Государственный долг США вырос до 28,5 триллионов долларов. И по закону, изданному еще Дональдом Трампом, больше увеличиваться не должен. Завершилось двухлетнее соглашение по приостановке лимита государственного долга и недавно об этом напомнило агентство Bloomberg. Начался отсчет времени и теоретически возможно, что в октябре в Америке произойдет то, что у нас случилось в 1998 году, в бытность председателем правительства РФ Сергея Кириенко — дефолт.
Америка перестанет платить по счетам? По крайней мере, в государственном секторе экономики, который у них — не очень велик, если не сказать — довольно мал?
Впрочем, могут издать новый закон, отменяющий действие долгового лимита. Скорее всего, нынешний президент Америки Джозеф Байден так и сделает. То же самое в прошлом восемь десятков раз уже проделывали многие его предшественники, заявила пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки. До президентства Рональда Рейгана величина госдолга в Штатах вообще мало кого волновала. А в 1985 году, когда госдолг резко скакнул вверх, приняли закон о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (так называемый «Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса»).
В последние несколько лет интерес к госдолгу Америки во всем мире отчего-то стал повышаться. Сначала просто как некое шоу. А после недавнего заявления Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме у нас стали следить: когда же США повторит судьбу СССР и развалится?
Кандидат исторических наук, руководитель Центра Российско-американских отношений при Институте США и Канады РАН Павел Подлесный напоминает, что мнения на этот счет разные:
— Одни говорят, что государственный долг США вырос уже чрезмерно, и это может привести к тому, что называют дефолтом. Другие — что все это чепуха. Кто прав — покажет время.
Мне кажется, это не проблема. Америка и другие страны жили, и будут жить дальше с большим государственным долгом, ничего в этом катастрофического нет. Я считаю, что страхи тех, кто пугает американским долгом, уже многие десятилетия, преувеличены.
«СП»: — Но нынешняя демократическая администрация США Байдена вынуждена жить, в чем-то продолжая наследие предыдущей республиканской администрации Трампа, при которой в августе 2019-го лимит госдолга США был приостановлен на два года. И вот эти два года прошли.
— В этом одна из причин устойчивости американской политической системы. Да, американцы начинают ругать Байдена и за госдолг, и внешнюю политику. За полный вывод войск из Афганистана. Но так всегда было и всегда будет в Америке, пока она существует.
«СП»: — А вывод войск и брошенная база — разве это не экономия бюджета в связи с госдолгом?
— Это, прежде всего, следствие непродуманных решений во внешней политике, принятых данным давно. Это касается и Ирака, и Афганистана. Президент Байден не говорит напрямую, что они там провалились, он говорит, что «миссия США в Афганистане закончена». Критики называют это провалом. Ничего они там не достигли, только израсходовали огромные деньги за эти двадцать лет. Но это же не впервые в Америке. А что было во Вьетнаме после четырнадцати лет войны? Драпали из Сайгона так, что их сторонники из Южного Вьетнама цеплялись за вертолеты, чтобы улететь вместе с ними и не попасть в руки к северным вьетнамцам.
Конечно, Штаты теперь постараются не начинать новых войн и не разбрасываться деньгами. Но… вряд ли у них это получится.
Я с некоторой тревогой отношусь к тому, как у нас оценивают перспективы Америки: «Крах, завтра все развалится, ее постигнет судьба Советского Союза!» Я к таким прогнозам отношусь скептически. Вспомните времена Трампа: что только не предсказывали? И военный переворот, и установление диктатуры. Кто-то раскопал проект указа Обамы, который пытался до конца своего срока ввести чрезвычайное положение. Ну и что? Закончилось президентство Трампа. Какие-то вещи у него получились, но много он и «наломал дров». Особенно — во внешней политике. Но Америка жива.
Не верю, что эта страна в ближайшее время распадется на отдельные государства. Если же это произойдет, не думаю, что нам станет лучше. России следует заниматься своими делами, поддерживая с американцами какие-то контакты, где это возможно. Наш президент 2 июня 2021 года подписал новую «Стратегию национальной безопасности». Нужно теперь ее реализовывать…
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский считает, что простым россиянам экономические трудности США не грозят абсолютно ничем:
— Во-первых, не нужно забывать, что у демократов сейчас большинство в обеих палатах парламента США. Следовательно, протащить нужные им инициативы касательно госдолга им не составит большого труда. А учитывая, что демократы сейчас, в отличие от республиканцев, настроены на дальнейшие масштабные траты и вливания в экономику и инфраструктуру, можно считать, что проблема с потолком госдолга уже решена — он будет и дальше расти.
Во-вторых, дефолт может наступить только в октябре. Крайне маловероятно, что американские законотворцы не смогут к этому времени договориться между собой, если вдруг у демократов не будет возможности в одностороннем порядке протащить нужный законопроект из-за иного мнения некоторых членов партии.
В-третьих, в 2019 году свет в Сенате уже гас на несколько дней. Как это отразилось на остальном мире? Никак. Потому что вопрос с потолком госдолга был максимально оперативно решен. На фоне анонсированных триллионных инвестиций в инфраструктурные проекты, а также публикаций о «сбежавшем» из лаборатории в Китае вирусе, США сейчас не могут допустить настолько глупый просчет, как технический дефолт по облигациям…
Да Демократическая партия США обладает большинством в обеих палатах, и легко может решить этот вопрос на законодательном уровне. Но при этом Минфин США 30 июля уже приостановил выпуск некоторых ценных бумаг и начал использовать долговые инструменты, которые не учитываются при расчете долгового лимита.
Директор Института Дальнего Востока РАН, профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Никита Масленников считает, что американцам либо надо продлять лимит, либо искать другие технические возможности для финансирования американского бюджета:
— А они есть, и достаточно элементарны. Проблема в том, чтобы американцам договориться. Можно использовать определенный набор государственных долговых обязательств, но можно — выпускать и другие ценные бумаги, которые не входят в состав лимита. Трамп и начал это делать.
Один из игроков этого рынка, Федеральный резерв, который печатает новые доллары в количестве 80 млрд, будет их использовать для выкупа ценных бумаг или нет?
«СП»: — Но это, наверное, интересно только биржевым игрокам?
— Нет, это интересно с той точки зрения, что если у вас не происходит этого выкупа, если нет новых бумаг, которые входят в обеспечение доллара, то чего выкупать? Объем выкупа сокращается. Значит, вы перешли к ужесточению денежно-кредитной политики. А это сказывается на доходности облигаций и на курсе доллара.
У американцев есть внутренняя проблема: как выкрутиться, чтобы не наступить на «монетарные грабли». Штатам сверхсильный доллар не нужен. Хотя инфляция там достаточно высокая, но они считают, что это явление временное — ситуацию надо пережить, ужесточать денежную политику не стоит, ведь это нанесет удар и по другим странам, и по самим США.
Укрепление доллара ударит по многим экономикам. По нашей — в меньшей степени. У нас внешний долг незначителен. У нас долларовая его часть не доминирует, больше — евро. Нас это может коснуться лишь через колебания курсов валют. Если в Америке в ближайшее время не решат проблему продления лимита, а будут действовать по-другому, к октябрю мы получим достаточно серьезный фактор, влияющий на ослабление курса рубля.
«СП»: — Значит, во всем мире неспроста следят за «играми» с государственным долгом США?
— Конечно, надо за этим следить. Но сию минуту — нужно больше отслеживать ситуацию на рынке Китая. Америка — это следующий, осенний этап всемирного финансового кризиса. А в Китае уже в текущем месяце могут случиться большие неприятности. Думаю, что мы скоро к этому вернемся…
«Антилидерами» по государственному долгу оказались США, Великобритания и Япония. Если у западных экономик возникнут серьезные затруднения, то их огромные государственные долги окажутся гирями, которые потащат мир вниз. И, возможно, это затруднение действительно будет называться «юань»?