Решение президента РФ Владимира Путина о признании независимости ДНР и ЛНР немедленно сказалось на курсе рубля и индексе Мосбиржи. К вечеру 21 февраля волатильность нацвалюты достигла 34%, что выше даже, чем у обвалившейся турецкой лиры. Ещё месяц назад вмененная волатильность рубля составляла 21%. Во вторник, 22 февраля курс рубля на Мосбирже доходил до 80,25 к доллару и до 90,65 к евро. Индекс Мосбиржи прошлым вечером обвалился более чем на 18%.
Примечательно, что иностранные инвесторы начали массово закрывать свои позиции ещё до официального обращения президента и подписания указа, которые состоялись уже после закрытия Мосбиржи. Впрочем, сам факт созыва экстренного заседания Совета безопасности дал им понять, что стоит ожидать важных событий.
«Причиной сегодняшней ситуации на рынках стала ситуация вокруг Украины. Эскалация кризиса привела к панике среди иностранных инвесторов, которые стали спешно выводить свои деньги из российских активов. Трейдеры опасаются дальнейшего обострения обстановки и введения санкций против Москвы со стороны наших западных партнёров», — объяснил член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
Впрочем, и европейские биржи пострадали от роста напряжённости. Если с утра акции поднимались на новостях о возможной встрече Владимира Путина и президента США Джо Байдена, то после того, как замаячили перспективы признания независимости республик Донбасса, всё пошло вниз, хоть и не так драматично, как в России.
По итогам торгов индекс Europe Stoxx 600 снизился на 1,3% и составил 454,81 пункта. Германский индекс DAX опустился более чем на 2%, французский САС 40 — тоже, британский FTSE 100 — на 0,4%. Испанский IBEX 35 и итальянский FTSE MIB потеряли 1,2% и 1,7% соответственно.
Днем, 22 февраля рынки немного оправились от шока и начали восстановление. Даже рубль подрос до 79,18 за доллар. Конечно, хотелось бы верить, что «самое плохое уже случилось», негативные прогнозы инвесторов реализовались и теперь российская валюта и акции начнут потихоньку восстанавливаться. И отчасти это так. Но впереди маячит новая угроза — потенциальные санкции Запада. В том, что они последуют, не сомневается никто. Вопрос только в том, насколько серьезными они будут.
Ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич полагает, что сложившая ситуация в любом случае приведёт к замедлению экономического роста, как в России, так и на мировых рынках.
— Начало понедельника для нас было вполне позитивным: рубль укреплялся, реагируя на анонс саммита лидеров России и США при посредничестве Франции. Но ситуация резко ухудшилась после того, как главы ДНР и ЛНР обратились к Владимиру Путину с просьбой признать независимость республик, а ближе к вечеру президент провел внеочередное расширенное заседание Совета безопасности РФ по этому вопросу.
Нефтяные котировки в понедельник заметно выросли, реагируя на вероятное введение санкций против России, ведущего производителя нефти в мире. Ограничения могут привести к перебоям в поставках сырья, что ещё более усугубит его дефицит на рынке. Цены на нефть марки Brent обновили максимумы 2014 года, прибавив три доллара, и к концу дня поднялись выше отметки 97 долларов за баррель. Ситуацию усугубляли низколиквидные торги из-за праздника в США (День президентов, — ред.).
«СП»: — Чего же ждать дальше?
— Пока Европа признает, что не может обойтись без энергии и ресурсов из России, под ударом оказывается банковский сектор. Объёмы торгов в понедельник были рекордными, что говорит о выходе с рынка крупных игроков.
Также стоит обратить внимание на ритейлеров и технологические компании, которые могут столкнуться с трудностями в работе за рубежом или импорте товаров и технологий. Эти секторы будут показывать наибольшую волатильность в зависимости от того, как будут развиваться события.
Текущая ситуация приводит к ужесточению финансовых условий для российских компаний, дестабилизируя рынки и снижая предсказуемость для бизнеса. Волатильность рубля и закрытие рынка РФ для мирового капитала навредит экономике, вероятно, отправив её к снижению в ближайшие кварталы. Долгосрочно это грозит сокращением потенциала роста, который уже сейчас ниже, чем у многих развитых стран. Такие условия выливаются для населения в падение уровня жизни через снижение реальных доходов, или (в лучшем случае) драматическое замедление их роста.
Ведущий аналитик компании «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков поясняет, что если санкции в самом жёстком варианте не последуют, рубль может ослабеть максимум до 82 к доллару, после чего может начаться укрепление до 75−77.
— Если брать классику рыночных движений, то сейчас уже состоялась реализация определенных событий, на ожидании которых рынок снижался и испытывал беспокойство. Следующее ожидаемое событие — санкции, которые нам обещали. От их содержания будет зависеть дальнейшее поведение рынка. Либо он продолжит и дальше бояться, либо одномоментно отыграет эту новость серьёзным падением.
В основном самое мощное движение состоялось накануне — это провал рынка на 10,5% на дневной сессии и еще на 8,5% на вечерней. После того, как глава государства заявил о признании республик Донбасса, рынок достаточно бодро отскочил.
Стоит отметить, что рынок боялся самого неприятного сценария, который нам рисовали министерства обороны США и Великобритании, я имею в виду различные стрелочки нападения России на Украину. Понятно, что Россия не является инициатором событий и творцом всей этой ситуации, но мы вынуждены на неё реагировать и принимать какие-то меры.
С точки зрения рынка мы реализовали средненегативный сценарий — признание независимости республик, за которым последуют определенные санкции. Насколько они будут серьёзными — вопрос открытый. Пока из администрации Байдена прозвучало заявление, что признание — это ещё не вторжение на Украину.
Если признание не будет признано вторжением на территорию соседней страны, адских санкций не будет и рынок почувствует облегчение. То есть не будет блокировки корреспондентских счетов российских банков в США или аналогичных жёстких мер. Всё остальное мы переживем относительно безболезненно.
Текущее состояние рынка — это показатель цена на прибыль (финансовый показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на акцию, — ред.) в районе четырёх. Накануне падения он был около 4,3.
«СП»: — Что это значит?
— Это означает, что компании за четыре года могут сами себя выкупить с рынка. Таких низких оценок рыночных активов в мире сейчас практически нет. С точки зрения инвестиций наш рынок крайне привлекательный и дешёвый, падать дальше ему практически некуда. Если он упадет ещё процентов на 20, он выйдет к соотношению цены на прибыль, равному трём, а это уже какая-то фантастика.
Дальнейший потенциал снижения нашего финансового рынка — 5−10% максимум. По рублю ситуация немного сложнее. Она тоже зависит от масштаба санкций, но продолжать слабеть нашей валюте очень сложно, потому что все цены на российский экспорт высокие, страна получает довольно много валюты, у нас положительное сальдо торгового баланса и счёта текущих операций, внешний долг незначительный.
На рубль могут оказать влияние запоздавшие нерезиденты, но их осталось не так уж много, поэтому давление на него вряд ли будет серьезным. 82−83 — это текущий максимальный предел курса рубля при сохранении нынешних условий геополитической напряженности. Если же начнется переговорный процесс с конкретными выводами, можно ожидать возвращение рубля в диапазон 75−77 за доллар. Про возвращение к 65−70 сейчас говорить не приходится.