Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Tesla у разбитого корыта, Маск умывает руки

Бизнесмен «откэшился» — он распродаёт принадлежащие ему акции

28540
На фото: основатель и гендиректор компании Tesla Илон Маск
На фото: основатель и гендиректор компании Tesla Илон Маск (Фото: Zuma/TASS)

Основатель и гендиректор компании Tesla Илон Маск распродаёт принадлежащие ему акции производителя электромобилей, вместо них на его счетах уже образовалось около десятка миллиардов долларов. Между тем ценные бумаги начали дешеветь, их покупатели терпят убытки. И это, судя по всему, только начало конца.

Нужно платить налоги, а ещё Илон Маск против «справедливого» налогообложения богатых американцев. И против ущемления прав антарктических пингвинов, видимо, тоже. Поэтому и реализует свои активы. Всё это не более чем словесная мишура, прикрытие. Акции продаются, счета пополняются. Как принято говорить в «эрэфии», бизнесмен «откэшился».

Де-юре Маск сильно обеднел, так как ценные бумаги компании тут же начали падать, а продал он вроде как не всё. Но де факто своё «виртуальное» состояние, которое оценивается примерно в $300 млрд., он превратил во вполне себе реальные деньги. Хотя бы частично. Акции штука ненадёжная, сегодня они что-то стоят, завтра — уже нет. А деньги в банке — это деньги в банке.

Читайте также
Шойгу взял под прицел американский космоплан X-37 Шойгу взял под прицел американский космоплан X-37 Испытание Россией противоспутникового оружия поставило США в тупик

«Продавай на росте, покупай на падении» — классика фондовой биржи. Всё верно, владелец компании начал сливать акции в тот момент, когда они находились на самом пике — около $1200 за штучку. Правда, такая котировка держалась недолго, сейчас она в районе $1000. Резкий демарш Маска многих сильно испугал, в итоге — минус 20%. До этого за год бумаги Tesla выросли в цене в три раза, в ноябре 2020-го они торговались по $400.

По рыночной капитализации — стоимость акции умноженная на их число — Tesla далеко обогнала такие гиганты, как Toyota Motor Corporation, Ford Motor Company и General Motors Company. На момент написания данного материала соответственно $995 млрд., $256 млрд., $79 млрд. и $91 млрд.

Но где Tesla, а где Toyota — даже сравнивать грешно. И не только по объёмам выпуска авто, раскинувшаяся по всему миру японская суперкорпорация демонстрирует уверенные финансовые показатели, тогда как детище Илона Маска убыточно. По итогам 2020 финансового года (завершился на 31 марта 2021-го) японцы получили чистую прибыль в $22 млрд., тогда как хитроумный американец заработал всего $862 млн.

И дело даже не в этих $862 млн. На протяжении десяти лет компания демонстрировала убытки, суммарно за все годы своей деятельности они составили $7 млрд. Вычтем $862 млн., хорошо, около $6 млрд.

По данным на 2020-й активы Tesla — около $52 млрд. Откуда дровишки? При таких-то убытках… Совершенно очевидно, что это кредиты. Почему их давали при таких-то колоссальных минусах? А тут всё просто. Если «на пальцах»: банку выдают по тем или иным схемам миллион акций компании, те продают их лохам (пардон, инвесторам) $1000 за штучку — вот вам и обеспечение кредита. Купленные на него активы тоже тут же попадают в залог банку, иными словами, финансисты ничего не теряют. За всё, в конечном итоге, платят эти самые «инвесторы».

Качество активов Tesla уже не раз вызывали сомнения экспертов, тогда как у Toyota, Ford и GM тут всё «прозрачно». Это заводы по всему миру, где производится ВСЁ — начиная от микролитражек до титанических карьерных самосвалов и мегатягачей. Электромобили, между прочим, тоже в модельной линейке, тот же Chevrolet Bolt недорог и практичен (запас хода около 400 км), у Focus Electric дела похуже (около 200 км на одной зарядке), но он и дешевле.

Японцы особо не торопятся, пока сосредоточились на «гибридах», но тоже готовы вскоре порадовать покупателей. И все три концерна заявляют о миллиардах долларов вложений в производство электромобилей. Ford — $11 млрд., конкуренты — на том же уровне. Причём наследники Генри Уильямовича намерены вывести на рынок «народный электромобиль». Посмотрим, может у них это и получится… Во всяком случае, заявленные миллиарды у всех компаний есть, свои собственные, честно заработанные, так что и тут полный порядок.

Между тем, есть ещё один гигант мирового значения, о котором мы забыли — Volkswagen AG. Капитализация, конечно, по сравнению с Tesla скромная, всего $124 млрд. Но машин выпускает огромное количество, тоже заводы по всему миру, и производит уже очень много электромобилей всех типов. По итогам текущего года, скорее всего, выйдет по этому параметру на первое место в мире.

Но основные цифры, как всегда, лежат вообще на поверхности. Если поделить капитализацию Tesla на число выпущенных в год машин, то получится, что американская компания более чем в десять раз обогнала Toyota. Не говоря уже о Ford, GM и Volkswagen. Никому не смешно?

В прошлом году Илон Маск вроде как произвёл около полумиллиона электромобилей (Toyota — около десяти миллионов!), планы на этот год — сделать в полтора раза больше. Допустим, что это удалось. Однако все выпускаемые компанией авто, по большому счёту, всего лишь неоправданно дорогие игрушки — в ценовой категории $70−120 тысяч предлагаются совершенно иные машины. За такие деньги можно купить роскошное авто представительского класса и ни в чём себе не отказывать! Пока продажи «элитных электромобилей» идут за счёт новизны и рекламы, но рынок скоро насытится.

Стоит также учитывать, что по всей планете набирает обороты новый экономический кризис, растёт стоимость сырья, еды, энергоресурсов. Растёт и инфляция, хотя об этом стараются не упоминать. Но это факт — когда всё дорожает именно так это и называется.

Таким образом, через какое-то время Tesla столкнётся с крупными проблемами, скорее всего, произойдёт это уже в первой половине 2022 года. Как раз к тому времени Toyota собирается вывести на рынок целую линейку электромобилей, аналогичные планы у Ford, GM, Volkswagen и других именитых производителей. И тогда американской «инновационной» компании точно хана.

Все приведённые выше цифры взяты из открытых источников, их легко проверить. Выводы — всего лишь здравый смысл.

Кстати, в «классической» модели фондового рынка капиталистической экономики курсовая стоимость акций прямо завязана на финансовые показатели компании. Так как с прибыли рассчитываются дивиденды — выплаты каждому держателю акции. Кто не верит — возьмите учебник экономики. В данном случае прибылей нет (дивидендов, соответственно, тоже), одни убытки и колоссальные долги, а акции растут. То есть росли до недавнего времени. Да и в целом компания с такими показателями просто не может существовать, это «мыльный пузырь», который вскоре лопнет.

А теперь давайте посмотрим, что говорят нам уважаемые биржевые аналитики. Как иностранные, так и наши.

Финансовый портал известнейшего ресурса CNN даёт консолидированный прогноз специалистов о возможности снижения цены акций Tesla на 17,93% в перспективе на ближайшие 12 месяцев. Но при этом стоит рекомендация «покупать». Судя по всему, эти биржевые спекулянты ещё рассчитывают погреть руки на лохах.

Но не все вешают лапшу на уши «инвесторов». Американское аналитическое агентство TipRanks теоретически допускает рост стоимости акций до $1400, но при этом предупреждает, что они могут и подешеветь — аж до $215, то есть в пять враз. В целом тренд тоже нисходящий, результирующая — минус 18,81%. Рекомендаций «покупать», что приятно, нет.

Brian Johnson из банка Barclays и вовсе предупреждает — бумаги Tesla надо срочно продавать, так как они могут рухнуть до $300.

Портал investors.com разродился целой статьёй — «Можно ли покупать акции Tesla, если Илон Маск продает их на миллиарды долларов?» Материал небезынтересный, хотя и довольно путаный. Автор (Brian Deagon) явно старался никого особо не обидеть, но и врать тоже не решился. Финал порадовал на удивление чётким ответом — «акции Tesla нельзя покупать». Аплодисменты!

Читайте также
Зелёная контра: Статью УК РФ №281 (Диверсия) никто не отменял, "иные действия"  - это очень опасно Зелёная контра: Статью УК РФ № 281 (Диверсия) никто не отменял, «иные действия» - это очень опасно Запад легко может оставить Россию без масла, сахара и сметаны

А вот в банке JPMorgan молчат и требуют Tesla $162 млн. плюс проценты плюс судебные издержки. Вчера финансисты подали бумаги в суд и в случае невыплаты грозятся раструбить, что компания объявила дефолт. Скорее всего, у самой Tesla Inc. денег на выплаты нет. Станет ли тратить свои деньги её владелец? Хороший вопрос…

А теперь послушаем наших.

«Инвесторам со сбалансированным риск-профилем держать акции Tesla в портфеле может быть рискованно, поэтому мы бы рекомендовали таким инвесторам воздержаться от покупки этих бумаг в свой портфель хотя бы до тех пор, пока фундаментальные показатели и мультипликаторы не стабилизируются. Хотя, конечно, высокая доходность акций сильно прельщает. Консенсус-прогноз по бумагам Tesla на следующие 12 месяцев составляет $817, что предполагает даунсайд с текущего уровня порядка 20%», — советует аналитик «ФИНАМа» Ксения Лапшина.

В переводе с манагерского на русский: не покупать, так как они могут подешеветь на 20% за год. Про доходность непонятно, они же вроде как подешевеют… Фраза про фундаментальные показатели и мультипликаторы на русский не переводится, на любой другой язык — тоже. О фундаментальных показателях речь шла выше, это прибыль, выручка, долговая нагрузка и так далее. Данные показатели у Tesla вообще в принципе вряд ли могут «стабилизироваться».

В целом создаётся впечатление, что Илону Маску дали «откэшиться» на $10−20 млрд., сами банкиры-финансисты тоже хорошо хапнули. А неоправданно дорогие акции слили «инвесторам». Если переиначить известную поговорку, то «без инвестора и жизнь плоха».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня