Стоимость дизтоплива на АЗС столичного региона, и не только, всего за пяток дней скакнула сразу на 10%, солярка теперь стоит 55−57 рублей за литр. Власти молчат, центральные СМИ тоже — как бы ничего не происходит. Между тем вскоре даже те, кто не имеет собственного авто, почувствуют это на собственном кошельке.
50,5−53,5 рубля за литр — такие цены на солярку были перед самым Новым годом, резкого подорожания никто не прогнозировал. Однако пока «уважаемые, панимаешь, рассеяне» опрокидывали рюмки и закусывали салатиком «оливье», ценники выросли в среднем на 5 рублей. То есть на 10% всего за 4−5 дней. Около 700−800% годовых — таков темп, если перевести в столь любимые Росстатом единицы.
«Цены продолжат расти, но также в пределах инфляции, то есть как обычно», — заявил на днях глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
Это что же тогда получается? Нам не просто нагло врут про инфляцию в 8% годовых, а преуменьшают цифры в сто раз?!
Более того, за наш с вами счёт — из госбюджета — нефтяные компании получили за 2021 год более 1,25 трлн. рублей различных выплат. Из них около 650 млрд. рублей как бы «компенсации» — за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных. Так называемый «демпфирующий механизм», который непонятно что демпфирует. Плюс некий «обратный акциз на нефть» и какую-то «инвестиционную надбавку» к нему.
Не просто филькина грамота, а стопроцентное вредительство. Из недр России выкачиваются полезные ископаемые, они уходят за границу, деньги отправляются туда же. А за то, чтобы граждане этой самой страны покупали горючее, причём по огромным ценам, их же, — граждан! — деньги ещё перечисляются нефтяникам. Которые опять-таки выводят их за бугор.
Верхом цинизма является участие в этом как бы госкомпании «Роснефть». Тут всё то же самое, что и у «частников»: и получение «демпфирующих» выплат, и вывод средств за границу, и один из самых высоких показателей роста цен на АЗС.
Кстати, «Роснефть» — уже почти два года именно что «как бы госкомпания». В начале 2020-го российское государство рассталось с контрольным пакетом компании, продав 9,6% акций.
В сентябре прошлого, 2021 года, «Роснефть» де-факто передала в собственность зарегистрированной на Бермудских островах «Alliance Oil Company» «Сахалинморнефтегаз» и «Северную нефть». На фоне заявления «гаранта» о «деофширизации» и прочей «скрепной» словесности довольно интересный шаг. Хотя суть пугающая: контроль над стратегическими активами России уходит в зарубежные структуры.
На Сахалине вообще творится форменный топливный беспредел. Дизтопливо стоит уже 72 рубля за литр, на ряде АЗС — и вовсе 78 рублей за литр!
Создаётся впечатление, что едросы, предчувствуя свой близкий конец, стараются побыстрей и побольше нахапать, вывести деньги (и активы!) за границу, а там — и трава не расти. В смысле тут, в России.
В этой связи стоит вспомнить события, творящиеся нынче в соседнем Казахстане. Где у власти — такая же антинародная компрадорская «элитка». После того, как цены на автомобильный сжиженный газ там подняли до 120 тенге (20 российских рублей) за литр, начались массовые беспорядки. Власти, как бы сказать помягче, обгадились от страха, вице-премьер правительства Казахстана Ералы Тугжанов тут же примчался на место и пообещал, цена будет понижена до 50 тенге (примерно 8,45 рубля) за литр.
Для справки: на АГЗС столичного региона РФ сжиженный газ в среднем стоит около 35−40 рублей за литр.
Сперва казахстанские власти попытались «воздействовать» на свой народ при помощи полицаев и слезоточивого газа. Но сейчас чиновники уже лепечут о том, что лица, вышедшие на акцию протеста, не будут привлечены к ответственности. По этому поводу казахстанским властям пришлось аж дать гарантии. Восток, конечно, дело тонкое, но всё же интересно — что такое сгоряча пообещали сделать местным баям, если они до такой степени перепугались?..
Судя по всему, ещё немного, и начнётся уже в России. Ведь 10%-й рост цен на топливо моментально поднимет транспортную составляющую всех без исключения товаров, прежде всего, продуктов питания. И в данном случае дело будет не только в жадности торгашей (хотя они и тут своего не упустят…), накладные расходы у них реально возрастут. Ведь все грузовые автомобили, которые развозят товары по торговым точкам, именно дизельные.
Вряд ли «экспертам» удастся как-то «логично» объяснить данное подорожание солярки, хотя, бесспорно, они попытаются. Например, ростом акцизов. Да, их зачем-то опять подняли, в пересчете на стоимость литра бензина на 38 копеек, на литр дизтоплива — на 30 копеек. Но вряд ли подобные цифры успокоят людей, скорее, ещё сильней разозлят.
Стоит также вспомнить, что русские — в целом очень грамотный народ. И все знают, что солярка — всего лишь побочный продукт перегонки нефти, она образуется при получении бензина. Из тонны нефти бензина получается несколько больше, чем дизтоплива, но несущественно. Да и в зависимости от технологии эта пропорция может быть обратной. Плюс в солярку не нужно лить всяческие антидетонационные и прочие присадки.
«Себестоимость производства дизельного топлива значительно ниже, нежели бензина. И раньше оно стоило дешевле. Но вам же продают товар, который имеет некие потребительские свойства», — объясняет доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Леонид Багдасаров.
Дизтопливом заправляются большегрузные авто, трактора, комбайны и прочая техника. Имеется устойчивый спрос, причём потребителям просто некуда деваться. Именно поэтому цены на него задирают до небес.
Между тем, не за горами посевной сезон, и взрывной рост цен на солярку самым прямым образом толкает страну к продовольственному кризису. Крестьяне посчитают свои финансы и распашут меньше площадей, денег на семена и удобрения тоже останется в обрез. Соответственно, осенью будет очень скудный урожай. Как бы не в связи с этим едросы приняли национальный стандарт о массовых захоронениях в России… Готовятся к тому, что население России, или как они нас презрительно называют, «электорат», начнёт массового вымирать с голода?
Дальнейшее развитие событий предсказать сложно, но в перспективе ничего хорошего не видно. Всё перечисленное постепенно доходит до граждан РФ, и, в самое ближайшее время не исключено, выражаясь языком чиновников, «обострения социальной обстановки». По казахстанскому сценарию.
На момент написания данного материала, по данным «GlobalPetrolPrices», стоимость литра дизтоплива в Иране составляла 75 копеек, в Венесуэле — 1 рубль 83 копейки, в Саудовской Аравии — 10 рублей 17 копеек, в Сирии — 10 рублей 53 копейки, в Алжире — 15 рублей 32 копейки.