Президент первым нарушит свой же указ о продлении майских праздников с 1 по 10 мая. По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, на этот период никаких официальных мероприятий не запланировано, но Владимир Путин намерен разбираться с документооборотом.
«Мы неоднократно говорили, что по сути обязанности президента подразумевают постоянное функционирование, потому что постоянный документооборот тех документов, которые должен принимать, рассматривать и подписывать глава государства, оперативные вопросы, доклады ведомств — это процессы, которые не знают выходных. Но в то же время каких-то публичных мероприятий не запланировано», — сказал Песков, отвечая на вопрос, будет ли Путин выполнять свой указ о майских каникулах.
Напомним, с предложением продлить майские праздники за счет дней между ними к президенту обратилась глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее словам, эпидемиологи видят риски, связанные с тем, что из-за разорванных праздников россиянам придется ездить в город и из города несколько раз, контактируя с большим количеством людей. Как отметила глава Роспотребнадзора, непрерывные выходные позволят сделать эпидемиологический прогноз по стране более стабильным.
Здесь сразу возникают вопросы. Во-первых, почему эта идея родилась всего за неделю перед началом этих двух праздничных циклов, когда большинство россиян уже запланировали отпуска, оформили необходимые документы на работе, купили билеты, забронировали гостиницы
Теперь многим приходится менять всю конфигурацию отдыха, а это не только дополнительные хлопоты и нервотрепка, но и дополнительные расходы. Цены и так стремительно росли с каждым днем, приближающим праздники, а после объявленного продления выходных стоимость поездок, перелетов и бронирования жилья просто пустились вскачь. Да еще надо умудриться втиснуться в образовавшуюся ажиотажную очередь.
При этом вызывает сомнение и обоснование ожидаемого эффекта в плане снижения эпидемиологических рисков. Выигрыш здесь — всего два дня, ранее приходящиеся на отъезд-возврат между праздниками. Кроме того, при «разорванных» выходных было бы меньше столпотворения отъезжающих и возвращающихся, а теперь все они образуют два мощных потока туда-обратно, в которых эпидемиологические риски будут повышенными.
Разве не понимают этого помощники президента? Конечно, понимают. Вот поэтому как-то не очень верится в «антипандемийную» версию первомайской загогулины — она более походит на бездарную пиар-акцию, рекомендованную президенту после осмысления эффекта, произведенного его апрельским посланием федеральному собранию.
Народ до сих пор недоумевает, зачем власти интриговали, перенеся это действо с начала февраля на конец апреля? Все действительно ждали, что прозвучит нечто судьбоносное для страны. Но прозвучало другое, что именно — это сейчас старательно растолковывают с экранов телевизоров представители партии власти, хотя президент, вроде не притчами говорил. Но многие его действительно не поняли. Что об этом в соцсетях пишут — лучше даже не читать, там сплошной негатив, отрицательные эмоции зашкаливают. С другой стороны — это нормальная реакция людей на игнорирование их законных интересов.
И вот этот майский праздничный «прорыв» должен был как-то повлиять на ситуацию, сгладить негатив, снизить накал эмоций. Народ, ударившись в удлиненный первомайский загул, хоть на этот период забыл бы на праздничных радостях о росте цен, падающих доходах, безработице и прочих проблемах, решить которые даже не пообещал в своем послании глава государства. Не опять не получилось.
Потому что, как опять же метко выражаются россияне в интернете, это по сути просто попытка устроить банкет за чужой счет.
Не удивительно, что 60% российских работодателей этот указ президента не поддержали — таковы итоги экспресс-опроса, проведённого сервисом по поиску работы HeadHunter.
Отмечается, что 38% работодателей однозначно не поддерживают решение о дополнительных майских выходных, а ещё 23% высказались отрицательно в целом.
Пока 54% опрошенных представителей компаний не определились, будут ли для их сотрудников дополнительные дни выходными. Ещё 23% отметили, что намерены работать по прежнему календарю, но столько же планируют отдохнуть на каникулах.
Ключевой вопрос, как всегда, денежный. Почти трое суток и работодатели, и работники жили в неведении, как и кем будут оплачиваться эти дополнительные выходные. Пока наконец не попыталась все разъяснить вице-премьер Татьяна Голикова, которая провела брифинг на эту тему, после которого осталось больше вопросов, чем ответов.
Голикова ссылалась почему-то не на действующий Трудовой кодекс, а на некие локальные акты. А поскольку дьявол, как говорится, кроется в деталях, пришлось выяснять все нюансы у эксперта.
— В любом случае внутренние акты работодателя, в том числе локальные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством более высокого уровня, — считает заведующая кафедрой трудового права и права соцобеспечения НИУ ВШЭ Марина Буянова. — Например, работодатель не вправе заставить работника работать в эти дни, кроме чрезвычайных обстоятельств, оговоренных в статье 113 ТК РФ.
«СП»: — Если человек не работает, но, как говорит власть, за ним сохраняется его зарплата, то в каком объеме? Это только оклад или премиальная часть тоже? Сейчас ведь зачастую оклад минимальный, а большая часть унесена во всякие доплаты, премии, бонусы
— За работником сохраняется средний заработок, т.е. и оклад, и премии, и бонусы
«СП»: — Как быть тем, кто сидит не на повременке, а на сдельщине, подряде, аккордно-премиальной системе, работает по договорам оказания возмездных услуг
— Да. Должны заплатить среднюю заработную плату.
«СП»: — Наконец те, кто будет работать (а таких миллионы) — как им будут платить — как в «выходные» или в «праздничные нерабочие дни», то есть двойной тариф, или должны предоставить отгулы, или же, поскольку это просто «нерабочие дни» (хотя для них и рабочие), платить будут одинарно, а отгулов не дадут?
— Поскольку это не выходные и не праздничные, то платить будут в одинарном размере.
«СП»: — И не приведет ли это к массе трудовых конфликтов? Юридически-то вопрос не прояснен. Как вообще соотносится с действующим трудовым законодательством отсыл к некоему внутреннему регламенту предприятия или локальному законодательству? Это что ж, получается, что в одной компании платят по одному юридическому правилу, а в соседней, буквально за дверью, совсем по-другому или не платят вовсе? Или в Туле платят, а в Калуге — нет?
— В любом случае внутренние акты работодателя,
«СП»: — А как же работодатели — где им взять деньги для оплаты за невыполненную работу? Насколько я понимаю, никаких компенсаций из бюджета за это не предусмотрено?
— Из прибыли организации (если предприятие не бюджетное).
«СП»: — Как быть с выпадающими не по их, работодателей, вине доходами — например, они работают, а смежники — нет. Типа магазин торгует, но закрыт склад у поставщика или не действует логистика, потому что водители отдыхают.
— Этот вопрос законодателем не решен. Однако, можно считать это в договорных отношениях как «форс-мажорные» обстоятельства, предусмотренные в договоре, которые предусматривают снижение уровня ответственности стороны при их наступлении.
Но есть и иная точка зрения. Ее придерживается, например, юрист Нияз Миннеханов:
— Выход работника на работу в такие дни может осуществляться только на добровольной основе и с оплатой в двойном размере, как это установлено Трудовым кодексом РФ. Безусловно, согласно действующему трудовому законодательству, подобные дни рассматриваются как нерабочие праздничные дни с соответствующей оплатой тем, кто работает.
В частности, такого рода правила распространяются непосредственно на тех, что трудится на окладе, так как их режим оплаты труда не зависит от количества трудовых дней в месяце и оплата в любом случае будет полной, даже в случае наличия Указа Президента РФ о назначении нерабочих праздничных дней.
«СП»: — А как же быть с премиальной частью, которая сейчас зачастую составляет большую часть заработка наемного сотрудника?
— Что касается премиальной части, то она выплачивается в соответствии с локальными документами предприятия и согласно действующего законодательства это является доброй волей работодателя и выплата премии может быть осуществлена по решению последнего. Однако следует учитывать условия, предусмотренные в локальных актах предприятия, при которых выплата премий не осуществляется. Дополнительные праздничные дни не могут стать причиной не платить премию.
«СП»: — А чего ждать сдельщикам?
— Люди, работающие на основе гражданско-правовых договоров, в частности это сдельщики, оказывающие услуги, лица на подряде
Те же лица, так называемые сдельщики, с которыми заключены трудовые договоры, пользуются всеми благами, предоставленными работнику Трудовым законодательством РФ, но в этом случае оплата осуществляется только за выполненный объем работ, и безусловно работодатель вправе удовлетворить просьбу работника выйти в нерабочие праздничные дни, но в таком случае оплата также будет осуществляться в двойном размере согласно Трудового кодекса РФ.
Если подытожить мнения экспертов, у которых тоже нет ответов на многие вопросы, выйдет в итоге, что незапланированные майские каникулы для очень многих обернутся существенным сокращением заработка или даже его полной потерей: «А у нас нет прибыли! Мы из-за этих нерабочих дней ничего не заработали», — например, скажет, работодатель и откажется платить. Особенно, когда речь идет о сдельщиках, которые ничего не сделали, потому что отдыхали.
Ясно и другое: такая длительная гулянка может окончательно добить многие предприятия и компании, особенно мелкие, которые только начали выходить из ковидного простоя.
Зато уж погуляем на славу — прибыль алкомаркетов гарантирована!
Такой вот отдых от здравого смысла…