Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Власть
14 мая 2021 08:05

«Казенным людям» деньжат подкинут — кому и сколько?

Эксперты считают, что лучше вернуть тарифную сетку времен СССР, это будет справедливее

3970
"Казенным людям" деньжат подкинут - кому и сколько?
Фото: Екатерина Штукина/ТАСС
Материал комментируют:

Чиновникам нужно повышать зарплаты, чтобы мотивировать их выполнять свою работу и повышать квалификацию. К такому выводу пришли эксперты Центра перспективных управленческих решений, Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ­ РАНХиГС, а также компании «Экопси консалтинг» и исследовательской группы «Циркон».

В разработанном ими документе под названием «Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения» указывается — сначала нужно изменить законодательство с целью актуализации требований к кандидатам на госслужбу, а после этого сразу же решать финансовый вопрос, поскольку доходы госслужащих, в том числе занимающих высокие должности, ниже, чем у руководителей коммерческих организаций, а это отпугивает молодых специалистов.

Кроме того, отметили авторы документа, зарплата чиновников в принципе слабо коррелирует с эффективностью их труда. Чиновники привыкли рассматривать надбавки и прочие фиксированные выплаты как гарантированный доход, при этом премиальная часть не превышает 10%.

Поэтому они предлагают довести эту самую составляющую до 30%, и выплачивать ее сотрудникам госслужб только тогда, когда те будут достигать неких ключевых показателей эффективности (KPI).

При этом популярный telegram-канал «Незыгарь» со ссылкой на опрос портала Rabota.ru констатирует — почти 80% россиян считает зарплаты чиновников завышенными, при этом 38% полагает, что зарплаты топ-менеджмента слишком высокие. Это, по мнению социологов, свидетельствует о том, что «в российском социуме преобладает не только высокий уровень осознания гражданами социально-экономического расслоения, но и констатирует восприятие этих реалий как несправедливых и потенциально опасных».

Читайте также
Фермер Мельниченко: Италии с Германией мы в поле не конкуренты Фермер Мельниченко: Италии с Германией мы в поле не конкуренты Что стоит за сообщениями о небывалом спросе в Европе на наши плуги с тракторами

Между тем, в массе своей у чиновников зарплаты разные. В Москве, например, многие директора школ в 2019 году, согласно данным портала мэра столицы, задекларировали доходы свыше 4 миллионов рублей (что в среднем составляет порядка 360 тысяч рублей в месяц), а некоторые начальники рангом повыше — более 6 миллионов рублей (свыше 500 тысяч рублей в месяц). И это еще если не принимать во внимание многочисленные земельные участки большой площади, имеющиеся в том числе и в распоряжении членов их семей.

В то же время главврачи волгоградских больниц, включая и начальников скорой медицинской помощи, получают в среднем от 109 до 150 тысяч в месяц. И, похоже, это с учетом всех доплат, которые были щедро обещаны им правительством в пандемийный год.

Об операторах почтовой связи и говорить неприлично — согласно данным рекрутингового портала HeadHunter, только в Москве их зарплата составляет в среднем 35−45 тысяч рублей в месяц, а уж какие условия в провинциях…

— Действительно, зарплата госслужащих низкая вплоть до высшей категории, включая начальников отделов, — признал проректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов. — Особенно низкие зарплаты относительно рынка мы можем наблюдать в муниципальных службах быстрого реагирования. Так что тут зарплаты, и в самом деле, надо бы повышать. Потому что их уровень молодых специалистов отпугивает.

Как, впрочем, и ряд других вещей. Например, ненормированный рабочий день. Госслужащие многих министерств нередко работают по 11−12 часов в день. Причем включая и выходные дни с праздничными. Да и вообще не надо скидывать со счетов разницу в отборе кадров между современной Россией и СССР. Тогда люди приходили в министерства и ведомства от производства, и рабочие вопросы решались через систему наставничества.

В те времена ведь мастодонты сидели в креслах в лучшем понимании этого слова, диссертации писали, книги, разрабатывали методики и программы, потому что досконально знали практическую сторону того или иного вопроса. А сейчас в учебных заведениях, готовящих кадры для госуправления, зачастую работают ученые-теоретики, способные лишь в общих чертах дать некие опосредованные рекомендации, но не знающие, как на конкретном рабочем месте выполнять конкретную повседневную работу.

Что же касается инициатив, выдвигаемых относительно премиальной части зарплаты и ее соотношения с достижениями KPI, то это, мягко говоря, довольно далеко от реальности. Эти самые показатели эффективности для государственных служащих установить невозможно.

«СП»: — Почему?

— Хотя бы потому, что невозможно предугадать, сколько тех или иных поручений возникнет для чиновника за тот или иной период времени. Серьезно отнормировать работу чиновников с этой точки зрения не получится.

Читайте также

Есть и еще один момент — эффективность их работы тоже крайне сложно оценить. Что брать за основу? Количество подготовленных законодательных инициатив? Но каких? Тех, что выпускаются министерствами, или тех, что принимаются Госдумой? Ведь нормативные акты, которыми в основном и занимаются в министерствах, являются результатом работы целых команд, включая согласующие межведомственные структуры. Поэтому какой-то конкретный чиновник, например, может законодательную инициативу подготовить быстро, однако в силу разногласий между ведомствами ее продвижение будет затянуто. Но это же не значит, что отдельный человек плохо сработал.

Да и потом, нужно понимать, что при системе KPI чиновники начинают браться за решение наиболее простых задачек, так как сложные требуют комплексного подхода и глубинного анализа.

Я полагаю, вводить какие-то KPI можно лишь в отдельных случаях. Например, для налоговых инспекторов или МФЦ установить норматив по ежедневному принятию посетителей. Но и тут нередки ситуации, когда простые функционалы не срабатывают, все же знают, как часто отключаются электронные очереди в подобных учреждениях по тем или иным причинам.

«СП»: — А если высших чиновников, так сказать, «подравнять»? Ведь не секрет, что они получают весьма солидные доходы, плюс имеют возможность как-то курировать тот или иной бизнес. Из-за этого, кстати, в сознании обывателя все чиновники без исключения выглядят «зажравшимися».

— Воровать начнут. И перекладывать ответственность на нижние звенья чиновничьей цепи. Надо просто выравнивать зарплаты между «нижними» и «верхними» уровнями чиновничьей иерархии. Регламентируется это указом президента по предложению правительства.

— Я сомневаюсь, что повышение зарплат госслужащим, у которых на низших и средних ступенях бюджетной иерархии и в самом деле невысокие доходы, немедленно приведет к повышению эффективности их работы, — считает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Но дело даже не столько в этом, а в том, что деньги на повышение зарплат бюджетникам нужно где-то взять. Но есть ли в бюджете страны средства на эти цели? Это первый вопрос.

После года пандемии госказна только-только начал обретать более или менее приличный вид. Но поскольку она все равно дефицитная, полагаю, правительство может сказать — ребята, у нас денег нет, каждая копейка на счету, все расписано на годы вперед, держитесь.

Второй вопрос — целесообразность введения всяких коэффициентов трудового участия и других подобных норм. У нас ведь чиновники и в образовании сидят, и в медицине, и в Росгвардии. Вот, скажем, росгвардейцу какие KPI устанавливать для премий? Количество часов в оцеплениях? А если нет оцеплений, он что, без премии тогда оставаться должен?

Сейчас идут жаркие споры о том, что на самом деле лучше — путь внедрения KPI, или же возврат старой доброй тарифной сетки. Многие голоса, кстати, звучат в защиту этого последнего варианта. Рассуждают так — верните нам тарифную сетку окладов, и мы будем счастливы.

«СП»: — И как, на самом деле, будет лучше-то?

— Сложный вопрос. Все учреждения разные, у каждого региона, прошу прощения, свои тараканы в голове. На мой взгляд, просто так, с наскока, без серьезных и глубокий исследований, нельзя в двух предложениях однозначно сказать — вот это будет хорошо, а вот это плохо. Слишком глубока проблема. Решать ее надо не через пожелания и предположения, а через глобальные исследования и научные выводы.

Читайте также
Россия может стать заброшенной страной-бензоколонкой Россия может стать заброшенной страной-бензоколонкой Нефтедоллары, как фантики, пролетели над экономикой страны

«СП»: — А если саму систему чиновничества «сверху» начать перестраивать?

— Очень даже может быть. И подобные предложения о приведении действительно огромных доходов госслужащих высшего звена в какое-то адекватное состояние озвучиваются постоянно. Только дело все в том, что зарплаты чиновники такого уровня сами же себе и назначают. Как их при таком раскладе «подстрогать»? Наивно же предполагать, что кто-то из этих людей примет решение против себя же, любимого.

«СП»: — То есть это невозможно в принципе?

— Тогда потянется очень длинная цепочка, и выяснится, что чиновник в итоге будет зависеть от своих избирателей. А у нас особенности избирательной системы таковы, что чиновники на местах могут сидеть годами и чувствовать себя вечными царьками, особенно в регионах.

Если бы подобные господа боялись, что ближайшие выборы могут из-под них занимаемое кресло выбить, то, наверное, вели бы себя по-другому и наверняка урезали бы собственные зарплаты в пользу врачей, учителей или пожарных. А коль скоро они спокойной сидят, веря, что с ними ничего не будет, то зарплату себе спокойно и повышают.

Чтобы это изменить, нужны глобальные реформы. А на них в России нет ни времени, ни ресурсов, ни — самое главное — политической воли.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня