Планы Газпрома по наращиванию запасов газа в российских подземных хранилищах являются угрозой для рынка и потребителей Европы, считают опрошенные Bloomberg аналитики.
Эксперты подсчитали, что российскому газовому монополисты для успешной работы в ходе отопительного сезона необходимо закачать в хранилища примерно 80 процентов от объема, поставляемого в Западную Европу, которая традиционно считается основным рынком сбыта для Газпрома.
В прошлом месяце поставки газа в Европу сокращались на протяжении нескольких дней подряд после аварии на заводе дочерней структуры Газпрома в Новом Уренгое, что также создало предпосылки для дефицита топлива и привело к росту цен. Кроме того, в конце стало известно о существующей угрозе дефицита газа в России, который может стать реальностью в случае, если Газпром сорвет планы по заполнению домашних хранилищ.
То есть если нам самим газа не хватит, недодадим Европе?
— Наращивание запасов под внутренний рынок происходит ежегодно, — поясняет писатель и политолог Дмитрий Лекух. — Называется «отопительный сезон»: ну, да, мы — северная страна. Кстати. На сегодняшний момент запасы для внутреннего рынка объективно низки.
Очевидный тренд не так давно подчеркнут многочисленными заявлениями президента Путина: Газпром обязан развернуться на внутренний рынок. И именно внутренние рынки должны стать для него главными. Вполне вменяемая, кстати, не только политическая, но и экономическая позиция.
При этом Газпром совсем не собирается отказываться от своих традиционных рынков. И европейских в том числе. У Газпрома достаточно возможностей нарастить добычу для выполнения своих обязательств по всем направлениям.
А что касается приоритета, то, повторю, он указан президентом, может, помимо воли руководства Газпрома, но предельно жестко — внутренний рынок.
— Это стандартная процедура, — отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Суть вот в чём: потребление газа меняется в зависимости от времени года, в отопительный период спрос резко повышается. Для успешного покрытия спроса газ в тёплое время года закачивается в подземные хранилища (ПХГ). Они располагаются ближе к центрам потребления. То есть для покрытия дополнительного спроса голубое топливо проще будет извлечь из ПХГ, чем тащить дополнительные объёмы из Надым-Пур-Тазовского региона или с Ямала.
Ну, а тот факт, что внутренний рынок для Газпрома находится в приоритете — не секрет. То есть ему надо выполнить контрактные обязательства перед зарубежными покупателями и подготовиться к отопительному сезону в России. Вот он и готовится. И так происходит каждый год.
«СП»: — По подсчетам издания и его собеседников, главной российской газовой компании для успешной работы в ходе отопительного сезона необходимо закачать в хранилища примерно 80 процентов от объема, поставляемого в Западную Европу, которая традиционно считается основным рынком сбыта для Газпрома. Так ли это?
— Выглядит как попытка представить ситуацию страшнее, чем она есть. Западная Европа — это что? Германия, Франция и Великобритания? Тогда да, в российские ПХГ Газпром закачивает что-то вроде 80% от того объёма, который поставляется в эти страны. По крайней мере при желании так можно подсчитать, взяв подходящие данные за прошлые годы.
Для понимания: в подземные хранилища на территории России в этом году Газпром закачает около 75 млрд куб. м, а в три вышеназванные страны он поставит ориентировочно 85 млрд куб. м. А в целом поставки в страны дальнего зарубежья составят порядка 195−200 млрд куб. м.
И основной рынок сбыта — это не Европа, а Россия. Если говорить про объёмы и социальные обязательства. Денег, конечно, концерн больше получает с европейцев, так как внутри страны цены для Газпрома регулируются государством.
«СП»: — В сложившейся ситуации мировые цены на газ стремительно растут, достигнув отметки $598 за 1 тыс. куб. м. На данный момент запасы в регионе находятся на самом низком уровне за последние 10 лет. Как высоко они еще могут подняться? Цены и так бьют рекорды. Как это может повлиять на рынок в Европе и в мире?
— Не знаю. И никто не знает. Я бы предположил, что в ближайшее время цены могут снизиться до 450 долларов. Но слишком много входящих обстоятельств, чтобы утверждать наверняка.
«СП»: — Цены начали расти после объявления итогов аукциона по бронированию дополнительных мощностей по транзиту газа через Украину на сентябрь. На него были выставлены мощности до 15 млн куб. м в сутки, но Газпром выкупил только 0,65 млн куб. м в сутки, или 4,3% объема. Как понимать этот ход? И как это отразится на Украине?
— Просто Газпром не хочет переплачивать. Он и так прокачивает через Украину не менее 110 млн куб. м в стуки. У него сейчас основная задача — подготовка к отопительному сезону в России. А задачи отправлять дополнительные, сверхконтрактные объёмы в Европу — нет.
«СП»: — Насколько европейский рынок приоритетен для Газпрома?
— Европа до сих пор основной зарубежный покупатель российского газа.
«СП»: — А азиатский?
— Поставки на этом направлении наращиваются. Как трубопроводные, так и СПГ.
«СП»: — За чей счет Газпром готов в случае такой необходимости наращивать запасы? Чем готов пожертвовать?
— Это так не работает. Есть контракты, по которым надо прокачивать определённые объёмы. Есть вариант в рамках контрактов запрашивать у Газпрома дополнительный газ. Но он выполняет эти заявки по мере возможности. Если же говорить о Китае, то поставки туда сейчас только начали наращиваться, ресурсная база для этих поставок никак не связана с европейским направлением.
— Утверждение о том, что Газпром создает какие-то угрозы для Европы, довольно странное, если не сказать бредовое, — уверен эксперт Финансового университета
При Правительстве РФ Игорь Юшков. — Во-первых, Газпром наращивает запасы газа в ПХГ в России, потому что, как это ни странно, но у нас, как и в Европе, бывает зима. И точно так же к отопительному сезону нужно закачать газ в ПХГ, чтобы, когда зимой существенно увеличится потребление газа (большой расход на отопление), то нужно было бы не весь дополнительный спрос удовлетворять за счет наращивания добычи, а часть удовлетворять за счет поднятия газа из ПХГ. Это позволяет более равномерно использовать производственные мощности в течении года.
Во-вторых, сейчас Газпрому нужно закачать больше газа в ПХГ в России именно потому, что этого не делают в своих ПХГ европейцы. Европейские компании все лето боялись закачивать газ в ПХГ, потому что цены на рынке были высокими. Они боялись, что именно сейчас наступил пик цены и к зиме стоимость газа снизится. А значит, что если ты купил газ на пике цены, а потом продашь его дешевле, то зафиксируешь убыток. Многие европейские компании даже продавали газ, который у них остался с сезона закачки 2020 года, чтобы заработать. Так как в 2020 г. газ в Европе стоил очень дешево — менее 100 долларов за тыс. куб. м. и продавая его летом 2021 г по 400−500 долларов компании фиксировали прибыль. Никто же не знал, что цены вырастит до 620 долларов и далее. В итоге Европа подходит к отопительному сезону с очень низкими объемами в своих ПХГ. Это означает, что весь отопительный сезон Европа будет ежесуточно импортировать очень большие объемы газа. Чтобы удовлетворить этот дополнительный спрос в Европе зимой, Газпром хочет перестраховаться и закачать газа в свои ПХГ, чтобы зимой удовлетворять спрос в Европе не только за счет текущей добычи, но и за счет газа из подземных хранилищ. Так что закачка газа в ПХГ — это вклад Газпрома в нормальное прохождение Европой отопительного сезона.
Блумберг же исходит из того, что Газпром мог бы поставить объемы, которые он закачивает в ПХГ в Европу уже сейчас и дополнительными объемами сбил бы немного цену. Однако высокая цена в Европе установилась из-за того, что весь мировой СПГ уходит в основном в Азию, так что дополнительные поставки Газпрома кардинально ситуацию бы не поменяли. А эти доппоставки сейчас можно пустить только через Украину, пока «СП-2» не заработал. А когда «Газпром» прокачивает больше контрактной мощности, то тариф на транзит возрастает, и прибыль Газпрома от таких поставок уменьшается. А к зиме Газпром «СП-2» запустит, и дополнительные поставки будет пускать так, что для него гораздо выгоднее.
Цены росли весь 2021 г., а в августе на новостях об отказе бронировать дополнительные мощности прокачки через Украину был кратковременный скачок, далее цены продолжили плавный рост, который был и до это новости. Думаю, что Газпром рассчитывает ввести в эксплуатацию первую нитку «СП-2» в сентябре и качать дополнительные объемы через нее. Она была построена в июне, 2 месяца идут пуско-наладочные работы, так что скоро она может быть введена в эксплуатацию.
А в целом, Россия — один из мировых лидеров по потреблению газа, мы в отопительный сезон очень много жжем газа, так как страна холодная, нужно и отапливать газом, и электроэнергию производить на газовых ТЭС. То, что мы потребляем зимой и сколько поставляем в Европу, не связано друг с другом. все эти 80% ни о чем не говорят. Внутренний и внешний рынки не взаимоисключающие для Газпрома. Он заявляет, что может увеличить добычу на 150 млрд. куб. м. в год уже на действующих месторождениях. Проблем в добыче у нас нет.
«СП»: — Американские экономисты предполагают, что в ближайшее время концерн полностью пересмотрит приоритеты в своей политике, практически отказавшись от европейского экспорта. Серьезно?
— Отказ от европейского рынка газа — очередной бред. Это основной рынок сбыта Газпрома. Он даже чисто технически не может перенаправить газ с европейского рынка куда-то еще. Так как газопроводы построены с Ямала и Западной Сибири только в Европу. Европейцы говорят, то они в 2035 г. откажутся от импорта газа и к 2050 г. от потребления углеводородов вообще. Но, во-первых, посмотрим, как они будут реализовывать свои планы, во-вторых, из газа (метана) можно делать водород, на который Европа и собирается перейти. Поэтому мы в любом случае будем взаимодействовать с Европой по газовому вопросу и добровольно Газпром с европейского рынка уходить конечно не станет.
И ничем не будет жертвовать, он всегда поставлял газ и на внутренний рынок, и на экспорт. Причем уже более 50 лет это происходит. Этот год принципиально ничем не отличается от предыдущих. Газа хватит и для внутреннего рынка, и для внешнего. Просто объемы ежесуточного экспорта в Европу будут больше, чем в среднем в прошлые года. В Китай газ поставляется только с одного месторождения — Чаянинского в Якутии, оно имеет возможность поставлять газ только в «Силу Сибири», а этот газопровод не соединен с единой газотранспортной системой, потому не может влиять ни на поставки в регионы центральной России (а фактически вообще на внутренний рынок), ни на экспорт в Европу…