24 февраля президент Российской Федерации Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса, на которой призвал с пониманием отнестись к военной спецоперации на Украине и работать с правительством в поисках инструментов поддержки на фоне санкций Запада.
«Со стороны правительства, власти в самом широком смысле этого слова задачу вижу в том, чтобы обеспечить вам хорошие условия. Обеспечить больше свободы. Ответ может только один: обеспечить большую свободу предпринимательской деятельности. Конечно, в известных рамках, чтобы была предсказуемость со стороны правительства, но мы ожидаем, что и предсказуемость со стороны бизнеса должна быть тоже обеспечена», — сказал Путин на встрече.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин признал, что после того, как страны Запада ввели очередной пакет санкций, который затронул до 70% банковской сферы, импорт высокотехнологичной продукции и другие отрасли, российскому бизнесу придется работать в сложных условиях с учетом ограничений самого разного рода.
По его словам, бизнесмены «прекрасно понимают», что новые санкции «будут намного жестче всех предыдущих ограничений, коснутся и многих секторов: финансового сектора, добывающих отраслей, поставок технологического оборудования».
«Они коснутся определенных видов и сырья, и комплектующих, и могут быть нарушены цепочки поставок, транспортно-логистические цепочки. Безусловно, чтобы демпфировать все эти ограничения, российскому бизнесу, российским компаниям придется работать еще более энергично и эффективно, обеспечивать бесперебойную работу своих предприятий, не допуская сокращения рабочих мест, дефицита, ажиотажного спроса, скачков цен», — констатировал он.
Одним из предприятий, в полной мере столкнувшихся с последствиями сложившейся ситуации, является один из крупнейших представителей химической отрасли Алтайского края — производитель сульфата натрия ОАО «Кучуксульфат».
Ввиду рейдерских противоправных действий в отношении предприятия с 2017 года в течение 5 лет, закончившихся иском прокуратуры о незаконности приватизации 30 лет назад, как следствие объемы производства упали на 30% по причине компрометаций и репутационных потерь. А в результате последних событий экспортная отгрузка в страны Европы — в Сербию, Польшу, Румынию и Украину — уменьшилась еще на 10%. Продукцию комбината закупали такие мультинациональные компании, как «Henkel», «Procter&Gamble», «Unilever». Эти поставки осуществлялись железной дорогой по территории Украины, но сейчас маршрут, как и эти рынки в целом, оказались недоступны. Не говоря уже о других возможных последствиях, таких как ограничение банковских расчётов и привидение экспортных поставок в еще более сложное положение.
Как и призывал президент, акционеры завода относятся к ситуации с пониманием, даже в этих непростых условиях готовы сохранить трудовой коллектив и выполнять все свои обязательства перед сотрудниками, в полной мере выплачивать зарплаты и другие отчисления. Но больше всего мешают этой работе вовсе не санкции Запада или происки внешних вредителей, а поведение собственных внутренних врагов.
Президент сам сказал о том, что в сложившихся условиях бизнесу нужна большая свобода. Поэтому тем более поразительно, что вместо свободы в такую трудную минуту со стороны отдельных надзорных органов, наоборот, набрасывается удавка на одно из самых успешных предприятий региона. Причем эта удавка медленно душит «Кучуксульфат» уже несколько лет.
«Кучуксульфат» уже шестой год ведет борьбу с серией неприятных явлений: административного давления со стороны практически всех надзорных органов, Необоснованные проверки, которые начались с письма бывшего замгенпрокурора Буксмана по фейковым публикациям в интернете, запущенного заинтересантами, ничем не закончились. Проверки не показали нарушений. Все это в многочисленных обращениях в различные инстанции характеризуются руководством предприятия как рейдерский захват, так как заинтересанты во время давления не раз обращались к акционерам, уверяют они, с требованием передать активы. Самое печальное, что к этому понятию на «Кучуксульфате» относят иск не кого-нибудь, а самой Генеральной прокуратуры России, поданный в октябре 2021 года в арбитражный суд Алтайского края. В Генпрокуратуре пришли к выводу, что 30 лет назад члены трудового коллектива «Кучуксульфата» якобы незаконно приватизировали завод. И это после того, как рейдеры исчерпали все методы административного давления с требованием продажи активов.
Удивительность ситуации не только в том, что данная приватизация была проведена Комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края в соответствии с законодательством того периода и много раз проверялась органами прокуратуры и другими государственными органами без выявления нарушений. И не только в том, что общий срок исковой давности составляет три года, но прокуратура утверждает, что государство только сейчас узнало о незаконной приватизации вопреки факту наличия материалов многочисленных прокурорских проверок 90-х годов.
Самое интересное, что покупка актива нынешними акционерами в 1999 году, согласно данному иску, тоже якобы является нарушением закона, так как в Генпрокуратуре почему-то считают, что Кучукский сульфатный завод был неправильно акционирован после развала СССР. Ответчики по делу, акционеры компании, владеющие бумагами предприятия более 10 лет, конечно, заявили суду встречные иски с требованием признать за ними право на владение активом в силу приобретательной давности. Ведь за 20 лет они инвестировали в предприятие 14 млрд рублей, увеличив производственные мощности в два с половиной раза, производительность — в 5 раз, налоговые отчисления достигли 1,7 млрд. Кроме того завод 7 раз подряд становился лучшим социально ответственным работодателем Алтайского края.
Как отмечал на февральской пресс-конференции председатель совета директоров «Кучуксульфата» Василий Гамаюнов по этому поводу: «Вы какой завод хотите взять, тот старый, который шел к банкротству, или вот этот за 17 млрд, который они построили, вложив не только деньги, но и свой 20-летний труд. Почему? Это никак не может вязаться ни с правом, ни с логикой, ни со справедливостью». Это при том, что «Кучуксульфат» — самый яркий пример достижения целей приватизации, включающий в себя эффективность производства, высокую зарплату, образцовую социальную среду и стабильность вокруг.
К сожалению, желание ухватить лакомый кусок, да еще и задешево, в некоторых «предпринимателях» (акционеры знают, что за попыткой реприватизации стоит инвестиционная компания «А-1», известная своими агрессивными поглощениями перспективных активов, представители которой выходили на акционеров с таким требованием) бывает неистребимо. И то, что история «Кучуксульфата» так долго тянется, несмотря на обращения к правительству, со стороны не только самих акционеров, но и местных властей, и работников предприятия, и жителей поселка Степное Озеро, для которых предприятие является главным «кормильцем». Коллектив и депутаты обращались и к президенту РФ с просьбой остановить атаку на предприятие, но, очевидно, до президента не доходит информация о беспредельном и вопиющем давлении на завод, акционеров и эффективных социально ориентированных собственников. Иначе бы ответственных за организацию подобных мероприятий призвали к ответу.
Но сейчас рассуждать категориями обычного времени не приходится. Президент попросил бизнес сплотиться перед лицом общей угрозы и вместе пережить трудности. Бизнес, в данном случае «Кучуксульфат», безусловно, готов это сделать. Но нужно, чтобы, отражая чужие угрозы, удар в спину не наносили свои, иначе вместо «единого фронта» получатся только попытки переделить собственность под шумок событий на Украине и противостояния с Западом.