Возврата на российский рынок международных автоконцернов в обозримом будущем ждать не стоит, возрождения отечественного автопрома — тоже. Минпромторг добавил в списки «параллельного импорта» продукцию практически всех компаний, которые ранее торговали в РФ легковушками. Помимо этого, власти расширяют перечни на ввоз иных изделий, которые уж точно можно было бы делать в нашей стране. Но производство чего-либо в России явно не в планах чиновников.
К списку компаний, параллельный импорт товаров которых теперь разрешён, добавилась дюжина автопроизводителей — Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Genesis, Dacia, Citroen, Mazda, Opel, Peugeot и Isuzu. Таким образом, кроме фирм из КНР, весь мировой автопром «запараллелили».
«Для включения или исключения бренда из перечня существуют четкие критерии. Если компания ушла с российского рынка, прекратила поставки и закрыла свое производство в России, то она попадает в список. Если же иностранные партнеры выполняют контрактные обязательства, их продукция в достаточном количестве представлена на рынке и ее поставляют российским предприятиям — бренд из перечня исключают», — такова официальная позиция Минпромторга.
Не очень только понятно, при чём тут Минпромторг и Минюст, который утверждает решения торгового министерства на юридическом поле. По идее, если клиент желает, то привезти ему могут всё, что угодно. В рамках закона, конечно — любые разрешённые законодательством товары. Многие марки автомобилей в РФ никогда официально не ввозились, но люди их покупали. Тут, в нашей стране. Потому, что существовали фирмы, которые ими торговали.
Причём везли отнюдь не всякий дорогой эксклюзив. Вот свежий пример — в 2019 году Ford ушёл с рынка легковых автомобилей РФ, оставив только небольшое подразделение коммерческих машин. Кстати, почему тогда американцы ушли, хотя вроде как имели далеко идущие планы? Никакой СВО тогда не было.
«Ford уходит с российского рынка на фоне полного пересмотра своей политики относительно европейского рынка в целом. Достоверно известно, что компания закроет как минимум два завода в Европе, а может, и больше. Это связано с резким падением прибыли на европейском рынке, а Россия — это его часть», — объяснял тогда автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Заводы в ЕС не закрыли, точнее, это произошло только в 2022 году, уже после начала событий на Украине. А до этого были лишь увольнения. Да, в Ford Europe что-то там реструктуризировали, но не более того. А вот из РФ ушли… То есть выше налицо «перепев» официальной версии, не более того.
«Ford имел на наш рынок большие планы — по сути, планы занять на нём если не доминирующее положение, то типа того. Американцы хотели купить тут один известный автозавод, но им это не разрешили. После этого он быстренько и ушли», — рассказывал в те годы один чиновник, близкий к Минэкономразвития.
Какой именно завод, можно догадаться с одной попытки. Собственно, его они когда-то и построили. Останавливать предприятие и полностью менять модельный ряд планов не было, просто хотели потихоньку забрать себе большую часть рынка. Как коммерческих авто, так и легковых. «Волгу», конечно, янки снова выпускать бы не стали, но что-то иное, видимо, собирались. Не сложилось.
Чиновники поднимали Россию с колен, но промышленность развивать не хотели. Вместо прихода тех самых иностранных инвестиций, про которые так любят вещать наши кремлёвские деятели, мы имеем умирающий завод, который того и гляди остановится. Так как хоть предприятие и числится российским, но более чем на 70% зависит от поставок импортных комплектующих.
Но это так, детали. Итак, в 2019 году все легковушки Ford к нам поставлять перестали. Их стало невозможно купить? Отнюдь. Просто их в РФ повезли так называемых «серые дилеры». Равно как и прочие авто данной марки, которые никогда «официально» не возили в нашу страну.
Те же большие пикапы F-серии, «настоящие американские» внедорожники, культовые Ford Mustang,
Но вот Ford ушёл. Любопытно, что наши чиновники тогда, в 2019-м, почему-то не объявляли «параллельный импорт». Да и самим янки было наплевать. Продаются машины? Продаются! Причём издержек нет вовсе — не нужно держать представительство, склад запчастей, нести обязательства по гарантии. Вообще красота! Вот и пусть продаются.
По большому счёту, что и где продаётся — вообще не должно волновать Минпромторг. Его задача — развивать отечественную промышленность и торговлю российскими же товарами. Но мы видим обратное. Этот самый список, где присутствуют все марки авто, говорит об одном. А именно о том, что никакого производства легковушек в России не будет. Всё станем параллельно импортировать. Даже самые простые Renault Logan.
Или вот так. Тот же Минпромторг разрешил ввозить продукцию IKEA по тому же самому «параллельному импорту». Зачем?
«Я не вижу необходимости в этом указе — чтобы разрешали товары народного потребления в параллельный импорт. Дайте российским производителям как-то развиться. Только-только они открывают своё производства, бац, и заново всё это везётся. У нас не безрукая страна, у нас нормальные производители, пускай они зарабатывают свои деньги, развивают производство. Параллельный импорт нужен в очень высоких или стратегических технологиях», — возмущается президент BAON Илья Ярошенко.
Вредительство — иначе это никак нельзя назвать. Уничтожение остатков российской промышленности, удар по тем активным людям, которые хотят что-то делать. По-хорошему, сейчас этих самых отечественных производителей нужно холить и лелеять, обеспечивать финансовыми ресурсами, сырьём, кадрами, а также защищать от импорта. Но их целенаправленно уничтожают.
Уж то, чем торговали в IKEA, в РФ произвести точно могут. Более того, это в нашей же стране частично и производилось! Белорусы вон открывают свой аналог этих шведским магазинов, собираются выходить на наш рынок. А все потуги российских предпринимателей пропадут зря — Минпромторг не поддерживает…