Польша подтвердила, что не намерена продлевать контракт с «Газпромом» на поставки российского газа. Об этом заявил уполномоченный правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский. Он добавил, что уже с 1 октября следующего года Варшава рассчитывает начать поставки газа по трубопроводу Baltic Pipe, и этого будет достаточно, чтобы компенсировать отсутствие российского сырья.
О том, что польские власти не планируют продлевать контракт с «Газпромом» после его истечения в 2022 году, они говорили уже давно. Однако в начале сентября в интервью РИА «Новости» председатель правления польской нефтегазовой компании PGNIG Павел Маевский заявил, что не исключает и поставок российского газа после 2022 года в случае выгодных условий и «экономической необходимости».
Теперь же в Варшаве решили расставить точки над i и напомнить, что о полноценном продлении контракта речь не идет. Интересно, что даже нынешняя ситуация с дефицитом на газовом рынке Европы, в результате которого цены на короткое время подскочили до 960 долларов за тысячу кубометров, не убедила польские власти в том, что иметь долгосрочное соглашение на поставки трубопроводного газа более выгодно, чем зависеть от биржи. Например, Германия во время ажиотажа продолжала покупать российский газ по 220 долларов за тысячу кубов.
Впрочем, Варшава возлагает большие надежды на Baltic Pipe, а не на спотовый рынок. Сейчас страна закупает у России около 10 миллиардов кубометров газа в год, но надеется, что их заменит «голубое топливо» из Норвегии, которое будет идти через Данию. Труба будет проходить по дну Балтийского моря, ее длина составит 230 км. Правда, у Норвегии уже четвертый год снижается добыча газа, но Baltic Pipe основан на новом месторождении, и пока его перспективы оценить трудно.
Как рассказал «СП» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, Польша сможет покупать у «Газпрома» газ и после 2022 года, вопрос только в том, по каким ценам. Но, судя по всему, Варшава готова переплачивать ради эфемерной «энергетической независимости» от России.
— Критических проблем у Польши после 2022 года не будет, потому что она не отказывается от закупок газа из России в принципе, — поясняет Александр Фролов. — Она отказывается только от долгосрочного контракта. Если вдруг предложение газа, который будет реализовываться через столь любимые Польшей биржевые механизмы, будет выгодно по цене, она готова этот газ покупать.
Правда, заявляя о планах заменить российский газ норвежским, наши польские друзья смотрят на свое текущее потребление. А оно в ближайшие десять лет может вырасти в полтора раза. По той простой причине, что Польша является крупным потребителем угля в области электрогенерации, а все угольные электростанции по требованию Евросоюза должны быть закрыты. Значит, электричество придется получать из других источников. Из каких?
Естественно, наши польские «друзья» активно присматриваются к возобновляемым источникам энергии. Они также изучают возможность строительства атомной электростанции. Но наиболее простым и доступным методом для них станет строительство газовых электростанций, которые будут повышать потребность в «голубом топливе» со стороны Польши. Поэтому разрекламированный Baltic Pipe, в лучшем случае, сможет удовлетворить растущий спрос со стороны Польши только частично. Так что говорить об отказе от российского газа Варшава может сколько угодно. Но не факт, что так будет на самом деле.
«СП»: — Нынешняя ситуация не наталкивает польские власти на мысль о том, что иметь долгосрочный контракт все же выгоднее?
— Это правильный вопрос, и его хорошо бы задать польским властям и населению. Но ответ на него двоякий. С одной стороны, нынешняя ситуация с ценами на газ никого в Европе не может радовать. Им остается только надеяться, что это временный перегиб и затем цены вновь станут низкими. Потому что, с другой стороны, энергетическая политика Евросоюза в принципе подразумевает отказ от долгосрочных контрактов в пользу спотовой торговли.
Как представлялось европейским чиновникам, долгосрочные контракты снижают конкуренцию на рынке и вредят возможности получать газ дешевле за счет разных поставщиков, которые, борясь за клиента, будут цены снижать. А на аргумент, что в реальности это работает так, как мы видим сейчас, нам могут возразить, что в 2019 году цены, наоборот, снижались. И это правда, они резко снижались еще до всякого кризиса в рамках рыночных условий. И сложно доказать, что нынешняя ситуация — это норма, а 2019 год — аномалия, а не наоборот.
Что касается Польши, у них перед глазами есть еще один интересный пример того, что долгосрочные контракты выгодны, помимо текущего положения на рынке. В мае 2020 года завершился срок действия соглашения с Россией на транзит газа через территорию Польши. «Газпром» не стал его продлевать, а перешел на принятую и любимую в Евросоюзе аукционную систему отношений, которая по идее ЕС не допускает какой-либо монополизации и снижения доходов транзитирующих компаний.
После этого «Газпром» стал приходить, только когда ему надо, прокачивать только те объемы, которые ему необходимы и только тогда, когда ему это удобно. Никаких обязательств нет - нужно, прокачиваем газ, не нужно — не прокачиваем. А можем и «Северный поток-2» запустить, и в него эти объемы перенаправить. Вот почему Польша бесится, бегает в истерике и требует запретить «Северный поток-2». Они такие умных, хотели рыночных отношений и получили их. А теперь понимают, что «сушить» будут их в первую очередь.
В перспективе после завершения контракта в 2022 году Польша может начать покупать российский газ хоть у Германии. Энергоресурсы будут по газопроводу приходить туда, мощности есть, объемы есть, почему бы и не перепродавать газ той же Польше? Я немного утрирую, но в остальном это факты, которые можно взять и пощупать.
Но поляки почему-то этого не делают, как видим, жизнь их ничему не учит. Кроме того, есть же политика Евросоюза об отказе от долгосрочных контрактов. И поляки, как европейцы из европейцев, этой политике беспрекословно следуют. Им сказали, что нужно так, рыночный атлант расправит плечи и все будет хорошо, вот они взяли под козырек и выполняют.
«СП»: — Сможет ли Baltic Pipe заменить российский газ для Польши?
— Baltic Pipe будет базироваться на новом месторождении, поэтому пока что мы объективно не можем судить о том, что там будет с добычей и объемами прокачки, и подвержено ли оно тем проблемам, которые преследуют более старые месторождения. Так что вопрос правильный, но ответа на него пока нет. Сомнения есть? Есть. Но пока озвучивать их преждевременно.
Хотя я напомню, что какое-то время назад многие, в том числе крайне уважаемые эксперты, говорили о том, что Норвегия будет только наращивать свою добычу, и что она начнет замещать «Газпром» в Европе. Но что-то события развиваются совсем не по этому сценарию. Посмотрим, что ждет Baltic Pipe.