Приехали: цены на такси снова вырастут

«Яндекс» повышает стоимость перевозок уже с 25 августа, и, как считают эксперты, необоснованно

2617
Приехали: цены на такси снова вырастут
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

С 25 августа сервис «Яндекс. Такси» повысит цены на поездки в большинстве российских регионов. Об этом написал Telegram-канал Readovka, сообщив, что компания доводит информацию по собственным каналам до водителей сервиса. Позднее в пресс-службе «Яндекса» подтвердили новости о том, что в ряде регионов цены на поездки будут увеличены с 26 августа. Объяснили такие изменения в компании «издержками таксомоторной отрасли».

Так, в городах ближнего Подмосковья условия всех пассажирских тарифов станут такими же, как в Москве. Например, в Химках стоимость подачи машины по тарифу «Эконом» составит 139 рублей (раньше была 69 рублей). При этом в самой Москве агрегатор обещает тарифы не повышать.

Цены на поездки в «Яндекс.Такси» по тарифу «Эконом» вырастут и в Краснодаре: стоимость подачи машины достигнет 59 рублей, а комиссия сервиса в городе увеличится до 1,3%. Кроме того, в сообществах таксистов пользователи делятся скриншотами о повышении тарифа «Эконом» и других пассажирских тарифов в Саратове, Арзамасе, Ульяновске, Барнауле, Ижевске, Дзержинске и других городах.

В пресс-службе «Яндекс.Такси» на запрос «Свободной прессы» также подтвердили, что тарифы на перевозки в ближайшее время будут повышены.

Читайте также
Дырявого «Адмирала Кузнецова» приковали к берегу надолго Дырявого «Адмирала Кузнецова» приковали к берегу надолго Сколько надо времени, чтобы погубить единственный российский авианосец?

«В некоторых городах мы повышаем комиссию и меняем структуру тарифа. Эти изменения позволят больше инвестировать в качество и доступность сервиса, в безопасность поездок, а также помогут перевозчикам компенсировать растущие расходы, например, на обслуживание автомобилей и топливо», — сообщили в компании. На сколько именно вырастут цены в «Яндексе» не уточнили.

Еще в начале года аналитики Bank of America выяснили, что цены на поездки в «Яндекс.Такси» к декабрю 2020-го выросли на 56% относительно мая—июня. Эксперты связывали повышение с издержками из-за пандемии (в частности, сокращением числа водителей), ростом цен на бензин, общим ростом издержек, а также желанием агрегатора компенсировать более низкие цены в предыдущие годы.

Ценообразование агрегаторов такси давно вызывает вопросы у потребителей. По личному опыту автора одна и та же поездка в Шереметьево с разницей в три недели может стоить как 900 рублей, так и 1600 рублей, причем в практически идентичных погодных и дорожных условиях. Как рассказал «СП» эксперт по городскому транспорту и такси, администратор Telegram-канала «бюро Икс» Роберт Ян, издержки водителей действительно растут, однако повышение цен «Яндексом» и другими сервисами трудно объяснимо.

— Сегодня невозможно объективно говорить о том, завышена или занижена цена на перевозки в такси. Чтобы сделать это, нужно знать, какова их себестоимость. Тогда мы будем понимать, есть ли в цене сверхдоходы перевозчика или она находится на маржинальном уровне.

Но сегодня в ценах агрегаторов себестоимость перевозчиков просто не учтена. Цена перевозок устанавливается агрегаторами по своему желанию. Хотя потребитель имеет право знать тариф, по которому его будут везти.

«СП»: — Вопросы, действительно, есть…

— Дело в том, что цена повышается для пассажиров, но рост максимальной выручки от этой выгоды получает не водитель, а сама компания. Потому что, увеличивая цены для пассажира, она увеличивает и свою комиссию.

У агрегатора не появилось никаких новых издержек в связи с тем, что повысились цены на топливо и расходные материалы для водителей. Они никаким образом не компенсируют это таксистам. Вопросы безопасности, о которых говорит пресс-служба, слабо решаются. Если посмотреть на ситуации с происшествиями, в которых пострадали пассажиры, стандартными ответами являются отписки: «Нам очень жаль» и обещания поставить водителя на контроль. То есть поддержка моральная, а не материальная.

Пассажиры сталкиваются с трудностями даже с выплатами страховки при несчастном случае. Признать человека пострадавшим от получения услуги такси очень сложно, для этого необходимо привлекать юристов. Сама компания требует, чтобы клиент доказывал, что он пострадал, и только тогда они готовы передать документы страховой. Хотя должно быть наоборот — компания-организатор перевозки должна оказывать поддержку потребителю.

Я считаю, что цены на перевозки повышаются «Яндексом» не для компенсации затрат водителям, а для повышения собственной выручки. Например, в апреле компания повысила тариф в Москве, точно так же аргументируя этот шаг. При этом она увеличила свою комиссию на 2,5%, а для водителей это очень много.

Мы посчитали, что после этого пассажир стал платить на 10% больше, а водитель — больше отдавать «Яндексу» на 16%. Получается, что при повышении цен водитель беднеет.

Доходность компании растет, но повышается ли безопасность?

Статистика ДТП агрегаторов, не только «Яндекса», в разы выше, чем у обычных автомобилей. Только в Москве и Московской области они привлекают для работы водителей, имеющих разрешение на ведение деятельности такси, что является основой безопасности. Во всех других регионах к работе подключают водителей с любыми удостоверениями, даже иностранных государств, что прямо нарушает требования Закона о безопасности дорожного движения.

«СП»: — Но поправки на инфляцию тоже необходимы?

— Конечно, затраты водителей за год выросли значительно больше, чем на 2%. Есть и инфляция, и рост курса, и рост топлива. Только официальная инфляция составляет 6,5%, а потребительская намного выше, значит, и затраты на обслуживание автомобилей растут. Поэтому цены нуждаются в корректировке, это естественно.

Но мы не знаем, насколько тщательную работу проводила компания.

Читайте также
Цены на газ: Газпром ликует, Европа паникует Цены на газ: Газпром ликует, Европа паникует Осень близко, перекупщики топлива нервничают — как «не пролететь»

«СП»: — Можно ли как-то контролировать необоснованный рост цен на перевозки в такси?

— У агрегаторов есть сильное лобби, поэтому имеет смысл обращать внимание на мнение экспертов, например, Центра компетенций при Международном евразийском форуме Такси, Общества защиты прав потребителей и других, где отсутствует прямая связь с участниками рынка.

Что касается государственного регулирования, сфера перевозок в такси относится к дополнительным транспортным услугам. Это не услуга первой необходимости, без которой город не может жить, как без общественного транспорта. Это коммерческая услуга, поэтому на государственном уровне нет ведомства, которое занималось бы хотя бы мониторингом цен.

Плохо это или хорошо, я сказать не могу. Возможно, с точки зрения потребителей это плохо, а с точки зрения бизнеса — хорошо, потому что государство не должно вмешиваться в сферы, которые не являются социально значимыми. В противном случае придется вмешиваться в торговлю, в парикмахерские услуги и так далее.

Повторю, на сегодняшний день, государственных органов, которые проверяли бы корректность ценообразования в сфере такси, нет.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Андрей Ковалев

Лидер Общероссийского движения предпринимателей

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня