«На 18 октября процедура по заполнению газом первой нитки газопровода „Северный поток-2“ была завершена. В соответствии с планом и проектными требованиями нитка наполнена так называемым техническим газом в объеме приблизительно 177 млн куб. м, что обеспечивает уровень давления 103 бар в газопроводе». Об этом говорится на сайте Nord Stream 2 AG, оператора проекта «Северный поток-2».
Дело, кажется, за малым: для того, чтобы голубое топливо в больших объемах начало поступать в Германию по новой трубе, немцы всего лишь должны открыть вентиль. Кстати, ранее СМИ ФРГ не исключали, что в случае чрезвычайной ситуации Берлин может пойти на закупки газа даже еще до окончания сертификации. Под ЧС, судя по всему, в ФРГ понимается кризис с теплоснабжением в жилых домах, а также запредельные цены на газ, угрожающие национальной экономике.
Сегодня, как раз наблюдается второе. 19 октября на бирже ICE Futures стоимость фьючерса на спотовый индекс TTF составила € 93 за 1 тыс. кВт·ч, что равноценно $1172 за 1 тыс. куб. м природного газа. На сайте этой площадки отдельно отмечается, что за год этот вид топлива подорожал на 508%, то есть более чем в 5 раз.
Кстати, после объявления оператором Nord Stream 2 о своей готовности начать немедленные поставки газа, индекс TTF в моменте падал до $ 977, но затем вернулся на более высокие отметки. Похоже, игроки не очень-то верят в быструю сертификацию, что в принципе не сулит ничего хорошего Газпрому, во всяком случае в ближайшей перспективе. По-прежнему европейские эксперты отчаянно спорят о судьбе «СП-2», хотя Кремль ведет себя так, будто остались одни формальности.
Однако, все не так просто. В частности, портал Spglobal, комментируя процесс сертификации «Северного потока-2», не отметает возможные проблемы Газпрома с получением необходимого разрешения. Да, Bundesnetzagentur — германское Управление по регулированию рынков электроэнергии, газа, телекоммуникаций, почты и железных дорог приняло заявку от Nord Stream 2 AG в начале сентября и, по закону, обязано до 8 января принять соответствующее решение.
Но речь идет о самом крайнем сроке, что однозначно может свидетельствовать, по оценке независимых европейских экспертов, о высокой энтальпии (от греч. enthalpy — нагреваю) в этом непростом вопросе.
Вторым серьезным минусом для сертификации «СП-2» можно смело назвать привлечение руководством Bundesnetzagentur нефтяной госкомпании Польши PGNiG, чье руководство никогда не скрывало отрицательного отношения к «путинской трубе». Справедливости ради, польский регулятор лишен права вето, но в любом случае это плохой «немецкий знак» для Москвы.
«Если регулятор не даст до дедлайна зеленый свет для начала поставки газа по „СП-2“ (8 января), процесс может сильно затянуться, — пишет Spglobal. — …У Европейской комиссии будет два месяца для его дополнительного рассмотрения, прежде чем вернуть его немецкому регулятору, у которого будет еще два месяца для принятия окончательного решения».
Таким образом, немцы теоретически могут сказать «Газпрому» и заодно всей России окончательное «нет» проекту «Северный поток-2» в особый день — 8 мая, когда по европейскому историческому календарю отмечается разгром Третьего рейха. Напомним, из-за разницы между центрально-европейским и московским временем у нас день Победы отмечается 9 мая.
«Хотя технические требования были выполнены (Nord Stream 2 AG — авт.), ключевой вопрос заключается в том, будет ли Газпром соблюдать европейские правила разделения (продукта), которые требуют, чтобы владельцы трубопроводов не являлись поставщиками природного газа, — отмечает новостное агентство Reuters. — Оператор „Северного потока-2“ утверждает, что правила направлены на торпедирование трубопровода, и на прошлой неделе он одержал частичную победу, когда советник высшего суда Европейского союза рекомендовал Газпрому оспорить правила ЕС».
Можно не сомневаться, что в этой связи дан сомнительный во всех отношениях совет: Газпрому порекомендовали оспорить в суде ЕС правила ЕС! Если же называть вещи своими именами, Брюссель по-прежнему настаивает на том, чтобы 50% трубы наполнялись другим поставщиком, которого на самом деле физически нет. Ну не будет же Москва тянуть гигантский сухопутный трубопровод из Азербайджана или Туркменистана. Хотя кто знает, быть может европейцы втайне хотят разделить «Газпром» на две компании, о чем сигналят Москве.
Судя по обмену любезностями в российском и европейском медиапространстве, сейчас между Брюсселем и Москвой идет самая настоящая игра на нервах. Кто первый моргнет, тот, похоже, проиграет. Еврокомиссары каждое утро изучают прогнозы на холодное время 2021/2022 года, надеясь, что небесная канцелярия смиловствуется над старушкой Европой. Впрочем, даже западные синоптики обещают, что первая половина зимы в Старом Свете, а также в Британии будет лютой, метельной и снежной, а вторая, вроде как — теплой по-весеннему.
Впрочем, это еще бабушка надвое сказала, как говорят у нас в народе. Все прогнозы даже на среднесрочную перспективу дают с весьма низкой вероятностью. Даже если это так, нет никакой гарантии, что зима 2022/2023 и так далее окажется теплой. Короче, будь по-другому, не случилась бы паника на европейских биржах.
Добавим также, что, по информации из Дохи, занимающего лидерские позиции в мире по поставкам СПГ, Катар уже достиг предела своих возможностей по экспорту газа. Кстати, в последние годы Израиль покрывал европейский разрыв в потребности голубого топлива, но сейчас Тель-Авив отказался увеличить поставки свыше уже имеющихся контрактов. Причина та же, что и в России, еврейское государство увеличивает свои запасы в ожидании холодной зимы.
Ситуация складывается парадоксальная: Европа замерзает, Европа паникует, Европа критически нуждается в газе, который физически уже находится за вентилем «СП-2». Тем не менее, в Старом Свете все громче звучат влиятельные голоса, что командовать парадом должен Брюссель, а не Москва. Сегодня, если вывести за скобки эмоциональную сторону вопроса, то позиции русофобов в ЕС, увы, крепнут только потому, что события развиваются не по их сценарию. Короче, еврокомиссарам чертовски не хочется проигрывать Путину, хотя Кремль хочет одного: довести чисто коммерческий проект до логического конца.
Что касается дедлайна, который может случиться 8 мая 2022 года, то немцы, справедливости ради, тут ни при чем. Они лишь отсчитали 4+4 месяца с момента подачи заявки на сертификацию.