Мировые цены на рис стоят и даже снижаются, вопреки тенденции общего роста цен на продовольствие этот злак почему-то не дорожает. В целом по планете, но не в России — у нас с начала года эта крупа в магазинах стала дороже на 20−50% в зависимости от сорта. Данный факт никак не комментируется, эксперты как воды в рот набрали.
С урожаем риса в 2020 году всё было отлично, несмотря на стенания краснодарских крестьян (75% риса в РФ производится там, на втором месте Дагестан) валовый сбор вырос на 3,9% к 2019-му и составил 1,1 млн. тонн.
Этого хватает. Более того, около 15−20% урожая отправляется на экспорт, в основном нашим соседям по СНГ, частично — в Турцию. Правда, сама структура экспорта удручает, около половины это рис-сырец, тогда как все импортные поставки в Россию — уже полностью готовая к употреблению крупа. Всё как всегда: торгуем сырьём, покупаем готовые продукты, хотя что мешает обработать его здесь и получить дополнительные деньги…
Импорт с экспортом практически уравнивают друг друга, в основном к нам везут длиннозёрный рис с соотношением длины к толщине более чем в три раза. Такового у нас в стране выращивается мало, да и качество не всегда удовлетворяет гурманов. Впрочем, это уже скорее капризы, нормальный рис, просто кто-то любит, как говорится в известном фильме, «слишком много кушать». Тем не менее, спрос есть, и торговцы его удовлетворяют.
150−200 тысяч тонн российского импорта-экспорта — капля в море мирового рынка, которой составляет около 500 млн. тонн в год. Китай производит около 150 млн. тонн в год, Индия — около 120 млн. тонн, Индонезия — около 50−60 млн. тонн, Бангладеш — более 55 млн. тонн, Вьетнам — 30 млн. тонн.
По валовому потреблению Поднебесная тоже лидирует, тут съедают около 145 млн. тонн в год, на втором месте Индия — свыше 100 млн. тонн, далее Индонезия (37 млн. тонн), Бангладеш (35 млн. тонн) и Вьетнам (21 млн. тонн). Тут ничего удивительного — всё зависит от населения.
А вот по потреблению на душу человека лидируют совсем иные государства, больше всего кушают белую крупу в Мьянме, Лаосе, Бангладеш, Камбодже и Вьетнаме. КНР даже не в первой десятке, во второй, причём в «отстающих». Причины тут просты — рост благосостояния жителей Поднебесной. Их рацион питания постоянно улучшается, и пресловутая чашка риса уже давно не является мечтой среднестатистического китайца. В Индии — аналогично. А вот в более бедных странах она таковой пока остаётся, там потребление составляет 220−250 килограммов на человека в год и более того. По сути, только им и питаются. Для сравнения: в Евросоюзе в среднем съедают 3 кг. в год, в РФ — 4,2−4,3 кг.
Тем не менее, в Китае риса съедают очень много — население огромное. Но в числе стран-экспортёров КНР не значится, наоборот, рис страна ещё и покупает, причём много! Своего китайцам вроде как достаточно, но именно это государство является крупнейшим импортёром. Вот тут-то и начинается самое интересное.
В начале 2020 года мировые цены на рис скакнули сразу на 30% до уровня около $550 за тонну (в среднем по сортам). Как раз в этот момент американские биржевые спекулянты начали раскручивать маховик цен на все товарные активы, данный процесс продолжается и по сей день. Дорожает всё — сталь, пшеница, сахар… Но не рис.
На данный момент, как констатирует агентство Bloomberg, рис идёт против тенденций роста цен на другие культуры. Всплеск цен начала 2020-го каким-то образом тихо сошёл на нет и наблюдается, наоборот, 4-летний минимум котировок! И все, что характерно, на сей счёт молчат.
Согласно данным Reuters и world-grain.com, в Индии и соседнем Пакистане цены около $360 за тонну, во Вьетнаме подороже, $420 за тонну, в Таиланде $380 за тонну. Ничего не дорожает, напротив, дешевеет, так как с производством всё отлично, даже более того.
Но и пшеницы в мире тоже море, железа и меди меньше не стало, сахара завались, а инфляционные процессы по этим активам, напротив, раскручиваются. При аналогичном полном изобилии. Как-то странно, однако…
Подобные тенденции различные «аналитики» никак не объясняют, какой-то заговор молчания. Рынок риса не комментируют, почему он идёт против основных мировых трендов никто типа не знает. Идёт и идёт, значит, ему так хочется. В соответствии с законами спроса и предложения, видимо так…
«Мы не комментируем мировой рынок риса, нам это запрещено. Почему — не скажу. Никто не комментирует. Да, там интересные тенденции относительно всего остального мирового товарного (в особенности — продовольственного) рынка. Но комментариев не будет», — говорит аналитик одной российской инвесткомпании. Как всё запущено…
Придётся додумывать самостоятельно, полагаясь исключительно на логику и здравый смысл. Кто самый большой потребитель и, вдобавок, импортёр? Ему нужны высокие цены? Нет, не нужны. Напротив, власти КНР заботятся о своём населении, такого роста цена на продовольствие, как в РФ, там не наблюдается.
Более того, летом сего года Национальная комиссия по развитию и реформам КНР запустила механизм контроля цен на важные товары, связанные с жизнеобеспечением людей. Прежде всего, «по устранению аномальных колебаний цен». Продукты всё равно дорожают, но не так, как у нас. А рис так и вовсе дешевеет.
Как это было осуществлено в мировых масштабах? Да кто же его знает… Быть может, международные китайские мафиози из знаменитой «Триады» воспылали патриотизмом к исторической Родине и пригрозили биржевым спекулянтам отрезать что-нибудь лишнее в их организмах. Они могут, дикий народ, да и что с них взять, бандиты-с… Или как-то иначе. Но факт, как говорится, налицо — цены на рис никто не пытается задрать. Не иначе боятся.
Так или иначе, но на отдельно взятом направлении китайцы навели порядок, и цены на рис вполне стабильны. Будет перепроизводство — посевные площади уменьшат, не хватит — увеличат. Всё по уму, никаких спекуляций.
В РФ с производством риса нынче тоже всё хорошо, например, рисоводы Дагестана собрали рекордный урожай, 115 тысяч тонн (плюс 3,3% к 2020 году). О чём тут же радостно сообщили — даже в годы СССР такого у них не было.
В Краснодарском крае хвастаться нечем, тут собрали всего 806,4 тысячи тонн риса против 840,1 тысячи тонн в прошлом году. Причина — отнюдь не неурожай, а сокращение посевов. Цены на полив опять взвинтили ещё почти на четверть, а с учётом того, что годом ранее тариф на подачу и отвод воды в рисовые чеки подняли сразу на 52%, многие хозяйства попали в очень непростое положение. Затраты на воду вышли на первое место, обогнав ГСМ, зарплаты и всё прочее.
«Мы проходим вторую инфляционную волну, и, очевидно, будет третья. Потому что сейчас вторая волна с высокой вероятностью породит третью волну, связанную с продовольствием, с которой мы столкнемся в 2022 году, во втором полугодии особенно. Высокая инфляция — мировой тренд», — заявил недавно вице-премьер Андрей Белоусов.
Только вот на деле получается, что мировые тренды совсем не при чём, а конкретно в РФ и конкретно по рису эту самую «инфляционную волну» раскручивает непосредственно государство. Водоканалы, которые ведают поливом и устанавливают тарифы — ГУПы, так что нечего пенять на заграницу.
Свой миллион с лишним тонн риса Россия опять собрала, этого зерна более чем достаточно. Странно, что доблестный Минсельхоз молчит в тряпочку, ведомство никак не комментирует ситуацию по данному направлению. Судя по всему, чиновники бояться в очередной раз облажаться, когда цены в магазинах опять попрут вверх.
А они попрут, то есть, продолжат расти. За ноябрь данная крупа в среднем по регионам подорожала на 5−10%, на данный момент рис краснодарский круглозерный стоит 100−130 рублей за килограмм, отечественный длиннозерный — 120−150 рублей за килограмм. Индийский «басмати» примерно в два-два с половиной раза дороже, «супер басмати» — 300 рублей за килограмм и выше. Всякая экзотика вроде «дикого» и чёрного риса — от 300−500 рублей за килограмм и до бесконечности.
Кстати, в Индии «супер басмати» стоит от 37 до 50 рупий за килограмм в зависимости от региона, в переводе на наши дензнаки — примерно столько же, даже чуть меньше. Более «народные» сорта, соответственно, ещё дешевле. Что-то дорогая у нас страна получается…