Руководство США столкнулось с новыми трудностями, на этот раз из-за роста цен на газ на внутреннем рынке. Прежде в Вашингтоне пытались бороться только с высокими ценами на бензин — распечатали стратегические запасы нефти. Но не очень помогло — цена на бензин в стране превысила 4,40 доллара за галлон, это примерно 76 рублей за литр.
А тут еще стоимость другого важнейшего ископаемого топлива, природного газа также выросла более чем в два раза, побив американский антирекорд более чем десятилетней давности.
Сейчас в Америке увеличились цены на все: не только на отопление домов простыми американцами и приготовление еды, но и на производство удобрений, химикатов и электроэнергии. А все это — еще одна «головная боль» для старика Байдена, пишет издание Politico, которое цитируют РИА «Новости»
Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов пояснил, что когда увеличивается экспорт товара, его соответственно не хватает на внутреннем рынке и на него растет цена:
— Через это уже прошла Австралия. Ведь прежде чем Америка стала мощным поставщиком сжиженного природного газа (СПГ), этим занимались на Зеленом континенте. Там тоже резко нарастили поставки на экспорт СПГ, в результате цены на газ внутри страны — стали бить рекорды. С этим все понятно — экспортная альтернатива, цены на СПГ становятся существенно выше, соответственно, растет его стоимость для потребителей на внутреннем рынке.
Потом по такому же пути пошли США. И вот там уже раздаются голоса: «Может, нам не так сильно активизировать экспорт?» Ведь внутренним потребителям не очень нравится рост цен на газ. Но пока в Америке утверждаются новые экспортные проекты, они и дальше планируют наращивать поставки за рубеж.
«СП»: — Борьба нынешнего американского президента с ростом цен на бензин в США чем-то напоминала… раздачу хлеба римскими императорами. Тут все просто — распечатал стратегические запасы нефти, и бензин должен был подешеветь. Хотя не получилось — оптимальный для американцев результат не достигнут. А с газом — все еще сложнее, ведь стратегических запасов СПГ просто нет?
— У них была надежда на то, что резко вырастет добыча сланцевого газа. Она растет, но не так сильно, как им бы хотелось.
Ведь на американских газодобывающих компаниях висят большие долги. Они сделали ставку на то, чтобы их погасить. А еще надо платить дивиденды акционерам. Ведь прежде у газодобывающих компаний в плане рентабельности — дела обстояли очень плохо.
Там работала такая схема: компания получает лицензию на добычу сланцевых углеводородов, привлекает инвесторов с внешнего рынка, то есть берет у кого-то деньги в виде кредитов, либо продавая акции на бирже, либо и то и другое одновременно. Получив деньги, начинает резко бурить, наращивая добычу. Под наращивание добычи, берутся новые кредиты, и еще увеличивается бурение.
Но когда цены на углеводороды падали, соответственно резко падала и добыча — потому что денег на инвестиции не оставалось. В результате инвесторы теряли свои вложения, компании разорялись. Далее следовало банкротство, продажи имущества с огромными потерями. В итоге многие инвесторы — как внутренние американские, так и зарубежные — разочаровались в этом бизнесе. Они поняли, что тут не заработаешь, а скорее потеряешь. Соответственно средства на этом рынке стало привлечь все труднее и труднее.
Вот тогда и сделали ставку на то, чтобы инвесторов поощрять. Не бурить скважины непрерывно, а заработал денег, тут же — отдал и кредиты, и дивиденды.
«СП»: — Значит, добыча сланцевого газа в Америке рискованный и нервный бизнес? Американские газодобытчики, в отличие от наших, не всемогущи?
— Они нигде не всемогущи. Но что касается Америки, нужно понимать, что там ресурсная база несколько отличается от нашей. Если в России имеются большие месторождения традиционного газа, то в США — это газ сланцевый, который нужно постоянно бурить, проводя гидроразрыв пласта. Поэтому себестоимость добычи, в отличие от традиционного природного газа по определению выше. В этом их проблема.
«СП»: — Тем не менее американские политики, в частности, сенатор от Аляски Дэн Салливан, хвастаются, что у них есть запасы газа на сотни лет и американцам волноваться не стоит.
— Посмотрим. Они, конечно, надеются на свежие запасы, но пока там не очень хорошо с ресурсной базой. В принципе ее довольно сложно определить. Если традиционные месторождения нефти и газа — это подземные резервуары, их объемы более или менее понятны, то горючий сланец — это твердая порода, в которой зажаты молекулы газа. Когда производится гидроразрыв пласта, они начинают высвобождаться, выходя из трещин.
Но геологам сложнее определить ресурсную базу. Надежды большие, но может оказаться, что газа в Америке не так уж и много. Да, какие-то оценки запасов существуют, но они не всегда подтверждаются.
«СП»: — И пока у «бедных американцев» чуть ли не удвоилась стоимость газа для отопления. Хотя и у нас он не дешевеет.
— У нас государство законодательно устанавливает цену на газ для населения. Обычно рост цены на него — ниже инфляции. А в Америке цены определяет рынок — на сколько на бирже выросло, столько и перекладывают на потребителей.
СП": — Но газ для США остается стратегическим экспортным товаром? Когда его экспорт прекратиться, предсказать невозможно?
— Конечно. Все зависит от политического руководства этой страны. Если недовольство населения вырастет, то политики притормозят выдачу разрешения на экспорт газа. Ведь такое разрешение выдает государство. Перестанет выдавать разрешение — перестанет расти американский экспорт газа.
«СП»: — Как при Дональде Трампе СПГ из Америки называли «газ свободы», метафора бывшего министра энергетики Рика Перри, так при нынешнем Джозефе Байдене газ — остается инструментом давления в геополитической игре?
— Не зря американцы себя позиционируют себя таким образом: «Во внешней политике мы империя, а во внутренней политике — демократия». Так и будет продолжаться, пока «коса не найдет на камень». Ведь на имперскую политику нужны деньги. Население недовольно — в стране дикая инфляция, с этим надо что-то делать. А государство в долгах. Надутые финансовые пузыри начали сдуваться, падают цены на акции американских компаний. К чему это приведет, сказать сложно. Америка изо всех сил старается противостоять Китаю, борясь за сохранения мировой гегемонии.
«СП»: — Американцы цепляются за возобновляемые источники энергии. Они утверждают, что на них рост цен не такой большой, как на углеводороды.
— Это старая песня. Да, они надеются, что возобновляемые источники не будут дорожать. Но они же строят ветряки и солнечные батареи из неких материалов. Это и металлы, сталь с алюминием, и пластик, и дорогие редкоземельные минералы. Они очень сильно выросли в цене за последнее время. Мировая инфляция никуда не делась. Цена на возобновляемые источники энергии не может не расти. Она так же подвержена инфляции, как и все остальное, ничего эксклюзивного в ней нет…
Подорожание газа на внутреннем рынке Америки связано с весенними заморозками в одних регионах и сильной жарой в других. Но администрация Байдена держится за свой полезный «геополитический инструмент». Американские потребители — вынуждены соперничать с иностранными за поставки своих же компаний.
США занимают первое место в мире по добыче природного газа методом гидроразрыва пласта, начавшийся во времена Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы. Рекорд аукнулся увеличением на 8,5% в годовом выражении стоимости энергоносителей — такого, по данным американского Минтруда, не было с 1981 года.
Домовладельцы жалуются. А политики призывают: больше экспорта! Нужна инфраструктура для сжижения газа. Уже и в Америке заспорили, экспорт углеводородов — это благо или проклятие? В 2022 году американские передовики капиталистического соревнования продали за границу на четверть больше, чем в прошлом году. Экспорт СПГ составлял более десяти процентов потребления газа в самих США.
Мы в России все это уже проходили. Как и другой призыв: догоним и перегоним! В Америке же полны энтузиазма составит конкуренцию российским энергоносителям.