В канун Дня Победы в Мариуполь и Волноваху прибыл зампред правительства РФ Марат Хуснуллин, чтобы оценить объемы восстановительных работ, а также обозначить подходы к процессу строительства.
Первым делом он осмотрел важнейшие на данный момент объекты — больницы, которые функционируют, несмотря на причиненный националистами ущерб, предложив в первую очередь восстановить для врачей Волновахи многоквартирный дом, который находится рядом с лечебным учреждением, а в Мариуполе, где не менее остро стоит проблема с жильем для медперсонала, - развернуть быстровозводимые городки.
Чиновник также побывал на «Азовмаше» и в Мариупольском торговом порту. Там, кстати, вовсю кипит работа — уже принято более 400 сотрудников, а в мае, как и планировалось, будет отгружена первая продукция из республики. Традиционно порт Мариуполя в больших объемах отправлял металлопродукцию и зерновые, однако с учетом того, сколько стройматериалов понадобится Донбассу для восстановления, зампред российского правительства предложил использовать его как транспортный хаб для огромной номенклатуры всего необходимого для масштабных работ.
«Россия с нами — это главное! Все регионы Российской Федерации пришлют к нам своих специалистов, и процесс восстановления закипит. Будет много рабочих мест и для наших жителей. Готовимся к стройке!», — заявил по этому поводу в своем tg-канале сопровождавший Марата Хуснуллина глава ДНР Денис Пушилин.
В том, что в восстановлении Донбасса вообще и Мариуполя - в частности, Россия примет живейшее непосредственное участие, сомнений ни у кого не возникало. Но не внесут ли свою негативную корректировку в этот жизненно необходимый процесс антироссийские санкции?
— После Великой Отечественной войны мы поднимали из развалин всю страну и у нас не было другого выхода. Точно такая же ситуация и с Мариуполем — на мой взгляд, бессмысленно рассуждать о том, насколько восстановление будет хлопотно, это просто надо сделать, вот и все, — поделился с «СП» своими соображениями на этот счет член Союза архитекторов России, почетный строитель города Москвы Алексей Кротов.
— С точки зрения архитектуры это тот самый случай, когда есть возможность воспользоваться ситуацией и изменить прежний облик города к лучшему, исправить те градостроительные недочеты, которые были допущены при его строительстве ранее. Сейчас, при восстановлении, можно сделать город просто образцовым. Улучшить транспортную схему, проложить новые современные инженерные коммуникации с использованием современных технологий. Чтобы возвести там не просто очередной мегаполис, а построить максимально комфортный для жизни людей город со всеми объектами соцкультбыта в достаточном количестве, чтобы там появилось то, чего так не хватало раньше.
Да, это очень серьезная большая задача, но, вместе с тем, ведь и очень почетная. Да, там очень многое придется возводить заново, но разве у нас мало опыта по восстановлению городов из руин? Практически каждое столетие Россия проходила через тяжелые войны, переживая то всеобщую разруху, то тотальное восстановление и полное обновление. Это нас никогда не пугало.
«СП»: — Но даже с учетом применения передовых строительных технологий восстановление Мариуполя произойдет все-таки не одномоментно. На Ваш искушенный архитектурный взгляд, сколько времени это может занять?
— Это во многом зависит от мощностей и ресурсов, которые будут задействованы. Можно обойтись, образно выражаясь, малыми силами, и тогда процесс займет больше времени, а можно и все силы задействовать, тогда это произойдет гораздо быстрее.
«СП»: — И все же, какую приблизительную «вилку» можно озвучить? Сколько времени займет восстановлении? Пять лет, десять лет?
— Индустрия возведения многоквартирных домов на самом деле в России очень хорошо отлажена. К примеру, та же Москва сейчас просто стонет от огромного числа возводимых «человейников». Все эти мощности очень пригодились бы в Мариуполе для ускорения процесса. Другое дело, что не стоит, на мой взгляд, делать этажность жилых домов в Мариуполе выше семи, это некомфортно для людей. Но сама-то индустрия, повторюсь, у нас хорошо отлажена.
Тот же Тольятти мы живо отстроили, что называется, с нуля, а ведь с тех пор технологии индустриального домостроения значительно продвинулись.
У нас есть на самом деле хорошие технологии строительства и прокладки инженерных сетей. Только нужно, чтобы проектированием города занимались не девочки и мальчики, вчерашние визуализаторы из Казани, а грамотные и опытные специалисты. А для этого надо бы возродить систему проектных институтов, возродить комплексное проектирование, начиная с градостроительных планов городов и кончая дизайном общественных зон. В общем, если подойти к этому с умом, а не с повышенным шкурным интересом к освоению бюджета, сделать можно все.
«СП»: — Если подойдем с умом и напряжемся, в пятилетку уложимся?
— Да после Великой Отечественной мы за пятилетку целую страну из руин подняли, а это было почти 80 лет назад, когда строили в основном из кирпича. Думаю, Мариуполь уж точно поднимем, особенно если воспользуемся опытом индустриального домостроения, да еще при условии, что строительные компании, занимающиеся застройкой Москвы, включатся в восстановительные работы в Мариуполе. Там-то им будет, где развернуться, это не перезастроенная столица. Надо только, на мой взгляд, контроль за качеством их работы достойный наладить, чтобы не занимались откровенной халтурой, как в Москве.
«СП»: — Какие политические решения нужно принять, чтобы максимально нивелировать любые негативные факторы в восстановлении Мариуполя?
— Мариуполь — это очень привлекательная территория и с точки зрения промышленного производства и сточки зрения транспортного узла, — отметил политолог Марат Баширов, — поэтому, я полагаю, для него будет создан особый инвестиционный режим, и туда придут не только российские, но и, скорее всего, китайские инвестиции.
Россия же собирается строить в Мариуполе инновационный передовой порт, фактически роботизированный. А китайцы очень заинтересованы не только в поставках зерновых культур, но и в урановом сырье, а также в металлургии и энергетических углях, которые им остро необходимы. А за Китаем, в конечном итоге, как мне кажется, в Мариуполь довольно быстро потянутся и деньги всей Юго-Восточной Азии.
«СП»: — А что же с западными инвесторами? У них тоже деньги немалые.
— Во-первых, мы же заинтересованы в том, чтобы строить полностью интегрируемое с Россией экономическое пространство, и нас абсолютно не интересуют какие-то локальные варианты, озвучиваемые западными компаниями.
Во-вторых, дураков на Западе нет, там не дадут ни копейки, чтобы не получить с них многократную быструю прибыль. Участие Запада в восстановлении Украины - это все сказки, которые льются в уши господина Зеленского.
Деньги Запада — это кабальные деньги. Обратите внимание, Запад сейчас усиленно опустошает украинские зернохранилища. Это же на самом деле расплата за устаревшее вооружение, скидываемое ВСУ, настоящая рыночная стоимость которого абсолютно неизвестна, в отличие от эерна, стоимость которого сейчас очень высока. Киевский режим сейчас упивается тем, что США приняли закон о ленд-лизе, только он забыл, что за точно такие же американские поставки во Вторую мировую войну Советский Союз закончил расплачиваться только спустя 30 с лишним лет после ее окончания.
Так что в западные инвестиции для Украины можно сразу забыть, нам такого точно не надо.
«СП»: — В какие сроки мы должны уложиться при восстановлении Мариуполя, чтобы самый последний оголтелый русофоб на Западе наконец признал очевидное — заботу России об Украине?
— Первое — на Западе никто никогда в жизни ничего подобного не признает, хоть все стены в Мариуполе золотом покрой. Это очень глубокое идеологическое противостояние. Второе — перед нами вообще не стоит задача заставить кого-то что-то признавать.
Наша цель — просто заботиться о людях, живущих там. Так что, очевидно, восстановление будет все же поступательным. Наша цель - ставить перед собой и решать амбициозные задачи по построению экономики будущего на Донбассе.
Конкретные же сроки восстановления конкретно Мариуполя сильно зависят от сроков окончания специальной военной операции. Одно дело восстанавливать прифронтовой город, и совсем другое — город, который отстоит очень далеко от линии соприкосновения наших войск и войск НАТО.