Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Экология
5 мая 2021 08:42

«Грязные» российские промышленники 15 июля «получат по попке» от кабмина

Президентское поручение о введении квот на выбросы в атмосферу выполнят, но россияне от этого здоровее не станут

2023
"Грязные" российские промышленники 15 июля "получат по попке" от кабмина
Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look/Global Look Press
Материал комментируют:

В ходе оглашения своего последнего Послания Федеральному Собранию 21 апреля с.г. президент России Владимир Путин много времени посвятил внутренним вопросам, в том числе и экологии. В этой сфере он, в частности, предложил распространить систему квотирования вредных выбросов в атмосферу на все города России, где есть острая проблема с качеством воздуха. При этом гарант Конституции особо отметил, что к 2024 году в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объем вредных выбросов должен снизиться минимум на 20%.

С целью выполнения этой задачи в опубликованном 2 мая перечне поручений российский лидер обозначил для правительства страны цель — в срок до 15 июля 2021 года ввести для городских округов и поселений с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха систему квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Читайте также
Штраф за очередь в магазин и портрет президента в нагрузку к мясу Штраф за очередь в магазин и портрет президента в нагрузку к мясу В какой социальный ад могут привести Россию игры властей в советский Госплан

Инициатива, что и говорить, на самом деле правильная и нужная, особенно в свете «зеленого» разворота всей мировой промышленности. Только вот по сложившейся уже традиции к ней возникает несколько серьезных вопросов.

Во-первых, несколько смущает сжатость сроков для ее реализации. Добрых три десятка лет о загрязнении атмосферы в России никто в высших эшелонах власти всерьез не говорил и никаких норм с мерами ответственности за это ни для кого не разрабатывал, а тут вдруг — бац, извольте-ка, господа министры, в течение двух с половиной месяцев не просто обсудить и разработать, а еще и ввести целую систему.

Все же прекрасно знают, как резвым кабанчиком с места в карьер у нас рванула мусорная реформа после звонка жителя подмосковной Балашихи на прямую линию с президентом и каким провалом это обернулось на деле. Не случится ли то же самое и с квотированием выбросов?

Во-вторых, возникают сомнения и в реализуемости этой идеи. Можно представить, какие объемы выбросов в атмосферу идут от гигантских промышленных и химических предприятий Магнитогорска и Челябинска, Череповца и Липецка, Воскресенска и Соликамска.

Но их же не остановят, а кому в конечном итоге придется расплачиваться за наложенные на них штрафы за превышение объемов? Уж не простым ли россиянам? Например, автолюбителям (на долю которых, кстати, в загрязнении атмосферы крупных агломераций вроде Москвы, Питера и Екатеринбурга приходится, по разным данным, от 60 до 90 процентов), которым вполне могут либо вообще запретить ездить на своих машинах по городским магистралям, либо пользоваться ими по определенным дням недели, а то и вовсе вменят в обязанность менять авто каждые три года вне зависимости от финансовых возможностей?

— Разработка квот по выбросам вредных веществ в атмосферу промышленных городов приведет к тому, что на свет появится некий нормативный документ, из которого будет следовать, что в воздух того или иного населенного пункта может попадать энное количество химических соединений, — поделился с «СП» своим взглядом на ситуацию экономист Леонид Хазанов. — И, по логике вещей, на предприятия ложится обязанность не допустить превышения их пределов. У них есть для этого только два варианта. Первый — сокращать производство, второй — проводить комплекс экологических мероприятий по нивелировке вреда.

В том, что сама-то задача по введению квот на вредные выбросы в атмосферу будет реализована, я лично не сомневаюсь. Это идея сама по себе благая. Но весь вопрос в том, а дальше-то что? Что конкретно будет требоваться от таких предприятий сразу после наступления «часа Икс» 15 июля? Это должны быть какие-то немедленные действия, или все-таки буден дан какой-то срок для принятия мер? Если будет актуален первый вариант, то тогда владельцам будет проще всего банально остановить производство. Если второй, то тогда у них появится какое-то пространство для маневра — какие-то фильтры, например, ставить, заводы и фабрики модернизировать.

Но тут все упирается, во-первых, в то, за какое именно время необходимо все эти работы провести. За год, за пятилетку, за 10 лет? Во-вторых, что будут делать с теми, кто эти сроки и регламенты нарушил? Как их будут наказывать-то? Штрафами? Закрытием производства? Совершенно непонятно.

Потому что проведение модернизации любого объемного производства — процесс долгий. Останавливать заводы никто не даст, потому что тогда возникнут проблемы с наполнением федерального и региональных бюджетов. Да и потом, как и кем эти самые квоты на выбросы в атмосферу будут считаться? Насколько применяемые методики будут актуальными, непредвзятыми и признаваемыми? А то ведь, знаете, любой производитель всегда может сказать — подождите, ребята, вы неправильно посчитали, у меня вот есть другие экспертные выкладки, а по ним я могу выбрасывать в атмосферу больше.

Читайте также
Азербайджан: Да здравствует созданный путинской волей могучий и новый Советский Союз? Азербайджан: Да здравствует созданный путинской волей могучий и новый Советский Союз? В Баку выбирают между полным отуречиванием и интеграцией с Россией

«СП»: — А можно ли предположить, что исполнители этого президентского поручения, чтобы и промышленных гигантов не трогать, и гаранту Конституции угодить, отыграются, скажем, на рядовых автолюбителях? Скажем, запретят им свои машины использовать по выходным, и все тут.

— Теоретически, конечно, это возможно. Но опять же, как это будет выглядеть на практике? Всем могут запретить на своих машинах разъезжать по загрязненным городам или только некоторым? А потом, кто будет нарушителей отлавливать? Что, инспекторам ГИБДД это вменят в обязанность? Так что, думаю, это вариант малореализуем в принципе.

— Да и сама ситуация, чтобы «отыгрываться» вместо производителей на россиянах-автолюбителях, сейчас не та, — констатировал член Международного социально-экологического союза (МСОЭС), лидер природоохранного движения России Святослав Забелин. — На дворе кризис экономический, год предвыборный. Как вы думаете, многим ли подобная инициатива понравится, если не брать в расчет тысячу-другую слишком уж экзальтированных экоактивистов?

«СП»: — Значит, раскошеливаться за вред экологии все-таки промышленникам придется?

— На протяжение всей истории постсоветской России вопрос с промышленным загрязнением атмосферы всегда решался по принципу «мы договариваемся с органами защиты окружающей среды, сколько конкретно мы можем выбросить, и действуем по результатам этой договоренности». Которая при этом абсолютно никаким образом не соотносилась ни с реальным уровнем загрязнения воздуха, ни с предельно допустимыми концентрациями. Понятно, что это многим выгодно, поскольку безвозмездных, бесплатных договоров в природе не существует.

Конечно, можно организовать независимую и непредвзятую методику подсчета загрязняющих атмосферу выбросов, и это будет уже новое качество. Но об этом говорится последние лет тридцать, однако воз и ныне там. И есть ощущение, что там он и останется в итоге. Никаких последствий эта планируемая разработка системы квот не повлечет. Ну, подумаешь, чиновники, давно уже не питающие никакого уважения к высшей власти, не выполнят очередной указ президента. Таких прецедентов, как мне кажется, уже не один десяток, одним больше, одним меньше, какая уже разница?

Читайте также
Русские жены турок готовят в Анталии «Крымнаш» Русские жены турок готовят в Анталии «Крымнаш» Постоянно живущие в Турции россиянки становятся политической силой в тылу Эрдогана

Так что, думаю, оставят все как есть, да и все. В то, чтобы кто-то сейчас решился на более или менее адекватное установление нормативов загрязняющих выбросов, мне не верится. Сейчас начнут наперебой говорить, что кругом кризис, денег нет и так далее, чтобы ничего не делать.

Обсуждается-то эта инициатива далеко не первый год, но вся наша уважаемая промышленность сопротивляется этому всеми своими конечностями. Поэтому что-то тут в сжатые сроки предпринимать — все равно что непослушного маленького ребенка по попке шлепать, когда он не слушается.

«СП»: — А как же неумолимая статистика, которая свидетельствует о том, что загрязненная атмосфера оказывает крайне негативное влияние на здоровье людей?

— Ну, а что статистика? У нас со статистикой даже на фоне эпидемии коронавируса обращаются очень свободно. У нас вон тысячи квадратных километров леса горят в Сибири, в Тюменской области, а статистика их не замечает. В прессе об этом говорится, на спутников снимках очаги прекрасно видны, а в вот в отчетах служб, которые за этим должны следить и меры принимать, эти пожары почему-то не фигурируют.

Вот и с загрязнением воздуха, предполагаю, будет та же история. Люди от этого умирают, но списывают все на что угодно — на эпидемию ту же, еще на что-то. Но никто в этом не копается и проблему на уровень государства не выводит. Такова, увы, наша российская обыденность.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня