Без сомнения, многие жители Подмосковья не отказались бы получать пенсии и заработные платы такие же, как и в столице. Большому количеству областных домовладельцев и риелторов, пожалуй, тоже пришлось бы по душе торговать объектами недвижимости по московским расценкам.
Для этого нужно-то всего ничего — взять, да и объединить в единую агломерацию Подмосковье и Первопрестольную. И, надо сказать, разговоры об этом периодически возникают в российском информационном пространстве.
Однако мэр Москвы, Сергей Собянин, крайне негативно относится к этой идее.
Так, в своем интервью «Комсомольской правде» он, в частности заявил:
«Система государственного управления в Москве и Подмосковье, в муниципальных образованиях Подмосковья — очень сложная. У Москвы своих проблем и задач хватает, и попытаться объять необъятное… Это, скорее всего, приведет к усложнению управления всем регионом, а не упрощению. На мой взгляд, сегодня этого не следует делать».
С политической точки зрения столичный градоначальник, собственно, тут прав, ведь всего через четыре года страну ждут президентские выборы.
— А человек, который будет руководить таким новообразованием, по своему политическому статусу станет одним из главных лиц в стране, — напомнил «СП» руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — И это очень актуальная тема применительно к выборам президента. Новый регион станет настолько значимым и мощным, что его глава превратиться в серьезного конкурента для главы государства. Это, думаю, никому не нужно, и президент вряд ли на это пойдет. Хотя бы просто потому, что это создаст латентный долгоиграющий конфликт.
Впрочем, сам же Сергей Собянин признал — говоря об интеграции Москвы и области, следует рассуждать не столько об интеграции политической, сколько об интеграции инфраструктурной. Которая, по его словам, уже идет в том же водоснабжении и ряде других сфер.
«Этим мы с Андреем Воробьевым активно и занимаемся, вовлекая мощности Мосводоканала, поставляя качественную воду не только в Москву, но и в Подмосковье. Очистные сооружения также работают частично на Москву и Московскую область. Система электроснабжения тоже у нас единая, как и программа газификации. Мособлгаз работает в Новой Москве и Московской области. Но самое главное — единая система транспорта. Потому что миллионы людей из Подмосковья каждый день едут в Москву и обратно», — отметил он.
И вот тут возникает вопрос — какому, собственно, региону все это более выгодно? Кто будет, образно выражаясь, диктовать дальнейшие правила игры — располагающее все еще обширными заповедными природными уголками Подмосковье или уже задыхающаяся даже в своих новых границах Москва?
— Что такое Подмосковье? Это одна из жемчужин нашей страны — реки, поля, леса с небольшими населенными пунктами малоэтажной застройки. Но что мы в итоге получим от слияния?
Москва уже задыхается от огромного потока людей даже в своих расширенных границах, а ведь подвизающиеся здесь строительные корпорации по-прежнему хотят получать свои прибыли. Результат, по-моему, предсказуем, — продолжает тему почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России Алексей Кротов.
Весь смысл систематически всплывающей темы объединения Москвы и области только в этом — воспользоваться свободной землей, которая довольно дорога, и продолжить возводить небоскребы-человейники. Цель не в том, чтобы сделать комфортнее жизнь людей или повысить эффективность управления, Боже упаси! Цель в том, чтобы сделать сверхбольшой бюджет и его очень эффективно «осваивать», меняя в гигантской агломерации по 10 раз в год плитку с бордюрами. Это полностью угробит регион.
«СП»: — Но, может быть, инфраструктурное объединение принесет облегчение Подмосковью в том плане, что упростит его жителям путь в столицу к рабочим местам? Ведь сейчас въезды в Москву захлебываются многочасовыми пробками.
— Да, это действительно так. Но вы посмотрите на саму Москву — в час пик невозможно проехать по городским улицам. Вроде бы и строятся развязки, и расширяется дорожная сеть, а результат тот же. Потому что все новые развязки моментально нагружаются огромным количеством жилья вокруг. Город буквально в конвульсиях бьется от постоянной стройки, но она все идет и дет. И делается это, поверьте, не для улучшения жизни горожан, а для извлечения максимальной выгоды от освоения бюджетных средств и вложений все прибывающих и прибывающих покупателей.
Все то же самое в случае продолжения процесса ждет и Подмосковье. Уменьшение пространства за счет приезжих, сокращение зеленых насаждений. Будут же просто резать по живому — прокладывать магистрали (пропускной способности которых рано или поздно все равно не хватит, сколько их не строй) прямо через жилую застройку, стирая с лица земли исторические памятники. Сама Москва-то уже лет десять как перестала быть историческим поселением.
А с поглощенным Подмосковьем вообще станет непонятным аморфным новообразованием, которым будет попросту невозможно управлять, все будет под одну высоту и в одну плоскость, дач не будет, земли не будет.
Но людям-то так жить не свойственно, многоэтажная застройка ущербна. Все хотят жить в своем доме на своей земле. Мы же с вами не в Японии живем, в самом-то деле, где население практически столько же, сколько в России, а площадь в разы меньше, зачем нам все эти агломерации? Это абсолютно, я считаю, вредительская политика — загонять как можно больше людей в высотки, чтобы собирать с них огромный бюджет и его, так сказать, пилить вместо того, чтобы рассредотачивать административные функции и население по всей имеющейся территории.
«СП»: — Кому именно может быть выгодно лоббировать идею слияния Москвы и области, несмотря на такие последствия?
— С экономической точки зрения слияние Москвы и области выгодно только тем, кто ведет крупный бизнес, — обрисовал свое видение ситуации руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой. — Особенно тем бизнесменам, которых, сейчас «выперли» с международной арены. Например, сейчас на московском строительном рынке появился Роман Абрамович, который не проявлял к этому сектору никакого интереса до тех пор, пока его, образно выражаясь, не «попросили» из Европы.
«СП»: — Кстати, нынешний глава Подмосковья также довольно прочно ассоциируется у людей с крупным строительным бизнесом. Семья покойного экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, как известно, также не чужда строительству. Может быть, объединение регионов также выгодно и им?
— Действительно, многие ставят в укор Андрею Воробьеву то, что он слишком уж активно и жадно застраивает земли вокруг Москвы. А областной губернатор, видимо, просто понимает: на определенном моменте объединение все-таки запланировано, поэтому делает так, чтобы тому бизнесу, который рано или поздно зайдет на эту территорию, не досталось ничего. Как говорится, ни пяди земли врагу.
И действительно, учитывая экономический и политический «вес» поименованных экспертом фигур, проявляющих интерес к застройке столичного региона, предположение о том, что рано или поздно слияние Москвы и Подмосковья все же случится, не выглядит таким уж невозможным.
Мало того, что «большие деньги» в принципе способны склонить на выгодную для их владельцев сторону любую чашу весов, так это еще и прямо укладывается в Стратегию развития страны до 2025 года, старательно выпестовываемую Минэкономразвития — бери, лепи Владивосток с Артемом, Москву с Подмосковьем, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, вот тебе и новые точки экономического роста с внушительным населением, и, главное, никаких гигантских бюджетных инвестиций для этого особо не надо.