Еврокомиссия разработала очередной, восьмой пакет санкций против России за проведение референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Как рассказала глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, он будет включать самые разные ограничения от запрета гражданам ЕС занимать руководящие должности в российских госкомпаниях и введения ограничений цен на нефть до запрета экспорта и импорта широкого перечня товаров.
«Мы предлагаем расширить список товаров, которые более нельзя экспортировать в Россию. Цель — лишить военный комплекс России ключевых технологий, например, еще авиационных и электронных компонентов, определенных химических субстанций», — объяснила фон дер Ляйен.
Может быть запрещен экспорт в РФ электронных и авиакомпонентов, микросхем, микрочипов, а также некоторые позиции из сферы услуг.
Что касается российского экспорта, под ограничения попадут товары стоимость 7 миллиардов евро в год.
Их список фон дер Ляйен не озвучила, но, если верить изданию Politico, в него войдет самый широкий спектр товаров, в том числе весьма неожиданных. Так, санкции распространятся на «косметические средства или средства для макияжа», «средства для бритья, в том числе средства до и после бритья, дезодоранты личного пользования», мыло и даже туалетную бумагу.
Как следует из данных ФТС, в 2020 году объем поставок за рубеж туалетной бумаги достиг 52 млн. долл. (45,5 тыс. т). Основная доля экспорта приходилась на Казахстан (16,5 млн), Белоруссию (10,7 млн) и Германию (10 млн). Объем экспорта мыла и других поверхностно-активных веществ за тот же год составил 546,33 млн. долл. (567,06 тыс. т).
Из более «серьезных» статей санкции могут коснутся некоторых видов сталепрокатной продукции, а также драгоценных камней и металлов. При этом российские алмазы не значатся в проекте новых ограничительных мер. Издание считает, что этот факт «обрадует Бельгию с ее внушительной промышленностью по производству бриллиантов».
Запрет же на экспорт стальной продукции явно не обрадует европейских производителей стали. Девять крупных компаний, включая европейских производителей стальной продукции и трейдеров, 27 сентября написали письмо в Еврокомиссию с просьбой не вводить запрет на импорт стальных полуфабрикатов — таких как сляб, блюм и квадратную заготовку — из России. Еще в марте ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры российской стальной продукции, среди прочего — горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, сварные и бесшовные трубы.
Но на стальные полуфабрикаты он не распространялся, так как более чем 80% импорта стальных полуфабрикатов в ЕС приходилось на Россию и Украину, но сегодня найти замену российской продукции сложно из-за временной остановки украинских заводов.
В письме отмечается, что европейские производители и сталелитейщики из третьих стран не могли бы обеспечить стабильный необходимый объем поставок полуфабрикатов с точки зрения размеров и цены. Строительство новых мощностей по производству стальных полуфабрикатов в Европе заняло бы три-четыре года и потребовало бы крупных инвестиций, заявили участники рынка. Если Еврокомиссия запретит российские полуфабрикаты, значительно сократится уровень загрузки мощностей европейских заводов или в худшем случае они полностью закроются, что приведет к росту безработицы и цен на стальную продукцию, утверждают авторы письма.
Если говорить о российских потерях от этого решения, в первую очередь пострадал бы НЛМК — комбинат поставляет стальные полуфабрикаты на заводы в Бельгии, Франции и Италии, которыми он владеет совместно с бельгийским инвестиционным фондом SOGEPA, и свой завод в Дании.
Ведущий аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев поясни «СП», что европейцы смогут найти замену российской стальной продукции, но у них вырастут издержки и снизится конкурентоспособность.
— Экспорт полуфабрикатов — это основная часть российского стального экспорта. Под санкции уже попали основные виды проката, но на полуфабрикаты ограничения не распространялись. Поэтому удар будет достаточно серьезным, хуже всего придется НЛМК. Не только эта компания поставляет слябы в Европу, но у него была очень удачная производственная структура — они имеют собственные прокатные мощности в Европе и США, а поскольку слябы не попадали под запрет, они поставляли их из России и продолжали нормальный производственный цикл. Сейчас это может стать проблемой для этих предприятий.
Что касается европейских металлургов, конечно, им очень выгодно было покупать дешевый металл, полуфабрикаты и слябы из России с учетом того, что транспортные издержки небольшие. Все находится рядом, в европейской части страны, можно поставлять продукцию и морем, и железной дорогой, это было очень удобно. Если ЕС введет запрет на полуфабрикаты, у европейских компаний вырастут транспортные издержки.
«СП»: — Смогут ли они заменить эту продукцию в принципе?
— Поставить металл есть откуда. В мире металлургических мощностей примерно на треть больше, чем потребность в стали. Многие предприятия недозагружены, поэтому заместить эти объемы будет кем. Рядом есть Турция, есть тот же Китай, который осуществляет более половины мирового выпуска стали, Индия активно наращивает свои сталелитейные мощности, есть такие крупные экспортеры, как Южная Корея и Япония. Но издержки вырастут, а с ними вырастут и цены на конченую продукцию.
«СП»: — Сможем ли мы перенаправить наши объемы стальных полуфабрикатов на другие рынки, если там так велика конкуренция?
— За счет ценовой конкуренции и скидок можно будет продавать их в Восточную Азию, в ту же Турцию, которая является одним из крупнейших импортеров российских слябов. Не исключаю, что часть экспортных потоков может пойти через страны ЕАЭС и другие рынки для реэкспорта в ту же Европу. Если будут скидки, покрывающие транспортные издержки, почему бы и нет. Потеряют только наши сталелитейные компании. Им придется сложнее перенаправлять свои товарные потоки, например, в Казахстан и оттуда в Европу.
Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников убежден, что новый пакет санкций ударит по ЕС не менее чувствительно, чем по России, а в перспективе может приблизить мировую рецессию, особенно если будет включать ограничение цен на нефть.
— Восьмой пакет санкций ЕС — это характерный пример разрыва экономической реальности с политическими императивами. То, что там предусматривается, весьма существенно для обеих сторон. Для европейцев это, прежде всего, экспорт российского металлургического сляба, это чувствительная вещь, поэтому и реакция производителей понятна.
Для нас потеря 7 млрд. экспортной выручки — это тоже серьезно, тем более что наша металлургическая отрасль и так находится на грани нерентабельности экспорта. При переориентации на восток возросли логистические издержки. Не так давно глава НЛМК Владимир Лисин прямо говорил, что экспорт приближается к черте, за которой он становится бессмысленным.
Еще более неприятен для нас практически полный запрет на экспорт высоких технологий, в том числе цифровых. Но и для Евросоюза это не очень приятно. Помимо прямых потерь экспортеров, им придется осваивать другие рынки и жестко конкурировать с тем же Китаем, Тайванем и США.
Самое чувствительное в восьмом пакете предложение ввести потолки цен на импорт российской нефти. Это грозит существенной ценовой волатильностью и приближает дестабилизацию рынка, которая и так назревает в связи с реальной перспективой перехода европейской экономики из энергетического кризиса в полномасштабный экономический кризис в четвертом квартале этого года.
«СП»: — По кому санкции ударят больнее?
— Баланс интересов показывает, что новые санкций — это, как минимум, игра с нулевой суммой. Ущерб, который пытаются нанести российской экономике, вернется в том же объеме, а, возможно, даже в чуть большем из-за энергетического давления, к самим европейцам.
Поэтому перспективы восьмого пакета весьма сомнительны. Его, конечно, будут принимать, потому что есть политический императив, Европа хочет ответить на события, связанные с присоединением четырех территорий к Российской Федерации. Но конкретный состав этих санкций будет очень показателен для последующего понимания ситуации.
В зависимости от того, что там в итоге останется, мы сможем судить, насколько адекватно европейские политики будут учитывать интересы бизнеса. Тем более, что их экономика стремительно приближается к рецессии, а за европейской рецессией вероятна и мировая, которая затронет и нас, но существенным образом достанется и самим инициаторам санкционного давления.