Чиновники «рапортуют» о снижении цен на продукцию чёрной металлургии, дескать, они стали «сбалансированными» и вроде как не будут увеличиваться. Некоторой прогресс, действительно, налицо, однако бурный рост 2021 года так и остался «за кадром». Норма прибыли «олигархов» от металлургии продолжает оставаться запредельной, а металл — слишком дорогим для осуществления масштабных инфраструктурных проектов.
«Да, мы можем говорить о заметном снижении цен на продукцию черной и цветной металлургии. Хочу подчеркнуть, что конечная цена на металлопродукцию на сегодняшний день является сбалансированной. И именно этот, достигнутый в результате совместной работы Минпрома и отрасли, уровень цены и следует брать за отсчет при расчете новых государственных и муниципальных проектов и при частном строительстве. Кроме этого, проводится системная работа по отвязке стоимости металлов от биржевых котировок Лондонской биржи металлов (LME). Так, с рядом компаний выработана договоренность по установлению фиксированной цены для внутреннего рынка», — заявил замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов.
Посмотрим, так ли это — как простые потребители. Подмосковная металлобаза, цены тут традиционно ниже средних, такие «точки», что самое удивительное, есть — работают не на марже, а на объёмах. Действительно, что-то стало немного доступней, точнее, вернулось на уровень декабря 2021 года. Профильная труба где-то на уровне 75−85 тысяч рублей за тонну, да, слегка подешевело. Однако уголок почему-то дороже — 90−120 тысяч рублей за тонну, то есть по данной позиции ничего не изменилось. Послушаем «главного по железкам».
«Спустили указание по снижению цен на ряд позиций, моё дело маленькое — выполнил. Что, как — понятия не имею. Почему только на эти позиции, не на все — не в курсе. И вовсе не факт, что цены обратно не отрастут, то есть их не вернут на прежние уровни. Как с сахаром сейчас творится», — объяснил управляющей торговой точкой Денис.
Да, с сахаром реально какие-то непонятки. Он иногда появляется по 60 рублей за килограмм, но куда чаще лежит по 80−90 рублей. Причины этого, в общем-то, на поверхности. Когда чиновникам надо отчитаться, в магазинах появляется товар по вменяемым ценам, это фиксируется, а дальше — хоть трава не расти.
Металлурги «жируют». К примеру, по итогам 2020 года, когда мировые цены на горячекатаный прокат были на уровне $400 за тонну, выручка «Северстали» составила $6,87 млрд., чистая прибыль — больше миллиарда долларов. В прошлом году всё изменилось, при ценах на уровне $800−900 за тонну выручка составила $11,64 млрд., чистая прибыль превысила $4 млрд.
Причём стоит учитывать, что к реальности показатели чистой прибыли имеют весьма опосредованное отношение. В структуре компании есть сырьевые подразделения, всё своё, посему «нарисовать» можно что угодно. Но даже «нарисованное» впечатляет. Гражданину Мордашову вполне хватит ещё не несколько яхт, хотя свою он спас — привёл во Владивосток.
Кстати, если посмотреть нынешние цены на металлобазах, самые минимальные, то мы покупаем прокат примерно по $900−1200 за тонну! Это по поводу слов Виктора Евтухова об «отвязке стоимости металлов от биржевых котировок». Никакой такой «отвязки» не наблюдается, олигархи хотят получать сверхприбыли. Причём никак иначе — себестоимость продукции у них в разы ниже, чем за границей.
Между прочим, изначально, когда шёл разговор о ценах, это самое «заметное снижение» подразумевалось на уровне 40−50%. Но итоге удешевление вышло около 10%, а то и меньше. Такая вот «сбалансированность»…
Собственно, удивляться нечему, богатеи ничего не боятся. Бояться, действительно, нечего. То есть некого. Те самые «жулики-спекулянты», о которых говорил премьер Михаил Мишустин, прекрасно себя чувствуют, никто никого не трогает. Так, чтобы успокоить народ, погрозили пальчиком, но дальше слов дело не пошло. Равно как и с металлом.
Слова, опять слова… Чиновники сделали вид, что забыли про ничем не оправданный рост цен 2021 года, когда на внутреннем рынке России металлопродукция вдруг подорожала в два с лишним раза. И металла стало мало — весь вывезли. Сейчас с экспортом проблемы — введены санкции, однако российские богатеи не готовы поставлять сталь на внутренний рынок. Куда угодно, но не в Россию. Об этом стоит задуматься.
По ряду оценок, «излишки» — то, что не отправится на экспорт, — в целом по отрасли составят свыше 25% объёмов производства, по ряду холдингов — в два раза больше. Компании уже ищут, куда бы сплавить стальную продукцию, продавать её в нашей стране Мордашов, Лисин, Рашников и прочие не желают. Во главу угла поставлена прибыль любой ценой. Чиновники в курсе, но ничего не предпринимают.
Черная металлургия — стратегическая отрасль промышленности, это та основа, благодаря которой можно начинать строить всё остальное. Это фермы для мостов, цеха для новых заводов, сырьё для производства станков и прочее, и прочее. Но она узурпирована кучкой персонажей, которые думают лишь о наживе. Соответственно, о какой-либо «реиндустриализации» в такой ситуации даже говорить не приходится.
«Инфляция в РФ вызвана произволом монополий. И без ограничения произвола монополий говорить о будущем России не имеет смысла», — считает зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Иными словами, монополии, точнее, их владельцы — та самая «пятая колонна», которая не желает, чтобы у России появилось будущее. И с этим нужно срочно что-то делать. Времени в обрез, Запад обложил нас со всех сторон, и без построения независимой промышленность стране просто не выжить.
Пока мы отступаем — экономика, прежде всего, промышленное производство, уже просело на 10%. И это — по самым оптимистичным оценкам. Строительства новых заводов не ведётся. И не только потому, что нет общего и детального плана. Есть проблемы, которые требуют решения в любом случае, они впишутся в какой угодно план. Просто денег «в обрез». И при нынешних ценах их не хватит.
«Мы примерно нащупали те ограничения, в которых мы можем работать без повышения нагрузки на инфляцию. Это если говорить суммарно о кредитах, о кредитовании экономики по всем каналам, это где-то примерно в районе семи-восьми триллионов рублей», — говорит первый вице-премьер России Андрей Белоусов.
О планах самих миллиардеров вкладывать деньги в Россию ничего не известно, собственно, это и не новость. Они никогда ничего не вкладывали, только вывозили, и эксплуатировали ещё советское оборудование на износ.
«Действия недружественных стран показали, насколько актуально расширять выпуск отечественной продукции. Сегодня для нашей страны импортозамещение — это вопрос экономического суверенитета», — заявил Михаил Мишустин.
Не поспоришь. Однако пока никакого импортозамещения не видно, не обнародован и план оного. Даже проекта плана нет. Идёт некая «мышиная возня», затыкание дыр, а миллиардеры при этом продолжают набивать карманы. Пока рублями, но это — временно. Как и куда вывести эти средства из России они найдут. Ровно как изыщут способ оставить страну без столь нужного ей металла.
«У российского государства вся надежда только на оставшиеся резервы и на народ. Если люди готовы трудиться и отстраивать страну заново через усердную работу и самоотверженную отдачу этому делу, то тогда у России появляется шанс на реальное импортозамещение. Иначе мы просто исчезнем», — предупреждает экономист Валентин Катасонов.
Народ трудиться готов. Но не на благо чиновников и олигархов. Судя по всему, наступает тот самый «момент истины», который должен определить наше будущее. Прямо по Гамлету — быть или не быть.