«Пострадали от санкций» — подобный пассаж сейчас в моде, любая просьба казённых денег, особенно больших, сопровождается именно этой аргументацией. Не стали исключением и мусорщики, под предлогом роста цена на автозапчасти они хотят получить из госбюджета 50 млрд. рублей. Плюс прочий «плач Ярославны». Дескать, за вывоз мусора перестали платить и всё такое. Про свои делишки «мусорные короли» предпочитают помалкивать.
Так называемая ассоциация «Чистая страна» направила вице-премьеру Виктории Абрамченко коллективное письмо, подписанное членами данной организации. Дескать, у нас очень много иномарок — MAN, Scania, Volvo и иных машин — а цены на запчасти очень сильно подорожали. Посему дайте денег. Много. Аж 50 млрд. рублей, меньше не имеет смысла.
Стоит отметить, что за последние дни это уже вторая попытка мусорщиков поднять свои заработки. То есть сверхприбыли. Два дня назад гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев заявил, что тарифы смогут вырасти ещё на 5%.
«С точки зрения себестоимости услуги она находится под серьезным давлением макроэкономических факторов, факторов изменения конъюнктуры рынка. В частности, у нас серьезное удорожание произошло по коммунальной технике, в том числе запчастям, серьезное произошло изменение по составляющей в стоимости рабочей силы. Мы в настоящий момент видим, что рост, который может произойти, будет около 5% по тарифам в пределах года», — утверждает Денис Буцаев.
Про «изменение по составляющей в стоимости рабочей силы» — даже не смешно, зарплаты никто даже не думает поднимать. Всё остальное бла-бла — «давление макроэкономических факторов, конъюнктура рынка»… Ни о чём.
Да и про запчасти — как бы сказать помягче, полуправда. По данным того же РЭО, иномарки, на которые так подорожали запчасти, составляет всего 15% парка. А в основном работают отечественные машины, с «расходниками» и запчастями на которые проблем нет. Тот же КамАЗ не простаивает, выпускает грузовики, так что устроить «импортозамещение» нет проблем. Были бы деньги. А они у российских мусорщиков есть. Огромные.
Причём творят всё, что хотят. Так, на прошлой неделе в Госдуме появился законопроект, предлагающий без конкурса назначать региональных операторов ТКО. На усмотрение властей данного субъекта федерации. Верх цинизма. Декларируемая цель законопроекта — поддержка отрасли обращения с отходами в условиях санкций.
Санкции — практически наше всё. На них можно списать что угодно. Судя по всему, в данном случае спишут наши с вами деньги, которые уйдёт мусорным «олигархам». Как в виде роста тарифов, так и заплаченные нами налоги, которые идут в госбюджет. Всё по классике: богатые станут богаче, бедные — ещё бедней.
Годовой оборот рынка ТКО в России составляет более 500 млрд. рублей, причём это только то, что платит население. С организаций дерут по «спецтарифам», а каждый «сверхнормативный» вывоз мусора обходится гражданам в совершенно несметные деньги. В зависимости от региона контейнер объёмом 8 кубометров для строительного мусора (только вывоз — без погрузки!) обойдётся в 10−30 тысяч рублей.
Затрат у «операторов» практически ноль, только на вышеозначенный транспорт и на водителей. Все идеи на счёт раздельного сбора ТКО и их переработки таковыми и остались. Собственно, владельцы компаний на этом и не настаивают, их и так всё устраивает. Сверхприбыли зарабатываются, всё хорошо.
При этом страну регулярно сотрясают «мусорные скандалы». Что произошло в северной столице узнала вся страна, но только потому, что выступил Сергей Шнуров. А местный «слуга народа» ещё и изволил огрызаться. Не понравилось ему, не иначе, принял на свой счёт. А вся проблемы была в том, что местные власти «меняли» регионального оператора. То есть определяли, кто больше даст на лапу.
Свалка в Ядрово смердела на всю Россию, а в Архангельской области чуть не случилась локальная гражданская война — народа против местных чиновников. Собственно, подобных историй масса, в погоне за сверхприбылями «мусорные короли» готовы загадить всю страну.
Это — с одной стороны. А с другой услуги по вывозу ТКО всеми правдами и неправдами стараются не предоставлять — «экономят». Но плату при этом исправно берут.
«В нашей деревне мусорную площадку ликвидировали, в ряде соседних населённых пунктов — тоже. Дескать, по нашей же просьбе. Пробовали жаловаться — толку ноль. Возите туда, где площадки есть. На машине или как-то иначе, как — нас не волнует. А платить вы обязаны, не будете платить — взыщем по суду, через приставов», — рассказывает житель Московской области.
Через знакомых в местной администрации людям удалось узнать, что число рейсов мусоровозов компания-оператор сократила, под это власти ликвидировали площадки. При этом плата осталась на прежнем уровне, хотя коммунальная услуга и не оказывается. Причём дерут нещадно: в среднем по 500−800 рублей с каждого дома в месяц!
Добиться иного реально только по суду, причём потратив кучу времени и сил. Да, можно, но очень сложно. И не факт, что через месяц всё не вернётся на круги своя. А могут и вовсе «послать». Вот достаточно нашумевший случай.
«ООО „АкваЛайн“ считает, что официальные источники и правовые платформы, публикующие решение Верховного суда, достаточно свободно его интерпретировали, посчитав, что полное отсутствие проживающих в квартире, — это частный случай временного отсутствия потребителя, безусловно влекущее перерасчет платы за обращение с ТКО. ООО „АкваЛайн“ продолжит начисление в соответствии с действующим законодательством, а в случае образования задолженности обратится в суд с заявлением о принудительном взыскании долга. Если потребитель не согласен, то у него есть право обратиться в суд», — заявил официальный представитель компании.
А дело было в том, что человек не проживал в квартире, она пустовала. И были документы о том, что он находился в ином месте, где честно платил за вывоз ТКО. Однако мусорщиков это не интересует. В большинстве регионов договора составлены таким образом, что даже зимой нужно платить за вывоз мусора с заведомо летней дачки. Как несложно догадаться, местные чиновники «операторам» тут вовсю помогали.
Российские мусорщики пролоббировали такую грабительскую систему, аналогов которой во всём мире просто нет. Причём они явно не намерены останавливаться на достигнутом. И ситуация с требованием 50 млрд. рублей — наглядное тому подтверждение.
Коммунальный мусорный беспредел далеко не новость, ровно как и все прочие нарушения так называемых «операторов ТКО». О проблеме начинают говорить лишь тогда, когда завоняет на всю страну. А так молчок. Всё хорошо, прекрасная маркиза!
И будет ещё лучше. В России вскоре появится федеральная государственная информационная система учёта ТКО. Делать её поручили вышеозначенной компании РЭО. За казённый счёт. Как правило, стоимость подобных проектов исчисляется миллиардами рублей и многократно корректируется в сторону увеличения. Так что вскоре нам придётся платить ещё больше.