Все АЗС под маркой Shell на днях закроются, компания объявила об уходе из России, началась подготовка к распродаже активов. Однако автовладельцы ничего не теряют, более того, им теперь не придётся переплачивать. Как такового иностранного топлива на российском рынке нет, посетители «брендованных» заправок лишь отдают деньги за торговую марку.
— Зачем ты заправляешься на Shell?
— Отличный бензин, на российских АЗС такого нет. И расход меньше — на литр-полтора!
— Да ну! Нет тут импортного бензина, он с наших НПЗ он, точно такой же!
— Правда, что ли? Ну, странно, ведь это Shell — бренд…
Типичный разговор автолюбителей, автор тоже не раз объяснял знакомым, что на «импортных» АЗС покупать топливо никакого смысла нет. Дороже на рубль-полтора-два за литр, при этом качество — то же самое. Иногда откровенно поганое. Сервис — тоже, как повезёт. Всё как везде. Могут обсчитать, недолить, обхамить. Смысла переплачивать нет.
«Бензина Shell в стране не было. По сути, сеть Shell работала как независимый оператор. Они также покупали у „Газпромнефти“, если говорить про московский регион, с Московского НПЗ. Более того, я думаю, что еще какое-то продолжительное время заправки будут функционировать под брендом Shell на условиях франшизы», — объясняет президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
«Шелл шеллу» рознь. Самый страшный «зверь» — «шелл деревенский». Автору как-то повезло там заправиться, хорошо хоть «жаба задушила» — залил немного. Ибо дорого. Неприхотливый к топливу Mitsubishi Outlander XL (мотор 2,0) после этого отказался ехать, так, еле полз. Доскоблили до соседней АЗС, разбавили — авто более-менее поехало. Если кому интересно, было это в Вологодской области, на федеральной трассе «Холмогоры». Дело Василия Алибабаевича там явно процветает.
«Мы подтверждаем, что в настоящее время ведутся переговоры по продаже компании „Шелл Нефть“, владеющей сетью АЗС и заводом по производству смазочных материалов в г. Торжке. Для обеспечения продажи компании „Шелл Нефть“ новому владельцу работа АЗС „Шелл“ и завода по производству смазочных материалов будет временно приостановлена в ближайшие дни», — говорится в сообщении Shell.
Скатертью дорожка! Заправки вроде как собирается купить «Лукойл», но точной информации пока нет. Кто-то точно купит, комплексы вполне себе качественные. Хотя и ничем особо не выдающиеся, российские коллеги давно работают на том же уровне.
Заводик в Торжке стоило бы назвать фасовочным, а никак не «производством». Тоже не останется бесхозным. Кстати, по проценту поддельного автомобильного масла Shell уверенно замыкает первую тройку, уступая бессменному лидеру — Mobil — и «серебряному призеру» в лице Castrol. Да, настоящее масло Shell — это хорошо. Но его всегда было непросто купить, в основном торговали «бодягой». И продолжают ей торговать.
В совокупности, вместе с выходом из российских нефтегазовых проектов, только за первый квартал 2022 года Royal Dutch Shell потеряла $4,2 млрд. Их выбор. British Petroleum — $25,5 млрд. И, да, эти АЗС тоже закроются. Когда конкретно пока неизвестно, но особо долго ждать не придётся.
Основные убытки ВР отнюдь не по причине розницы, она как раз продолжает работать и приносить прибыль. Да и не так много у них заправок — всего около сотни. У Shell значительно больше — в районе 400 штук. В British Petroleum уже посчитали стоимость выхода из совместных с «Роснефтью» проектов и, собственно, продажу пакета акций этой российской компании. Посчитали — и прослезились. Ну, вольному — воля…
Итальянцы пока молчат, что и неудивительно. Розничный бизнес у группы Eni S.p.A. в России как-то не задался, на всю страну осталась ОДНА заправка под маркой Agip. Почему не закрывают — непонятно. Никто бы и не заметил.
Ранее РФ покинули дислоцировавшиеся в Санкт-Петербурге Aero и Neste. Причины «побега» были простыми — сверхприбылей прошлых лет уже нет, «бабло срубили», можно и продать бизнес. Тем более, что народ у нас брендозависимый, на этом неплохо тоже сыграть. И сыграли: до 2024 года купившая сеть у финнов «Татнефть» имеет право эксплуатировать бренд Neste. Правда, сейчас чухонцы могут попытаться и взбрыкнуть, но не факт, что их тупо не «пошлют». Деньги заплачены, а постоянная клиентура у этих АЗС имеется. Нужно «отбивать» вложения.
В целом с уходом иностранцев на российском розничном топливном рынке ничего не поменяется. Кроме ряда не особо умных личностей, готовых переплачивать за мифическое качество, народ не заметит потери бойцов. Да и с чего бы? У «Лукойла» — около 2500 АЗС по стране, у «Роснефти» больше — 3100 или около того. Всего в России около 15 тысяч заправок, где-то 40% их них принадлежит нефтяным компаниям, остальные — «независимые». На фоне такой массовки «нерезиденты» как-то не смотрятся.
А вот на рынке автомасел возможны перемены. С продукцией Shell, как несложно догадаться, придётся попрощаться. Она, конечно, останется. «Параллельный импорт», контрабанда и «левак». Но доля подделок вырастет неимоверно. Castrol (входит в холдинг ВР) не поставляет в РФ масла с самого начала «спецоперации» на Украине, то есть уже два месяца. И прочую продукцию тоже. Посему что лежит на полках остаётся только догадываться.
Exxon Mobil решила полностью уйти из России к 24 июня 2022 года, а пока деятельность «заморожена». На складах пока что-то ещё осталось, но новых поступлений масел Mobil нет. И пока не предвидится.
Вроде как особой трагедии тоже нет. Все российские нефтяные компании давно наладили производство автомасел, среди них есть признанные лидеры и популярные в народе марки. Процент контрафакта невелик, так как с жуликами наши нефтяники борются крайне жёстко. Но это им стоит лишь зачесть в плюс. Продукты качественные, сертифицированные всеми ведущими мировыми автомобильными брендами, так что вроде как всё просто замечательно.
Но это — лишь на первый взгляд. «Импортозамещение», увы, далеко не полное, так как важнейшие компоненты — так называемые «присадки» — исключительно иностранные. Ведущие их производители контролируются американским и британским капиталом. Так что больше не продадут. Пока вроде как есть запас — лет на пять или около того. Во всяком случае, подобная информация исподволь распространяется российскими компаниями-производителями. Типа не волнуйтесь.
По трансмиссионным маслам всё похуже, самые современные жидкости типа ATF отечественные компании не делают. Но наиболее распространённые производят. Тоже на основе импортных компонентов и тоже вроде как запасец оных имеется.
Своих присадок нет. Потому, что никто их не разрабатывал. Весь советский задел по данной теме уничтожен — учёные и специалисты-технологи потеряны, а лаборатории и производства разрушены. Зачем что-то производить, если можно просто купить? Именно так нефтяные «олигархи» и поступали. Собственно, и сейчас никаких позитивных движений не заметно. Развивается лишь тема замещения одного импорта другим — американских и европейских присадок корейскими и китайскими. Как обычно, нувориши не желают вкладывать в Россию ни копейки.
Все попытки малого и среднего бизнеса за последние 10−20 лет родить что-то своё натыкались на непонимание и откровенный саботаж чиновников. Почти никто не выжил. Так, в РФ работает только одна компания, специализирующаяся на производстве антифрикционных присадок. Находится в Брянске и выпускает материалы под брендом «Modengy». Всё, приплыли!
Вот это, действительно, проблема. Причём требующая немедленных действий. А именно поддержки российских разработчиков и производителей. Причём с немедленным внедрением новинок. И это — самое сложное, учитывая откровенно антироссийские настроения «олигархов». Плюс их жадность. Набодяжить из импортных компонентов — неважно каких — банально дешевле, не нужно вкладываться в науку, в организацию новых производств. Российская «нефтянка» больна и требует срочного хирургического вмешательства.
«Национализация путем выкупа активов за деньги может обойтись дешевле любой конфискации, если провести аудит бизнеса и попросить приватизаторов вернуть украденное ими — иногда за десятилетия владения собственностью народа. В этом случае в силу масштабов воровства (иногда неведомых и самим олигархам) баланс может оказаться настолько неблагоприятным для них, что они будут умолять о прощении разворованного, — то есть о бесплатной национализации», — считает считает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.