Ставший модным в последние годы майнинг криптовалют, как и операции с цифровыми деньгами в скором времени могут оказаться в России вне закона. По данным американского издания «Блумберг», который ссылается на свои источники, ФСБ смогли убедить главу Центробанка Эльвиру Набиуллину поддержать полный запрет операций с криптовалютой в стране. Как сообщает пресса, в ФСБ видят угрозу в том, что при помощи цифровых денег граждане всё чаще делают пожертвования различным «нежелательным организациям», среди которых много и оппозиционных власти.
Но проблема носит двоякий характер. С одной стороны криптовалюты стали хорошим инструментом для различных преступных операций и незаконного вывода средств из страны. Торговые точки в российских населенных пунктах, где работают без кассового аппарата, с помощью криптовалют могут уходить от налогов и уже превратились в «серые» зоны.
Не секрет, что криптовалюты плотно освоили наркоторговцы. Именно с развитием цифровых технологий в городах появилось большое количество так называемых «закладчиков». Расчеты с клиентами происходят обычно при помощи виртуальных денег.
Конечно, большую угрозу представляют всякие мошенники и устроители различных пирамид. Людей буквально втягивают в сомнительные схемы, убеждая, что деньги можно делать буквально из воздуха. В недавнем докладе Банка России все эти риски подробно прописаны.
И в целом последние годы в разных государствах идет ужесточение контроля за оборотом криптовалют. Например, они полностью запрещены в Китае, это собирается сделать и Индия. Жесткий контроль за финансовыми операциями существует в США и некоторых европейских странах. Любое государство в принципе понимает, что не контролируемая свободная эмиссия может сильно ударить по финансовой системе страны. Тем более масштабы постоянно растут. Совокупный объем капитализации сферы криптовалют оценивался специалистами в конце 2021 года в рекордные $2,3 трлн. Это составляет примерно один процент от всех финансовых активов в мире. Пока это не так много, но ведь и тенденция к стремительному росту налицо.
Кстати, что касается финансирования «нежелательных организаций» оппозиционного толка, то запрет криптовалют слабо отразится на политической системе России. Криптовалюты россиян сегодня размещены примерно на 17 миллионах электронных кошельков, их стоимость оценивается в семь триллионов рублей (около $90 млрд.). Но финансирование несистемной оппозиции составляет ничтожную долю от этого рынка.
Да и на политическом поле существуют не только запрещенные организации. Например, все крупные политические партии с отлаженной системой работы и занятия политикой львиную долю своего бюджета формируют из государственной казны. Сумма госдотаций зависит от числа голосов, полученных на выборах, так что парламентские партии получают средства на свою деятельность. В том числе это относится и к оппозиционным партиям, представленным сейчас в Госдуме.
С другой стороны, криптовалюты плотно вошли в жизнь многих россиян. Резко негативно отреагировал на сообщение о возможном запрете основатель Telegram Павел Дуров. По его мнению, запрет криптовалюты вытолкнет из России многих IT-специалистов и уничтожит отрасли высокотехнологичной экономики.
Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что государству надо лучше подумать не над полным запретом криптовалют, а над установлением правовых норм и прописать их законодательно:
— Полный запрет криптовалют прежде всего ударит по разного рода фрилансерам. Особенно по тем из них, что работают с зарубежными заказчиками, и таких в России огромное количество. Это ударит по художникам, переводчикам. То есть по обычным нормальным людям. Причем тем, кто занимается весьма квалифицированным трудом, но в стране не востребованы. Ведь никому не нужно, что умеешь делать головой или руками.
Россиянам не от хорошей жизни приходится работать с заграницей. А вот такие формы оплаты, как я понимаю, самые простые и удобные.
Это мафиозные структуры, террористические организации запросто могут найти другие способы финансирования. Запретят криптовалюты, найдется что-то другое. А пострадают самозанятые, фрилансеры, обычные творческие люди.
«СП»: — Но из-за рубежа можно обычными деньгами получать переводы.
— Деньги сложно перевозить за границу. Криптовалюты удобны тем, что спокойно перемещаются по миру. Я не могу сказать, насколько это законно. Но ведь законы пишут люди. Но мы просто видим, что государство не любит, когда ему что-то неподконтрольно. Тем более российское государство, которое находится в шаге от казахстанских событий.
Это как закон о запрете оружия. Страдают обычные люди, которые не могут себя защищать. А бандиты как раз с оружием. И тем более организованные структуры преступников. И те, кто работает плотно с иностранными спецслужбами, тоже найдут способы передачи денег.
«СП»: — Криптовалюты способствовали росту числа «закладчиков» наркотиков.
— Я в своей практике сталкивался с подобными делами. Наркоторговцы отлично рассчитываются друг с другом, переводя электронным способом обычные деньги.
Предлог для запрета всегда можно найти. Скажем, сколько в интернете распространяется нежелательной информации, там огромное количество порнографии. Что ж, давайте запретим интернет. А сколько каждый год гибнет от автомобилей, давайте и их запретим. А самолеты какую нагрузку на экологию приносят, давайте самолеты тоже отменим. Кстати, криминал, как раз, рассчитывается наличными. Давайте тогда и наличные деньги запретим.
«СП»: — Есть ещё такая вещь, как монополия государства на выпуск денег. Через криптовалюты можно выводить деньги с рынков за границу.
— Подлинная проблема страны это вывоз капитала. В 2021 году вывезли $72 млрд, а в 2014-м и вовсе был поставлен рекорд — $152 млрд. Вот где настоящая катастрофа, с которой надо бороться. Но тут как раз всё легально и законно.
А вот фрилансерам, которые делают какие-нибудь фотографии и отправляют за границу, давайте запретим получать в криптовалюте эквивалент несчастных 100 долларов.
Мы понимаем, что прогресс не стоит на месте. И вместо того, чтобы запрещать, надо было просто как-то упорядочить, взять под контроль. И станет всё более прозрачным. Отдельные транзакции подозрительные можно проверять, эту работу надо наладить.
И мой прогноз, что государство не сможет запретить криптовалюты. Это технически очень сложно сделать.
«СП»: — Как запрет может сказаться на политической системе? Обанкротится и исчезнет несистемная оппозиция, например.
— Все нынешние финансовые системы так или иначе связаны с США. Россия сейчас очень сильно зависит от Запада, мы просто не сможем отказаться от этих систем. Пресечь все финансовые потоки в сторону несистемной оппозиции просто невозможно. Она будет финансироваться, если не одним путем, так другим. До недавнего времени на такое финансирование просто закрывали глаза. Я помню митинги на Болотной площади в Москве. Судя по всему, у оппозиционеров вообще не было никаких проблем с получением денег.
В России, как и в других странах спецслужбы пытаются затруднить жизнь гражданам и взять всё под контроль. Вместо того, чтобы как-то помогать людям.
Современная Россия, это не Советский Союз, где вопроса о выживании не стояло. Сегодня реально многие россияне озабочены этой проблемой. И людям просто негде заработать. У нас нет масштабного бизнеса, нет какого-то масштабного производства, у нас некуда приткнуться людям творческих профессий. Что им делать?