Кабмин обсуждает как увеличить доходы и так профицитного бюджета, Кудрин считает, что предлагаемые меры себя исчерпали
Счетная палата РФ оценит предложения Минфина о необходимости повышения налогов и индексации акцизов, заявил журналистам ее председатель Алексей Кудрин.
Информация о планах правительства повысить налоги и скорректировать систему их сбора стало известно на прошлой неделе. По планам Минфина, в 2022—2024 гг. это должно принести в бюджет дополнительные 400 млрд. рублей.
Глава Счетной палаты России напомнил, что в 2018 г. правительство обещало не менять в ближайшие шесть лет налоги.
«Ряд предложений, связанных с индексацией акцизов на табак, алкоголь, сахаросодержащие продукты, на мой взгляд, не дадут того эффекта, на который Минфин рассчитывает, в силу высокой исчерпанности этих мер для повышения налогов», — считает Алексей Кудрин.
Чиновник считает, что к изменениям налоговой системы надо подходить осторожно.
Руководитель блока инвестпродуктов компании «Открытие Брокер» Антон Шабанов полагает, что Минфин и Счетная палата говорят о разных вещах.
— Повысить налоговые сборы путем повышения налогов можно. Но, как заметил Кудрин, это себя исчерпало, так как научно доказано, что постоянно повышать налоги не получится, наступает предел, когда налоги и сборы уже настолько большие, что люди перестают их платить, им выгоднее их избегать. Стоит ли сейчас их повышать?
«СП»: — Кабмин обещал не повышать налоги в ближайшие годы, а мы постоянно видим обратное. Как бизнес может на очередное повышение отреагировать?
— Для бизнеса любое увеличение налогового бремени плохо. Это уменьшение прибыли для компании, для людей. Бизнес никогда не поддерживает такие решения.
«СП»: — Но может, действительно какие-то налоги стоит ввести или повысить? Например, ввести прогрессивную шкалу налогообложения?
— Вопрос в цели. Можно и нужно постоянно улучшать налоговую систему, потому что мир не стоит на месте.
Если говорить о прогрессивной шкале, то можно вспомнить кривую Лаффера. Может, шкала должна быть регрессивная? Это непростой вопрос, который в один момент не решить.
«СП»: — Мы постоянно слышим, что у нас профицитный бюджет. Значит, деньги есть. Так зачем ради 400 млрд., вообще пересматривать, повышать или вводить налоги сейчас, когда у бизнеса, граждан и так проблемы?
— Это также вопрос целей. Куда именно планируется потратить деньги? Всегда найдется какой-то проект, на который эти деньги можно использовать.
Вопрос в том, стоит ли овчинка выделки.
Бюджет у нас действительно профицитный, но обсуждаемое повышение налогов направлено на федеральные программы, а там постоянно возникают какие-то новые проекты, поэтому деньги нужны. Профицит не бесконечен. Если какие-то программы надо расширять, возможно, под это ищется финансирование.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов отметил, что по опросам предпринимателей, которые делает Росстат, среди факторов, ограничивающих экономический рост, на первых трех местах в последние годы находятся неопределенность, недостаток внутреннего спроса и высокие налоги.
— По мнению предпринимателей, налоги надо снижать, но они, наверное, всегда, будут говорить, что налоги высокие. Позиция Кудрина близка к их позиции.
«СП»: — Но что все-таки, на ваш взгляд, надо делать с налогами?
— Налоговую систему, как фактор ускорения экономического роста, надо менять. Даже те высокие темпы, которые есть у нас сейчас, только кажутся высокими.
У нас существует высокое расслоение по доходам. Оно выше, чем в США, Китае, близко одиозным экономикам Южной Америки. С нашим общинным менталитетом, который складывался веками, такое расслоение неприемлемо. Соответственно, надо вводить налог на роскошь, от которого правительство всячески пытается отбиться, вводить акцизы на предметы роскоши. Надо стимулировать не потребление, а накопление, чтобы богатые строили космические корабли как Илон Маск, Ричард Брэнсон, а не яхты.
За счет налога на роскошь можно стимулировать доходы самых бедных слоев населения. За счет целевой поддержки. Не всем по 10 тысяч, а самым бедным семьям по 20−30 тысяч. Сейчас эти семьи несложно вычислить с помощью нашей развитой цифровизированной налоговой службы.
За счет налога на роскошь и стимулирования потребления бедным слоями населения мы бы стимулировали экономический рост. А рост стимулирует инвестиции. Правительство пытается за счет инвестиций стимулировать рост, но последовательность должна быть другая: загрузка мощностей упала, а инвестиции сами по себе расти не будут. Они будут расти, если их стимулировать за счет спроса и загрузки мощностей.
Необходимо менять налоговую систему, чтобы снизить расслоение по доходам и накопленным активам. Это будет повышать оптимизм, снижать неопределенность, повышать уровень доверия к власти и стимулировать малый и средний бизнес.
«СП»: — Но ведь обещали не повышать налоги.
— У нас после ковида совершенно новая экономическая ситуация. Все ускоряется. Обещали не повышать до 2024 года, но у нас сейчас один год за три идет. Можно менять.