34−35% годовых — такими темпами в России прошедшие за шесть месяцев дорожали подержанные автомобили. Или не таким? Во всяком случае, подобная статистика обнародована на днях. Но есть сомнения, что эти цифры верны. В хитах продаж наиболее доступные и ремонтопригодные транспортные средства, на которые можно купить запчасти. При этом от дорогих навороченных авто люди начали избавляться — их не обслужить и не починить.
Согласно данным агентства «Автостат», с января сего года и по конец июня, то есть за полгода, средняя цена подержанного легкового автомобиля в нашей стране выросла на 17%. В пересчёте на годовой рост это составляет как раз 34%. Сама стоимость такой машины, по их данным, составила 1 млн. 224 тысячи рублей. Многовато что-то…
При этом цены на новые авто уже не только прекратили расти, но и кое-где начали снижаться, более того, эксперты предрекают их уход на февральский уровень.
«Мне кажется, что наибольший процент снижения цен будет на марки из массового сегмента, когда у людей, кто планировал покупать автомобиль, изменилась жизненная ситуация и деньги нужны для других задач. Цены могут быть на уровне февраля и даже ниже, но, скорее всего, это будет не раньше декабря. Обусловлено это тем, что будет заканчиваться 2022 год, и с 1 января автомобили, которые не будут проданы, уже не считаются новыми, — считает гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Если по-простому, то смысл данного спича прост — у людей нет денег. Плюс многие «народные» авто стали по цене совсем антинародными. И их продажи, соответственно, сильно упали даже там, где с поставками всё нормально. Это касается, к примеру, ряда китайских марок, цены на которые нынче совсем за гранью добра и зла.
«Мой китайский кроссовер теперь стоит уже около двух с половиной миллионов рублей, но я умудрился купить его в конце февраля на 1,7 млн. рублей. Даже это, считаю, дико дорого, но были нужны колёса, да и ситуация тогда в стране стала очень непонятной. В смысле, с курсом рубля. Будем считать, что остался при своих», — делится опытом автовладелец Денис.
Торговцы китайскими авто, действительно, что-то погорячились, по многим моделям продажи вообще встали. Ведь аналоги от того же Mitsubishi уже можно купить едва ли не дешевле! И это будут японские авто, а не китайские. Со всеми вытекающими последствиями в плане качества и надёжности.
Да и вышеозначенная средняя цена подержанного легкового автомобиля также больше отражает хотелки барыг, торгующих «бэушечкой». Цены порой совершенно несусветные, и выводить из них некую результирующую аналогично попытке измерить среднюю температуру по больнице. Когда за 17-летний Mitsubishi Lancer просят 500−600 тысяч рублей, а то и больше, можно только посочувствовать. Продавцу. Реальная цена данного авто примерно в два раза ниже, причём в зависимости от реального пробега и состояния — в три и более того.
«В январе-марте 2022 года произошел рекордный рост цен на автомобили с пробегом — вслед за ростом цен на новые автомобили. Этому способствовали скачки валютных курсов, снижение импорта, нарушение поставок новых автомобилей. В апреле-июне наметилось некоторое снижение цен из-за низкого спроса на автомобили. Но вряд ли снижение будет больше 10−15%. Дефицит новых машин сохраняется, спрос на автомобили с пробегом будет расти и поддерживать высокий уровень цен», — считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Любопытно, но даже любители понтов вынуждены пересаживаться на подержанные авто — новые слишком дороги. Несмотря на санкции, привезти какой-нибудь Ferrari или Rolls Royce не проблема. Но очень дорого — торгаши-спекулянты ломят столько, что даже нувориши в шоке.
Не стоит думать, что в Европе ситуация иная, там цены на вторичном рынке тоже сильно выросли. Поэтому рассчитывать на доступную и достойную иномарку «без пробега по России» не стоит. Привезут ГЛП. Вспоминаем жаргон «лихих 90-х», он снова очень актуален. Данная аббревиатура означает «горелый литовский перевёртыш», подобные «восстановленные» авто снова массово повезли в РФ.
В настоящий момент стоит говорить, скорее, не о росте цен на вторичном рынке и не о их падении, а о полной неопределённости с оными. По сути, понятие «рыночная стоимость» очень сильно размылась. С одной стороны, продавцы ориентируются на цены новых авто и на дефицит с предложением. С другой — покупатели смотрят на свои изрядно отощавшие кошельки и понимают, что дорогие машины им не по карману. Борьба противоположностей.
«На авторынке, по сути, парадоксальная ситуация. Вроде как всё дико дорого, но при этом можно купить машину на 20−30% дешевле, чем прошлым летом. Во-первых, их продают те, кто попал в непростую ситуацию — нужны деньги. Во-вторых, избавляются от авто, на которых сложно достать запчасти или таковые стали непомерно дороги. Это касается, прежде всего, американских и особо сложных авто европейского производства. В общем, если у вас есть руки и место для того, чтобы обслуживать свою машину самостоятельно, сейчас неплохое время для покупок», — рассказывает владелец площадки по торговле подержанными авто Кирилл.
Но в основном покупают что-то простое. Согласно данным агентства «Автостат-Инфо», первая десятка самых популярных подержанных авто выглядит так:
— Lada 2114
— Hyundai Solaris
— Lada 2107
— Kia Rio
— Lada 2170 Priora
— Ford Focus
— Lada 2190 Granta
— Lada 2121 Niva
— Toyota Corolla
— Lada 2110
— Lada 2109
Комментарии, наверное, излишни. Да тенденцию видно и невооружённым глазом. На дорогах в большом количестве опять появилась ВАЗовская «классика», причём за рулём там вполне себе русские люди, не гастарбайтеры. Аналогично — с «Волгами"-3110. «Древние» иномарки родом из 90-х годов ХХ века тоже в почёте, тогда машины делали крепко, да и с ремонтопригодностью полный порядок.
Однако рынок схлопнулся, причём очень прилично, примерно на 25% по сравнению с прошлым годом. Причина проста — покупать ненужное нынче готовы немногие, а хорошие авто люди всеми правдами и неправдами стараются оставить себе. Как уже было сказано выше, что-то приличное выставляется на доски электронных объявлений лишь по большой нужде, а в основном пытаются продать всякие ГЛП. Причём дорого.
После «американских горок» первой половины года рынок подержанных авто только начинает очухиваться, но общий тренд уже понятен. Цены уйдут на уровень 2021 года, а то и ниже. Именно на них предлагают ориентироваться эксперты, они же советуют торговаться «как в Турции на базаре». Сейчас это опять очень актуально.
Кардинальное снижение цен останавливает лишь «вымывание» предложения, тех же хороших «девяточек» и 2114, увы, больше не становится. Процент откровенного хлама растёт, и в какой-то момент цены на «нашемарки» могут снова начать расти. «АвтоВАЗ», по сути, стоит, перспективы там безрадостные — профессиональный чиновник, поставленный во главе предприятия, вскоре окончательно загубит завод.
Поэтому бережём свои автомобили, аккуратно их обслуживаем и не ведёмся на всякие «выгодные» предложения. Менять хорошее на лучшее в наши непростые времена не стоит, а на новое — тем более. Учитывая общее падение качества выпускаемых транспортных средств (не только российских) лучше остановиться на каком-то проверенном годами варианте. Пусть и не очень модном, зато надёжном и на который можно купить расходники и запчасти.