Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Вот такой кардан-кирдык

В автосервисах нехватка механиков, а менеджеры-продажники никому не нужны

10486
Вот такой кардан-кирдык
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Отсутствие новых автомобилей на российском рынке и проблемы с поставками запчастей коренным образом изменили рынок труда в отрасли. Теперь востребованы лишь те персонажи, которые что-то умеют делать — либо руками, либо головой. Более того, необходимость в «кулибиных» растёт, да и рядовые механики тоже очень нужны. Напротив, «менеджеры самого среднего звена», которые умеют только «разводить» клиентов, не при делах.

Согласно данным рекрутингового онлайн-агентства Superjob, на российском авторынке наблюдаются две противоположные тенденции. Число вакансий по позиции «Розничная торговля автомобилями и автозапчастями» снизилось на 38%, тогда как автосервисы разместили на 31% больше заявок на технический персонал.

Около 100 тысяч рублей — столько в среднем работодатели собираются платить автомеханикам. Но именно что в среднем. Хорошему мотористу предложат в два раза больше, высококвалифицированному электрику-электронщику — в три. Если такового вообще найдут… Напротив, работник типа «принеси-подай-открути» обойдётся в 50−70 тысяч рублей, хотя даже с такими нынче непросто. Но проблема отнюдь не в том, что «жертвы ЕГЭ» не способны крутить гайки.

Читайте также
Военные технологии в стиральных машинках: так, по мнению ЕС, Москва обходит экономические санкции Военные технологии в стиральных машинках: так, по мнению ЕС, Москва обходит экономические санкции Запад считает, что страны Центральной Азии — главный канал обмана для русских. И грозит последствиями

«По моему опыту и по опыту моих коллег — уходят. Причина очень простая: ответственности много, работы много, задерживаться надо допоздна. А сумма, которую получается заработать… Таким же образом он может устроиться на склады, в массмаркеты или куда-то ещё, где голова свободна, но график гораздо проще. Деньги будут те же самые», — жалуется владелец автосервиса «Партнер» Иван Сытый.

«Нехватка рабочих на рынке труда наблюдается уже в течение нескольких лет и усугубляется с каждым годом. Такая тенденция характерна для развитых стран. Однако в России она усугублена эффектом демографической ямы 90-х и реформой профобразования на рубеже 1990—2000 годов», — объясняет руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

Реформа — это, конечно, звучит гордо. На самом деле всю систему советских ПТУ просто уничтожили, что, в общем-то, всем известно. А там, где эти образовательные учреждения каким-то чудом сохранились, они влачат совершенно жалкое существование. Так как материальной базы нет. Если говорить просто про рабочие профессии, то нужны станки — токарные, фрезерные, прочие. Где их взять? В РФ они больше не производятся, хотя СССР был тут мировым лидером — поставлял их даже в США и в ФРГ. Но это всё в прошлом.

С работниками СТО всё ещё сложней. Машины нынче навороченные, для их обслуживания и ремонта нужно всякие дорогое электронное оборудование. И не только электронное. Те же динамометрические ключи, всякие специнструменты для обслуживания тех или иных узлов… В нашей стране всё это тоже не производится. Импорт стоит дорого, а покупать одноразовые подделки никакого смысла нет — это будет не учёба, а сплошное вредительство.

А если и купить, то ведь разворуют. Не в самих ПТУ, не учащиеся и не мастера — как раз эту проблему решить несложно. Просто не дойдёт оборудование до «колледжей». А а если и дойдёт, то не то. Вместо King Tony или JTC приедет какой-нибудь Force или что ещё похуже, про Gedore даже и речи нет — немецкие инструменты дематериализуется с концами самым загадочным образом. И никто, как водится, не пострадает. Чиновник в РФ — священное животное.

Ничуть не меньшая проблема — мастера-наставники. Кто будет учить будущих автомехаников? Зарплаты в современных российских учреждениях образования такие, что любой мало-мальски грамотный специалист туда не пойдёт. Его и так возьмут на работу на СТО, благо, спрос есть. И предложат оклад намного больше, чем государство — в разы.

Кстати, аналогичный проблема и в школах. Кое-где решили «на общественных началах» снова сделать кабинеты труда с токарными и прочими станками. Само оборудование, понятное дело, китайское — тот же JET делает неплохие станочки. Но где найти тех, кто готов учить детей? То есть найти можно, но платить достойные деньги хорошему специалисту — где-то на уровне 150 тысяч рублей и выше — государство не желает.

«Ситуацию на рынке труда может изменить только повышение зарплат. Уже сегодня хороший токарь, слесарь стоят дороже, чем рядовой офисный работник с высшим образованием. Спрос будет только расти и приведет к изменению параметров оплаты труда в пользу золотых рабочих рук», — говорит член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

Говорить, как известно, не мешки ворочать. Что-то делается для того, чтобы исправить ситуацию? Которая, действительно, стремительно ухудшается. Нет. Больше платить те же СТО не в состоянии, так как эти расходы придётся перекладывать на клиентов. А доходы граждан у нас стремительно падают, что, в общем-то, не новость — ещё тот «баян».

Читайте также
Премьер Швеции: «В принципе все ясно, Россия должна заплатить за восстановление Украины» Премьер Швеции: «В принципе все ясно, Россия должна заплатить за восстановление Украины» Коллективный Запад не может решить, что делать с «замороженными» российскими активами?

То есть платить не с чего. Заводам, кстати, тоже. Сейчас в экономике России свирепствует искусственно созданный финансовый голод и предприятия сидят без оборотных средств. Соответственно, несмотря на рост заказов, не могут их выполнить — не на что покупать сырьё, платить зарплаты, оплачивать за электроэнергию. И не будет, так как кредитование «реально сектора» де-факто запрещено.

Совсем недавно, осенью прошлого года, автодилер «Рольф» пытался устроить массовый набор персонала для работы с подержанными авто. Рынок этот стремительно растёт, так как новых машин нет. Зато «бэушных» везут всё больше и больше. Их нужно оценивать, производить дефектовку, ТО и, если нужно, ремонт. Причём помимо собственно механиков требовались и, условно говоря, оценщики-экономисты. Которые могли бы просчитать целесообразность ремонта и реализации того или иного авто.

«Сейчас набрать подобный персонал очень сложно, как там всё сложилось у „Рольфа“ точно не скажу, но, по слухам, много народа они на работу не приняли. Некого, однако… У нас несколько иная специфика, мы машины просто обслуживаем и ремонтируем, но народа тоже не хватает. Впрочем, уже не первый год», — говорит директор мультибрендовой СТО Алексей.

Или вот так: хороший знакомый автора — технический директор крупного автосервиса — не так давно поменял работу. Сманили, предложив зарплату в два раза больше, причём «с перспективой». Зарплата очень достойная, в том числе по мировым меркам. Но так платить могут не все и не всем. Небольшие «народные» автосервисы точно нет.

«Фактически сегодня покупка нового автомобиля для большей части населения страны стала невозможной. Поэтому увеличилась потребность в качественном ремонте и профессиональном обслуживании уже имеющегося транспорта. Эта тенденция будет сохраняться и в 2023 году.

Читайте также
Украинские «Стрижи» подбираются все ближе к Москве. Как им это удается? Украинские «Стрижи» подбираются все ближе к Москве. Как им это удается? Атака беспилотника ВСУ под Тулой сорвалась. Но поводов для радости нет

Что дальше? По нашим прогнозам, рынок ремонта карданных валов подорожает примерно на 25%. Дело здесь как в удорожании дефицитных деталей, так и в необходимости достойно оплачивать труд квалифицированных специалистов. Ведь именно от профессионализма мастеров во многом зависит, как долго будет служить отремонтированный узел", — говорит директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.

Кстати, ремонт и восстановление карданных валов — нынче очень востребованное дело. Купить, как раньше, новый кардан многим уже не по карману. Или их вообще тупо нет, не везут в РФ. Аналогично и с другими запчастями. Либо таковые отсутствуют как класс, либо дико дороги, а «аналоги» крайне низкого качества. Например, именно такая ситуация сложилась на рынке тормозных суппортов — всевозможные SAT, Febest, LASP и прочие непонятные изделия могут отказать в любой момент. При этом тех, кто умеет грамотно чинить тормоза, исчезающе мало. А тормоза — это безопасность!

По идее, всё, что связано с безопасностью эксплуатации транспортных средств — то есть безопасностью граждан — должно быть и вопросом государственной безопасности. Но нашим чиновникам, похоже, наплевать. Подумаешь, нет автомехаников. В той же Госдуме никто на сей счёт даже не почесался. А Минобразования вообще делает вид, что ни при чём, хотя среднее профессиональное образование это их «вотчина». Их ответственность!

«Мы для себя такую задачу ставим, что у нас к концу 2024 года в каждой школе появится школьный театр. Школьный театр позволяет самореализоваться молодому человеку, может, как помощь режиссеру, как непосредственно актер», — заявил Минобразования Сергей Кравцов.

То есть вместо механиков собираются плодить шутов и скоморохов. Что, по большому счёту, попахивает непонятно чем. Особенно в свете того, что предприятиям ВПК тоже остро не хватает рабочих рук.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня