Жителям поселков Камчатки начали бесплатно раздавать красную рыбу. На этом аттракцион невиданной щедрости не закончился: на прилавки магазинов выставили красную икру по социальным ценам. И вообще начался какой-то непрерывный то ли рыбный день, то ли день сурка…
Около 350 т мороженой и охлажденной рыбной продукции реализовали на Камчатке в рамках проекта «Камчатская рыба», главная цель которого — снижение стоимости на рыбу в популярных торговых сетях полуострова. Об этом сообщает пресс-служба краевого правительства.
«Всего было реализовано порядка 200 т такой продукции по социальным ценам. Основными поставщиками выступили Рыболовецкий колхоз имени Ленина и „Океанрыбфлот“. Мы стараемся расширять проект и учитывать пожелания жителей по включению в проект новых позиций. Так, на прилавках в дополнение к базовым позициям мороженого минтая, сельди, камбалы, наваги, кальмара появились охлажденные минтай и камбала — по цене в пределах 50 рублей за кг. Также уже реализовано порядка 150 т свежей горбуши, в том числе через собственные магазины колхоза. Стоимость рыбы — 50 рублей за кг. Кроме того, предприятие запустило в продажу красную икру по самым низким на камчатском рынке ценам: сначала по 3 тыс. за кг, а затем и по 2,5 тыс. за кг. Объем продаж икры составил более 12 т», — приводятся в сообщении слова министра рыбного хозяйства региона Андрея Здетоветского.
Но сказка не может быть бесконечной. И всегда ведь каким-то самым неожиданным образом найдется ложка дегтя на банку красной икры.
«Несколько десятков тонн уже реализовал наш основной поставщик, Рыболовецкий колхоз имени Ленина, в том числе через фирменные магазины и точки сети „Шамса“ и „Семейная корзинка“. Вместе с тем есть ряд сложностей с точки зрения организации торговли охлажденной рыбой. В краевой столице ограничено число торговых точек, которые располагают необходимым оборудованием для хранения и реализации такой продукции. Также магазинов с таким оборудованием нет в Елизове и Вилючинске», — подосадовал министр рыбного хозяйства региона и пообещал попытаться решить этот вопрос совместно с предпринимателями.
Действительно, ну откуда в городах и поселках самого рыбного региона страны может взяться в достаточном количестве оборудование для хранения и реализации рыбы? В общем, кто оказался не готов, тот и остался без «мореподарков».
Но на самом деле в этом нет вины бизнеса, местных торговых сетей (про чиновников пока умолчим). Просто рыба здесь — не самый ходовой товар. Зачастую морепродукты на Дальнем Востоке дороже, чем в центральной части России.
«Рыба, морепродукты, красная икра. Этим в Приморье мало кого удивишь. А вот ценами на них сейчас — точно можно. Например, полкилограмма прошлогодней икры стоят 4250 рублей», — отмечает «Общественное телевидение Приморья»
А вот такой список цен на морепродукты в регионе публикует ИА «Приморье 24»:
«Во Владивостоке: креветка 600 р., клешни краба 800 р., клешни краба камчатские 1150 р., в то время как фаланга -4000 р., гребешок крупный — 2200 р., тигровая креветка за кг — 1400 р.
Диапазон цен на красную рыбу за 1 кг колеблется от 1200 до 2000 рублей, в зависимости от того, какая именно это рыба: форель, семга или нерка.
Килограмм икры в Хабаровске стоит около 3000 тысяч рублей, креветка от 1000 р. за 1 кг., мясо краба от 1500 р., кета от 900 р., нерка от 1300 р."
В общем-то, очевидно, что в Москве и Санкт-Петербурге такие продукты можно и подешевле купить.
Поэтому и в Приморском крае, и на Камчатке, и на Сахалине — то тут, то там, но ежегодно в путину рыбаки, точнее рыбопромышленные компании, устраивают в ближайших к ним населенных пунктах продажу по сниженным ценам или даже раздачу рыбы социально незащищенным слоям населения. Понятно, что это не самые ценные виды продукции и в своем роде излишки, но тем не менее такое практикуется и без нажима со стороны региональных властей.
Только вот масштаб таких акций — капля в море. Потому и оказались в этот раз не готовы местные торговые точки к массовой распродаже и раздаче рыбы.
А почему случился нынешний рыбный аттракцион невиданной щедрости под эгидой региональных чиновников — догадаться не сложно. Дело не только в предвыборной ситуации — она влияет, само собой, и на нее власти пытаются таким образом повлиять.
Но есть и сугубо экономические причины. Как уже сообщала «СП», в июле Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) сообщила, что ограничения на поставки рыбы в Китай привели к «критической загрузке» холодильных мощностей во Владивостоке и на Камчатке, а из-за начала лососевой путины для хранения продукции потребуются дополнительные мощности.
Дальневосточные рыбопромышленные компании с ужасом смотрели на забитые минтаем холодильники и стали просить о помощи федеральное правительство — лосось на подходе, девать будет некуда! В ходе недавнего дальневосточного турне премьер Михаил Мишустин встретился с рыбопромышленниками и пообещал оказать им поддержку — выделить субсидии РЖД на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку продукции из минтая. Предполагалось, что тогда дальневосточный улов отправится вглубь страны и окажется на прилавках по более, чем обычно, доступным ценам.
Ну вроде так должно было случиться по законам рыночной экономики — предложение явно выше спроса, плюс поддержка правительства…
Но не случилось. В период с 10 по 16 августа средний уровень потребительских цен на рыбу мороженую неразделанную понизился всего на 0,53%. Не стали и свободнее холодильные мощности рыбопромышленных компаний.
А промысел тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке тем временем уже достиг рекордных показателей. К 24 августа вылов составил 474,3 тыс. тонн, что на 14,4% выше показателя 2019 года и более чем в два раза больше уровня 2020 года, сообщает Объединенная пресс-служба Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство).
На подходе к Владивостоку еще 18 судов с 44,5 тыс. тонн продукции на борту, в том числе 6 судов с 12,5 тыс. тонн лососевых. Но здесь, похоже, удача от рыбаков отвернулась. Перед причалами их ждет очередь на разгрузку, которая только увеличивается — холодильные мощности почти заполнены. По данным Приморского территориального управления Росрыболовства, средний уровень загрузки холодильников в портах Приморского края составляет 88%.
А если без усреднения, то получается, большая часть холодильных мощностей просто переполнена, рыбу из них вывозить не успевают. Причина?
А здесь просто какое-то дежа вю начинается.
Вот выдержка из публикации газеты «Гудок» в августе 2009 года: «Проблема с вывозом рыбы с Дальнего Востока не в нехватке вагонов, а в том, что плохо спланированы графики ее отправки. Так ответило ОАО „РЖД“ на обращение Росрыболовства, которое считает, что рекордный улов лосося может не дойти до потребителя в центре страны из-за нехватки вагонов и высоких железнодорожных тарифов».
И тогда, в 2009 году, ожидался рекордный улов лососевых — около 500 тыс. тонн. И тогда также во Владивостоке в ожидании разгрузки простаивали шесть судов с 11 тыс. тонн мороженой рыбы, а на подходе к порту — еще девять судов с грузом около 50 тыс. тонн, холодильники были забиты рыбой, вагонов для ее транспортировки не хватало.
Уже семь лет прошло, как Андрей Крайний покинул пост главы Росрыболовства, уступив его Илье Шестакову.
И шесть лет минуло, как вместо Владимира Якунина главой РЖД стал Олег Белозеров.
И что изменилось, ну, хотя бы в плане доставки дальневосточной рыбы в другие регионы страны? Все те же межведомственные споры про нехватку вагонов, холодильных мощностей и высокие тарифы на перевозку. Но воз-то с рыбой и ныне там. И все по тем же высоченным — в сравнении с доходами россиян — ценам.
И проблема не только в этих двух ведомствах. Посмотрите, как работает наша государственная бюрократическая машина даже в тех ситуациях, когда, без обиняков, рыба тухнет — раздавать приходится, чтобы ее просто не выбрасывать.
Еще 26 июля председатель правительства Михаил Мишустин подписал Постановление: «Для увеличения поставок минтая на внутренний рынок государство будет субсидировать железнодорожные перевозки этой продукции с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть страны».
Но застрявшего на Дальнем Востоке минтая уже лосось подпирает, а бюрократы все никак подзаконные акты не подготовят, чтобы дело пошло. Хотя ничего нового в этой ситуации нет совершенно (см. дежа вю выше). «Субсидирование железнодорожных перевозок минтая заработает уже в сентябре», — сообщается на сайте Росрыболовства.
Вот это «уже» в данном случае — это здоровая ирония или больной оптимизм?