10 рублей. Естественно, это не могло не отразиться на ценах. Когда акциз сократили в полтора раза, удалось загасить кризис на внутреннем рынке. Этому помогло и падение цен на нефть на внешних рынках.
Сейчас ситуация похожа на 2018 год. Демпфирующая надбавка продолжает работать и, по сути, означает следующее: правительство настаивает на том, чтобы налоговое давление на нефтяную отрасль росло, но часть налогов производителям потом вернут с учетом условной цены на бензин. Вот только эта условная цена в 2021 году была установлена выше рыночной на 2,5%, и только в мае правительство обещает привести ее в соответствие.
На этом фоне эмбарго на экспорт никак не поможет сдержать рост цен на бензин, который складывается из двух факторов — налогового давления (хотя вместо повышения налогов достаточно было бы поднять планку отсечения нефтяного правила, и денег в бюджете сразу же стало больше) и падения курса рубля. Если укрепить рубль хотя бы до 70 за доллар, проблема растущих цен рассосется сама собой. Сегодня наша валюта сильно недооценена. Но вместо того, чтобы устранить эти факторы и как следует использовать имеющиеся механизмы вроде того же демпфера, правительство говорит о запрете экспорта.