суббота, 3 декабря
совместно с Жэньминь жибао

Почему в России так не могут? Китайцы выбирают только китайские бренды

И это не голый патриотизм. Поднебесная знает, как проводить импортозамещение

2796
Почему в России так не могут? Китайцы выбирают только китайские бренды
Фото: Артем Иванов/ТАСС

Российским бизнесменам стоит поучиться у китайских, которые стремительно захватывают глобальные рынки во всех доступных отраслях, от электроники до одежды. Еще недавно казавшиеся экзотикой китайские авто стали привычными, китайские блокбастеры подвигают Голливуд, а китайский парфюм скоро вытеснит французские ароматы.

Почему у нас так не могут?

Патриотизм везде — от кино до магазинов

В Китае последние несколько лет наблюдался всплеск интереса среди молодых потребителей к отечественным брендам и продуктам. Таковы данные отчета интернет-гиганта Baidu и исследовательского центра People.cn.

Интерес китайского потребителя к отечественным товарам вырос в 6 раз за последние десять лет. Импульс развитию китайских товаров придало улучшение качества и имиджа брендов. Причем самыми быстро растущими секторами являются одежда, автомобили и косметика. В этих товарных сегментах популярность китайских брендов втрое превысила популярность зарубежных аналогов, говорится в аналитическом докладе.

Возглавили рейтинг самых быстрорастущих направлений китайские мобильные телефоны. По оценкам маркетологов, осведомленность потребителей о мобильных телефонах высокого класса выросла до 82% в этом году с 52% в 2016 году (проще сказать, пять лет назад лишь половина китайских потребителей знало о «мобильных» новинках). При этом 5G и автотюн стали модными словами среди китайских потребителей.

Читайте также
«Евровидение-2021»: Чуда не произошло, Манижа в образе "самоварной бабы" -  только девятая «Евровидение-2021»: Чуда не произошло, Манижа в образе «самоварной бабы» — только девятая Победила Италия и вся «старая Европа»

Согласно маркетинговому отчету, помимо отечественных продуктов, растет популярность китайских фильмов, компьютерных игр, сериалов и анимации. Впрочем, чтобы заметить это, не нужно и читать многоумные доклады, достаточно увидеть кассовые сборы китайских кинокартин.

Так, в десятке самых кассовых фильмов-2021 шесть позиций — у китайской продукции. А скоро оно захватят и зарубежные рынки: так, патриотический китайский блокбастер о событиях Второй мировой войны «Восемь сотен» в России посмотрели почти 12 тысяч человек.

Пока что это экзотика, но скоро будет трендом. Так же, как и китайские мобильники или компьютеры. По оценкам аналитической компании Canalys, на российском рынке в первом квартале 2021 года лидером оказалось китайское Xiaomi. Ему принадлежит 32% всех поставок смартфонов, что заметно больше, чем у многолетнего (но уже бывшего) лидера — Samsung, которому принадлежит лишь 27% рынка.

Кроме того, в первой пятерке поставщиков смартфонов еще два китайских производителя — Honor и Realme (бренд BBK).

Бойкот к хорошему не приводит

Китайский рынок стремительно растет и в тех сегментах, которые еще недавно казались далекими от этой страны. Так, рынок предметов красоты и личной гигиены в Поднебесной оценивается в $75 млрд, что сопоставимо с годовым ВВП такой страны, как Оман или Гватемала.

Крупнейшие бренды намереваются открывает флагманские магазины в крупнейших китайских мегаполисах — Шанхае и Пекине. Однако китайский бизнес это не устраивает. На первом этапе он добивается создания в Китае локализованных производств парфюмерии и косметики. А следом — и появления собственных брендов, которые в перспективе будут сами захватывать глобальный рынок на смену французам, итальянцам и американцам.

К глобальной экспансии готовы китайские текстильные и швейные компании. Это, с одной стороны, связано с тем, что китайские потребители все больше отдают предпочтение отечественным брендам. С другой стороны — в Китае есть многолетние традиции, позволяющие добиться высокой эффективности производства.

Но есть и еще один фактор — это независимость от политической конъюнктуры. Курс на импортозамещение в текстиле был взят после того, как несколько мировых гигантов розничной торговли (включая H&M и Nike) отказались поставлять хлопок из Синьцзян-Уйгурского автономного округа.

Впрочем, демарш западных производителей привел к прямо противоположному эффекту. В Китае началась общественная поддержка синьцзянского хлопка, результатом которой стало то, что акции текстильных и швейных компаний, торгуемых в Шанхае и Шэньчжэне, значительно выросли.

Читайте также
Не знают даже президенты: когда российские туристы попадут в Египет и Турцию Не знают даже президенты: когда российские туристы попадут в Египет и Турцию Первое июня уже скоро, а вопрос об открытии для наших туристов популярных курортов, так и не решен

Китайские «акулы» против западных «монстров»

Аналитики Vogue отмечают, что последние годы из США в Китай возвращается все больше ученые в области биотехнологий. Они могут стать новым локомотивом для прорыва в текстильной отрасли.

Стоит напомнить, что китайское правительство пообещало достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Значит, производители будут вынуждены использовать более экологичные и наукоемкие технологии. Например, более устойчивые методы окрашивания или новые виды волоков, созданные искусственным интеллектом.

В перспективе же это вызовет удешевление производства. То есть Китай еще заметнее упрочит свои позиции «мировой швейной мастерской». Только это будет еже не дешевый масс-маркет, а высокотехнологичная одежда.

Российским же бизнесменам стоит лишь от зависти кусать локти. Если китайская промышленность может быть конкурентоспособной по всем фронтам (от одежды до электроники), то реально прорывных отраслей в России почти нет.

Основой экспорта, если не брать сырье и полуфабрикаты, по-прежнему остаются вооружение и продукты питания. Экспортируются также ядерные и аэрокосмические технологии — задел мощного советского НИОКР. А вот много ли вы видели в иностранных магазинах российских гаджетов, костюмов или косметики?

В перспективе же выйти на эти рынки для российских производителей окажется и вовсе нереально, учитывая, что даже западных монстров с них выталкивают стремительно растущие китайские «акулы».

Последние новости
Цитаты
Николай Межевич

Президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня