На российском рынке крепежа образовался дефицит, таких цен нет нигде в мире. Некоторые позиции и вовсе отсутствуют — не купить ни за какие деньги. Полки стремительно пустеют, а отечественные производители не спешат обеспечить население жизненно необходимыми болтами и гайками.
Магазин «Крепмаркет» — до недавнего времени тут можно было купить всё, что угодно. Практически любые болты-гайки — обычные, высокопрочные, нержавеющие, дюймовые, даже из цветных металлов. Но нынче лотки пусты, кое-где целыми рядами. В чём проблема?
«Нержавейку не привозили в конца прошлого года, высокопрочку тоже, и дюймовку. Вообще, ассортимент резко сузился. Нет, М10×45 отсутствуют, берите М10×40 или М10×50, 45-х можете даже не искать — на центральном складе тоже пусто. Импортных поставок-то нет, а в России ничего не производится», — говорит продавец с бейджиком Андрей на рубашке.
На счёт «ничего не производится» он не совсем прав, но об этом — ниже. Однако то, чем торгуют в магазинах и на стройрынках, действительно, на 100% импорт. Китай, причём самого низкого качества. При помощи двух гаечных ключей и четырёх гаек солидная на вид шпилька толщиной 12 мм сначала скручивается, потом лопается. Гераклом быть не нужно — достаточно усилий среднестатистического человека. «Сталь МГ2» — мягче г. на в два раза, так в народе называют эти изделия. Бытуют также термины «болты заборные пластилиновые»
«В отдельных сегментах рынка крепежа доля фальсификата доходит до 80%», — объясняет директор орловской группы компаний «Параллель» (производство крепёжных изделий) Андрей Куров.
Быть может, вся торговля переместилась в интернет, и там продаются качественные изделия? Те, которые отсутствуют на прилавках. Лично мне нужны выкокопрочные болты М12×25 — чёрные, которые калёные, класс прочности 10,9, шаг резьбы 1,5 мм, обычная шестигранная головка под ключ. До недавнего времени они стоили по 15−40 рублей за единицу в зависимости от жадности каждого конкретного продавца.
Сайт крупного интернет-магазина по торговле инструментами и всем прочим, да, нужные мне болты в наличии. По 717 рублей ЗА ШТУЧКУ! Всё, как обычно — «Россия — родина бренда, Китай — страна производства». Для сравнения: они же на Алиэкспрессе с учётом доставки в Россию (как бы «бесплатной») продаются по 330−350 рублей за набор из 20 штук, причём класс прочности даже лучше — 12,9.
А теперь стоит поговорить о нашем рынке крепежа в целом. Объём рынка крепежных изделий РФ в целом составляет более 500 тысяч тонн в год, сюда входит как розница, так и организованные поставки этого товара на заводы и стройки. Импорт преобладает, отечественной продукции — всего 150 тысяч тонн.
Причём 200 тысяч тонн из импорта — так называемый «не пересекающийся сортамент», то, что в «эрэфии» не производится в принципе. Например, те же нержавеющие болты под внутренний шестигранник или дюймовка. Да и высокопрочный крепёж тоже в основном импортный. В СССР всё это было, но сплыло.
Проблема, прежде всего, в стали. Летом сего года в Москве прошла общероссийская конференция «Качественный крепеж — надежность машин и металлоконструкций», её материалы есть в редакции «СП». Участники форма отметили, что «есть недостаток марок стали отечественного производства для различных видов высокопрочных крепежных изделий», «металлопокат для производства атмосферостойкого крепежа и крепежа высокого класса прочности остается дорогим». Металлурги готовы производить лишь большие партии стали,
«У меня есть друг, он работает в правительстве Челябинской области, когда-то трудился на производстве, металлург по образованию. Благодаря нему я имею возможность ДОСТАТЬ нормальную сталь. Не ту пересортицу, чем везде торгуют, а именно настоящую марочную сталь. По блату, хотя и за деньги! Без него мне бы пришлось туго. Берём не только прокат, но и шестигранник, и пруток. Сами режем болты и шпильки — токарный станок есть. Да, это „каменный век“, но иначе никак — то, что продаётся, не выдерживает никакой критики. А нам проблемы с заказчиками не нужны», — рассказывает владелец одного небольшого производства.
Но ведь есть и крупные металлургические компании, где всё своё, прежде всего, металл. Точнее, их подразделения по выпуску метизов, включая крепёж. Например, «ММК-Метиз», «НЛМК-Метиз» и «Северсталь-Метиз».
Они работают и даже вроде бы как-то развиваются. Но если взглянуть на их каталоги продукции, то станет ясно — они нацелены исключительно на сотрудничество с крупным бизнесом. Мелкий крепёж (самые популярные — М5, М6, М8, М10 и так далее) либо вовсе не производится, либо существует в прайс-листах «для галочки». Цен нет, тогда как на том же китайском ресурсе «Алибаба», где производители выставляют свою продукцию, они есть, с указанием что почём в зависимости от размера заказанной партии товара.
Различные мосты, трубопроводы, прочие инженерные сооружения для сырьевых отраслей и госпрограмм, действительно, возводятся с применением отечественного крепежа. Хотя его берут не все и не всегда — китайский дешевле.
В том числе потому, что в КНР существуют госпрограммы поддержки производства, а в «эрэфии» об этом приходится только мечтать.
«Для того чтобы производство было эффективным, а продукция конкурентоспособной, необходимо поддерживать выпуск качественной продукции», — считает директор по производству ООО «Крепеж Про» Семён Волков.
Но никаких стандартов нет, делай что хочешь — проблема. Советские ГОСТы отменили, новые откровенно «кривые», за производствами и торговлей вообще ничто не следит, творится полный беспредел. Чем занимается ведомство вообще непонятно.
«Существующая нормативная база не полностью охватывают весь сортаментный ряд продукции, потребляемой в Российской Федерации», — оправдывался на конференции представитель Росстандарта РФ Александр Соколов. Проблеме уже много лет, а воз и ныне там.
Большие предприятия, входящие в крупные корпорации, имеют явное преимущество в виде недорогого сырья и прочего снижения издержек. А вот небольшие метизные заводики практически вымирают. Как класс. И никому в скрепной «эрэфии» они не нужны. Между тем именно небольшие предприятия работали на розницу, и то, что творится на стройрынках и в магазинах, лучше всяких слов свидетельствует о сложившейся ситуации.
«Мы давно уже не видели отечественной продукции, там, где закупаемся оптом, один Китай. И наши поставщики тоже не имеют возможность приобрести что-то российское, спрашивали не раз. Теоретически купить можно, но цену ломят совершенно космическую, и партии — чуть не от миллиона тонн. Предоплата 100%, а сроки поставки могут задержать как им вздумается. Так что продукции из КНР пока альтернативы нет. И, да, с поставками оттуда творится что-то нехорошее. В общем, берите то, что дают», — разговорившись, объясняет хозяин подмосковного магазинчика крепежа Сергей.
В крупных сетях по ряду позиция тоже шаром покати, достаточно зайти в отдел скобяных изделий того же «Леруа Мерлен». Крайне скудный ассортимент, год-полтора назад он был намного больше.
«Покупайте то, что есть, скоро и этого не будет», — так реагируют продавцы французского магазина на негодование покупателей. Кстати, в этой же сети магазинов отсутствие ряда позиций уже привело к тому, что не продаются и иные товара — так сказать, «связанные». И света в конце тоннеля как-то не видно…
И как быть простому потребителю? Прежде всего, нужно, действительно, готовиться к худшему — продавцы и на рынке, и в магазинах, правы. Качество изделий неуклонно падает, ассортимент оскудевает, цены растут.
Дабы не покупать откровенный «пластилин», стоит пойти в автомагазин, цены там ненамного выше или такие же. И вместо «болтов заборных» купить крепёж от ВАЗ, ГАЗ или КамАЗ. Там качество изделий несравненно лучше, хватает отечественной продукции, сталь более-менее нормальная. Иначе никак, в противном случае авто просто развалятся на ходу.
Стоит также порыться в старых гаражах родственников-друзей-знакомых. Кастрюльки с советским ещё крепежом до недавнего времени никому не были нужны, порой выглядит он непрезентабельно — грязный и слегка ржавенький. Но в реалиях «развивающейся эрэфии» начала XXI века эти залежи стареньких болтиков-гаечек становятся настоящим кладом. Потому, что они сделаны из хорошей стали, подобного качества нынче не найти.