Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Иногда они возвращаются: АвтоВАЗ вновь стал российским юридическим лицом

Но радоваться рано — власти РФ спокойно смотрят, как уничтожают завод, построенный на народные деньги

9928
Иногда они возвращаются: АвтоВАЗ вновь стал российским юридическим лицом
Фото: DPA/TASS

За день до Нового года на «АвтоВАЗе» объявили о том, что компания вновь стала российской. В смысле, по юрисдикции — она больше не зарегистрирована в голландском офшоре. А контрольный пакет по-прежнему у французов. Но всё может поменяться, не исключено, что завод в Тольятти вернётся в собственность России.

«В соответствии с договоренностями переход СП в российскую юрисдикцию завершен. 100% акции „АвтоВАЗа“ переданы новой совместной компании — „Лада авто холдинг“, — имеющей юридический адрес в Москве. „АвтоВАЗ“ — отечественный бренд, завод работает в России, сейчас мы юридически это закрепляем. Французские партнеры полностью поддерживают такое решение», — говорится в предновогоднем сообщении Ростеха.

На данный момент в СП 66,7% акций принадлежит Renault и только 32,3% - Ростеху. В свою очередь, никакого такого подразделения «Lada» во французском концерне больше не существует. Ещё год назад, 1 января 2021-го, была создана структурная единица «Dacia-Lada», в которой собственного места для нашего автопрома нет. Останется всего одна платформа — CMF-B (Logan / Sandero III) — всё остальное пустят под нож.

Читайте также
Китайская HarmonyOS от Huawei вскоре вытеснит Google Android с рынка Китайская HarmonyOS от Huawei вскоре вытеснит Google Android с рынка Поднебесная наносит США ответный удар

«Французов можно обвинять в чем угодно, кроме того, что они являются некомпетентными автопроизводителями. По французскому сценарию этап номер один — сокращение численности работников на „АвтоВАЗе“. Этап номер два: ликвидация бренда „Lada“. „АвтоВАЗ“ никакого интереса для мирового автопрома в принципе не представляет», — предупреждал ещё в 2009 году эксперт в области автомобильной промышленности Тимур Хубаев.

Собственно, всё так и происходит. Государственная политика. Если кто не в курсе: крупнейший акционер Renault — правительство Франции, 20% капитала (более 23% голосов). Но это — официально, де-факто влияние государства гораздо больше. Плюс в капитале Renault есть доля Nissan — 15%. А в Nissan доля правительства Японии — 21%. Вот так всё запущено…

Обе страны России отнюдь не дружественны, и им совсем ни к чему, чтобы у нас имелась своя промышленность. Соответственно, идёт планомерное её уничтожение. Уже не первый год.

В 2014-м с «АвтоВАЗа» выгнали вице-президента по техническому развитию Евгения Шмелева и всю его команду, включая директора по инжинирингу Сергея Курдюка. Шмелев тогда предупреждал, что всё закончится переходом завода на «отвёрточную сборку» и полной утратой своей конструкторской школы. Именно это вскоре и произошло, французы разогнали заводское КБ и стали насаждать свои модели.

Если ничего не изменится, то завод в Тольятти вскоре ждёт совершенно жалко будущее. Из предприятия с полным циклом производства он превратится в линию по сборке машин из импортных комплектующих, на месте будут клепать разве что кузова, да и то не факт. Плюс окончательно уничтожат всё производство запчастей для «Нивы», «классики» и переднеприводных авто (2108−2110). Французам они незачем, чем меньше останется российских машин, тем больше они продадут своего одноразового хлама.

Но, в данном случае, к счастью, международная обстановка становится всё более напряжённой, и это даёт заводу шанс. Американцы уже ушли из Тольятти, причём тихо — СП «GM-АвтоВАЗ» было закрыто в декабре 2019 года. Никаких заявлений, просто взяли и продали свою 50%-ю долю «АвтоВАЗу». В Вашингтоне просто приняли решение, а в General Motors взяли под козырёк. Аналогичное решение могут принять и в Елисейском дворце.

В апреле во Франции выборы, кто придёт ко власти — пока непонятно. Плюс усиливающееся давление США. Слишком много факторов неопределённости.

Да и у самой компании дела идут, как бы помягче сказать, не очень. Чистый убыток Renault по итогам 2020 года составил рекордные $9,7 млрд., тогда как за 2019-й потери составили всего около $22 млн. — считай, сработали «в ноль». Данных по прошлому году пока нет, но за первую половину 2021-го продажи были всё ещё на 24,2% ниже значений первой половины 2019 года. Плюс усиливающийся дефицит автоэлектроники — в Renault планировали сокращение выпуска на 100 000 авто, но эта цифра уже превышена вдвое. Конвейер «АвтоВАЗа» тоже долго простаивал.

Допустим, это произошло — любители лягушатинки покинули берега Волги. С чем мы останется? Понятное дело, поставок с других филиалов Renault больше не будет, придётся заняться тем самым «импортозамещением», о котором так любили трубить различные «скрепные» деятели.

Читайте также

«Нива» (Niva Legend) и бывшая «Шнива» (Niva Travel) точно останутся, это полностью отечественные разработки, спасибо великому советскому конструктору Петру Прусову. Скорее всего, машинам вернут русские названия, а то импортные как-то бесят… Единственно, что непонятно — как быть с электрикой и электроникой? Те же электронные блоки управления (ЭБУ) двигателем в РФ давно не делают, в 2008-м предприятие уничтожили. Поставить карбюраторы — не вариант, их тоже уже не производят. Проблема…

ЭБУ, конечно, можно заказать у китайцев, сделают, им это несложно. Ровно как и все остальные электрические компоненты. Скорее всего, так и поступят, ведь развивать производство в РФ чиновники не любят. Точнее, всячески стараются этого не делать. Вредительство, никак не иначе.

Бесспорно, «Ниве» не помешал бы дизельный мотор, компактный, простой и надёжный. Без какой-либо электроники, с механической топливной аппаратурой. Таковые в природе есть, к примеру, дизель 3С-Т от Toyota. На машину мотор встаёт как родной, расход горючего падает в полтора раза, тяговые характеристики, наоборот, улучшаются вдвое. Можно купить лицензию и наладить производство. Но это — опять ненаучная фантастика, едросовские крысы созидать не способны.

С «Грантой» тоже вроде всё неплохо, ведь это, по сути, глубокой рестайлинг ВАЗ 2110. Проблема опять-таки в электрике с электроникой и ряде иных компонентов. Но тут опять придётся просить помощи у КНР.

Про Largus придётся забыть, там ничего отечественного нет, про Xray и Vesta тоже — доля импортных комплектующих превышает 50%.

Вполне себе удачный компакт (В-класс) «Калина» в 2018-м месье сняли с производства. Оно и понятно — надо продавать свой Renault Logan. Между тем наша машинка была куда симпатичней страшненького французского авто, да и с ремонтопригодностью всё было отлично. В принципе, выпуск «Калины» можно возобновить. Если, конечно, иностранцы не уничтожили штампы для производства кузовных деталей. Эти могли…

Читайте также
Неизвестный Эрмитаж: Загадки и тайны главного музея России Неизвестный Эрмитаж: Загадки и тайны главного музея России Помимо картин европейских мастеров в собрании есть весьма любопытные артефакты

А загашнике имеется «Шнива-2», которую представили ещё в 2014 году. Все свои наработки СП «GM-АвтоВАЗ» продало «АвтоВАЗу», точнее, передало вместе со своим пакетом акций. Концепт практически готов, не хватает только моторов. Нужен двухлитровый бензиновый ДВС с мощностью около 140−150 л.с. и крутящим моментом 170−200 Нм, а также дизель — 120−140 л.с. и те же 200 Нм. Отечественных моторов с такими параметрами нет, посему придётся опять покупать лицензии. И опять — в теории.

По минивэнам и коммерческим авто — полный провал. Проект «Надежды» в 2006-м убил ещё ФГУП «Рособоронэкспорт», в августе того года машину сняли с конвейера. А вскоре и уничтожили все штампы для производства кузовных деталей. Хотя их хотели выкупить. Опять-таки, иначе чем вредительством подобное назвать сложно.

На базе «Нивы» и «Гранты» пока ещё выпускаются пикапы и фургончики, эти автомобили у малого бизнеса довольно популярны. Правда, безбожно дороги, но эту проблему можно решить.

И не только эту. Было бы желание, а уж денег в стране хватает, сколько их ежегодно выводится за границу известно всем, причём это — лишь официальные цифры. Хватит на всё: и на восстановление производства ЭБУ двигателей, и на покупку лицензии на какой-нибудь минивэн (например, типа Mitsubishi Delica — в нашей стране наиболее актуальны полноприводные машины!), и на моторы — бензиновые и дизельные.

Однако пока рассуждать о перспективах российского автопрома рано. В данный момент мы видим, как наши власти спокойно смотрят, как уничтожают завод, построенный на народные деньги. И ничего не предпринимают.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня