В середине мая вступили в силу требования Евросоюза, запрещающие зарегистрированным или осуществляющим на территории ЕС деятельность компаниям, прямо или косвенно совершать любые операции с «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Вступление в силу новых требований Евросоюза может спровоцировать уход из России крупных нефтесервисных компаний, которые еще в марте объявили о приостановке инвестиций и поставок оборудования в нашу страну.
Среди них гиганты нефтесервиса компании «Schlumberger», «Halliburton», «Baker Hughes» и «Weatherford». К ним присоединилась группа компаний KCA «Deutag», также «поставившая на паузу» новые капиталовложения на российском рынке. О полном уходе из России пока заявила только американская транснациональная корпорация «Halliburton». Последствия массового исхода иностранцев в отрасли волнуют правительство и участников рынка. Эксперты предлагают не драматизировать ситуацию и видят новые возможности импортозамещения для российских нефтесервисных компаний.
Нелегкая доля иностранцев в России
По оценкам экспертов, до недавнего времени пятую часть российского нефтесервисного рынка занимали зарубежные компании. На долю иностранцев, заявивших о сворачивании инвестиций в России, приходится не более 15%. «VYGON Consulting», независимый консультант в сфере ТЭК, оценил нефтесервисный рынок в России в 2021 году в $24 млрд.
Справка «СП»: Нефтесервисные компании занимаются производством оборудования для бурения и строительства скважин, их ремонтом, а также геологоразведкой, обслуживанием трубопроводов и нефтяных резервуаров. Нефтесервисные услуги включают разработку технологий для увеличения нефтеотдачи и программного обеспечения в этой сфере.
Реализация программы импортозамещения в сфере нефтесервиса, инициированной правительством в 2014 году, привела к существенному снижению зависимости этого российского сектора экономики от иностранного участия. За пять лет долю импортного оборудования в нефтегазовой отрасли удалось сократить с 99% до 45%. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК), в горизонтальном бурении этот показатель немного выше, чем в среднем по отрасли — порядка 60 процентов, в нефтепереработке — около 50 процентов. Наибольшую зависимость от иностранцев — до 85%, по-прежнему демонстрируют разработки шельфа и освоение трудноизвлекаемых запасов.
Последствия глобального исхода
Эксперты прогнозируют, что последствия приостановки деятельности крупнейших нефтесервисных компаний на территории России в краткосрочном периоде не будут критическими, хотя это все-таки скажется на технологической оснащенности российской нефте- и газодобычи.
Генеральный директор компании «НафтаГаз» Ислам Назаралиев признается, что уход зарубежных гигантов нефтесервиса и ИТ компаний хотя и не повлиял на работу «НафтаГаза», но для отрасли в целом в краткосрочной перспективе все-таки может иметь отрицательные последствия. Ислам Назаралиев пояснил, что избежать серьезных проблем «НафтаГазу» позволила многолетняя работа по модернизации оборудования, реализуемая в основной массе с отечественными партнерами и частично с компаниями из КНР, а также заблаговременный переход на сотрудничество с отечественными разработчиками программного обеспечения.
Справка «СП»: Назаралиев Ислам Замирович, генеральный директор «НафтаГаза» с 2017 года. Входит в рейтинг ТОП-250 лучших управленцев России. Среди коллег в своей отрасли вошел в пятерку лучших руководителей отрасли по результатам рейтинга 2021 года.
Компания «НафтаГаз» входит в ТОП-5 крупнейших независимых нефтесервисных компаний России. Структурными подразделениями холдинга, которым руководит Ислам Замирович Назаралиев являются также «Нафтагаз-Бурение» и «Нафтгаз-Сервис». Компания осуществляет деятельность в Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО, Тюменской и Томской областях, Красноярском крае. Основные заказчики — дочерние структуры ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть».
За весь период существования силами работников предприятия удалось пробурить более 4 миллионов метров (1000 скважин). На предприятиях группы трудятся более 2 тыс. человек. Производственная база расположена в Ноябрьске (ЯНАО). Начиная с 2017 года парк буровых установок удалось модернизировать более, чем на 80%. Продолжительное время «НафтаГаз» находится на лидирующих позициях в области горизонтального бурения.
Сложные инновационные программные продукты «НафтаГаз» разрабатывает и своими силами. Одна из последних новаторских разработок компании — проект «Цифровая Буровая». Благодаря максимальной автоматизации процессов бурения, доступу к единой информационной среде и синхронизации этапов строительства достигается существенное сокращение издержек, ускорение сдачи объектов в эксплуатацию и заметный рост производительности бурения на любых участках и скважинах.
По словам Ислама Назаралиева, в «НафтаГазе» все время стараются «держать руку на пульсе», в регулярном режиме консультируются с партнерами в нефтегазовом секторе, коллегиально вырабатывают механизмы поддержки нефтесервисных подрядчиков в связи с ощутимым ростом себестоимости услуг. Активность кабинета министров, представителей профильных ведомств, участников рынка, то есть всех заинтересованных сторон, по мнению Назаралиева, позволяет рассчитывать на то, что совместными усилиями нынешние вызовы и угрозы российский ТЭК, в том числе его нефтесервисная часть, способен преодолеть. При условии, что будут задействованы нужные юридические и экономические механизмы. В частности, в области ведения более гибкой политики со стороны банковского сектора и лизинговых организаций.
«Государственная поддержка отечественного нефтегазового сервиса и производителей оборудования должна быть системной», — уверен Назаралиев. По его словам, в отрасли достаточно остро в данный момент стоит кадровый вопрос. Одним из факторов, спровоцировавших дефицит сотрудников в отрасли, — уход с российского рынка рабочей силы — бригад из Украины, в результате чего приходится в оперативном режиме нанимать и обучать новых работников. В «НафтаГазе» кадровые затруднения называют временными и нацелены на подготовку новых высококлассных специалистов, способных подтвердить высокие стандарты качества работы организации.
Ислам Назаралиев выразил сожаление заявлениями о скоропостижным уходе с российского рынка крупных западных нефтесервисных компаний, но признал, что этот факт даст импульс ускоренному развитию в нашей стране собственных технологий и позволит перейти от краткосрочного планирования «через призму годового бонуса» к основательному, долгосрочному и системному составлению планов и прогнозов. В «НафтаГазе» расценивают сложившуюся ситуацию, как шанс повысить навыки в управленческой и производственной областях и упрочить позиции на рынке.
Намерения руководства компании подтверждают и данные производственной статистики. В I квартале текущего года показатели производства компании «НафтаГаз» заметно подросли по сравнению с аналогичным периодом 2021 года: удалось пробурить на 62% больше метров, на 23% увеличилась проходка на одну бригаду, а доля горизонтального бурения повысилась с 76,3% до 89,5% от всей проходки.
Как не остаться без добычи
Место ушедших с российского нефтесервисного рынка глобальных корпораций могут занять не только российские компании. Интерес проявляет и Китай, чьи производители обозначили присутствие на рынке России сразу после введения санкций еще в 2014 году. В настоящее время компании из КНР занимаются и инвестициями в производство и поставками оборудования на российский рынок.
Помешать быстрому процессу импортозамещения в нефтесервисной отрасли могут не только китайские партнеры или банальное отсутствие некоторых «критических» для разработки месторождений технологий, которые предлагали глобальные нефтесервисные корпорации российским потребителям. Внести коррективы в этот процесс может снижение добычи, продиктованное текущей ситуацией на мировых рынках. Согласно консервативному сценарию прогноза социально-экономического развития РФ до 2025 года, в мае опубликованному Министерством экономического развития и торговли, экспорт российской нефти в 2022 году может упасть на 7,6%. Возможное увеличение потерь в этой сфере прогнозируют и эксперты Международного экономического агентства, что неизбежно повлечет за собой сокращение добычи.
По словам вице-премьера Александра Новака, в условиях сворачивания работы западных нефтесервисных гигантов, правительство будет следить за поддержанием стабильности российской нефтедобычи. Новак считает, что риски снижения добычи нефти и газа в нынешней ситуации можно минимизировать и в правительстве уже сейчас рассматривают дополнительные меры поддержки отрасли по аналогии с 2020 годом, когда Россия сократила добычу на 20% в рамках сделки ОПЕК+. Нефтяной кризис 2020 года отрицательно сказался на рынке сервисных услуг: объем российского нефтесервиса тогда сократился на 21% и составил 21,9 млрд долл. США. Несмотря на позитивный тренд 2021 года, допандемийный уровень не восстановлен. Однако Александр Новак считает уровень компетенций отечественных нефтесервисных компаний «достаточно высоким» и надеется, что уход западных нефтесервисных компаний с российского рынка не окажет значительного влияния на отрасль.