Доходы населения до сих пор не восстановились до докризисного уровня 2014 года. Благосостояние россиян сравнимо с показателями 2010−2011 годов. Такую оценку дала Счётная палата России в своём заключении об исполнении федерального бюджета.
В целом, за прошлый год достаток наших сограждан сократился на 2,8%. Не рекордные значения — в 2016 году показатель был в полтора раза хуже. Но ситуация с доходами усугублялась их низким ростом в трёхлетку между падениями: с 2017 по 2019 годы.
При этом в прошлом году, по данным Счётной палаты, в России не выросло число бедных — показатель незначительно превышает 12% населения страны. По данным ведомства бедных даже стало меньше, правда, всего на 0,2 процентных пункта, что сравнимо со статистической погрешностью.
Однако это связано не с улучшением уровня жизни, отмечают в Счётной палате, а с массовыми социальными выплатами, которые правительство провело в 2020 году. В результате, доля этих выплат в структуре доходов россиян выросла до 20,8%.
Меры государственной поддержки для населения серьёзно подняли популярность биржи труда. Если в январе 2020 года (до пандемии коронавируса и введения мер социальной поддержки) за пособием обращался только каждый пятый безработный, то к концу ковидного лета их доля выросла почти в четыре раза — до 77% от общего числа нетрудоустроенных в стране. А их число в прошлом году также увеличилось — почти на 800 тысяч до без малого 4,4 млн. человек.
Причём в контрольном ведомстве отметили: «Реакция рынка труда в 2020 году оказалась более выраженной, чем во время предыдущего кризиса 2014−2015 года, когда за год уровень безработицы вырос только на 0,4 процентного пункта».
К слову о рынке труда. Уровень занятости населения сократился больше, чем выросла безработица — на 1,3 млн. человек. Разрыв в 500 тысяч в Счётной палате связывают с двумя причинами. Часть населения ушла в ненаблюдаемый сектор экономики. Часть перестала работать вообще: например, это касается ушедших на пенсию.
Привлечение молодых кадров не смогло компенсировать потребности рынка труда. А такие меры как повышение пенсионного возраста и введение новых форм занятости — самозанятость и патентная система — носили временный характер и их влияние уже сошло на нет.
Аналитики контрольного ведомства предупреждают: «На фоне стабильного снижения рождаемости, усугубляющейся шестой год подряд естественной убыли населения и снижения ожидаемой продолжительности жизни в ближайшие несколько лет следует ожидать сокращения численности занятых».
Счётная палата в своём заключении об исполнении бюджета делает и другие интересные выводы. Например, доходы неработающих пенсионеров — из-за того, что были проиндексированы пенсии — выросли более чем на 6%, и смогли обогнать официальную инфляцию. Она в прошлом году составила почти 5% - самый высокий показатель за последние пять лет.
В контрольном ведомстве считают этот показатель умеренным: «В условиях мирового кризиса, сопровождавшегося заметным ослаблением курса рубля, рост потребительских цен в пределах 5% можно назвать умеренным. Так, кризис 2014 — 2016 годов сопровождался инфляцией выше 10% в год».
И тут же Счётная палата делает оговорку, что из общего роста цен надо выделить отдельные категории. Так, фиксированный набор потребительских товаров и услуг в прошлом году подорожал сильнее — на 5,12%. И во многом из-за роста цен на продукты питания. Тогда как непродовольственные товары выросли в цене менее значительно и, в основном, в импортозависимых категориях: бытовая химия, бытовая техника, электроника
Похожая ситуация наблюдалась в позднем СССР, проводит параллель экономист Сергей Хестанов, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер»:
— Примерно с 2012−13 годов темпы роста российской экономики заметно снизились. Да и рост был настолько невелик, что это выглядело как стагнация или, как говорили в СССР, «застой». Более того, текущий экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, ещё до конца не преодолён. Поэтому оснований ждать какого-то значимого увеличения доходов граждан в ближайшие годы просто нет.
«СП»: — Носит ли эта проблема системный характер? Получается, что бы правительство ни делало, ситуацию вряд ли можно быстро изменить?
— К сожалению, не существует способов легко и быстро ускорить рост экономики, а значит, и доходов населения. Это большая длительная работа, которая даст результат, но далеко не сразу. Существует простой способ увеличить доходы граждан, но он очень затратный. Это увеличение зарплат бюджетников, пенсий, пособий.
«СП»: — В России, похоже, пошли по такому пути, если взять во внимание социальные выплаты прошлого и этого годов.
— Отдельные разовые выплаты, связанные с поддержкой граждан в рамках борьбы с пандемией проводили практически все страны. Но практически никто не делал эти выплаты постоянно, на регулярной основе. Это сильно увеличивает нагрузку на бюджет. А в условиях, когда само государство рискует недополучить доходы в бюджет, оно просто не справится с такой задачей. Поэтому нельзя сказать, что мы идём по этому пути.
Директор Института стратегического анализа компании «Финансовые бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев уверен, что ситуацию с доходами в России можно исправить.
— Но для этого нужно, чтобы устойчиво росла экономика. Не провал-отскок, а чтобы она устойчиво и значимо росла. Вот в этом году у нас будет формальный показатель около 4%. Это база, основа, но этого недостаточно, чтобы доходы населения тоже устойчиво и заметно росли. Тут важно понимать, как распределяется эта новая стоимость, эти доходы экономики.
«СП»: — Вы имеете в виду, доходят ли эти доходы до людей?
— Конечно, если мы посмотрим структуру доходов населения России, то мы увидим, что за последние годы в ней значимо выросла доля доходов от социальных выплат. Но если мы будем думать, что государство за счёт социальных выплат, пенсий обеспечит нам устойчивый рост, — вот этого не будет. Ошибочно думать, что дав точечно по 10−15 тысяч разным группам населения, всё нормально будет с их благосостоянием.
«СП»: — Получается, в случае с доходами нужно другим способом обеспечивать их рост? Каким?
— В той же структуре доходов населения заметно снизилась доля доходов от предпринимательской деятельности, от собственности. А они как раз формируют устойчивый рост благосостояния. Поэтому нужно менять подход, стимулировать предпринимательскую деятельность, например.