В конце марта Всемирный банк поднял свою оценку восстановления Украины после окончания конфликта с 349 до 411 млрд долларов.
Через полтора месяца, в середине мая, ООН в докладе «Мировая экономическая ситуация и ее перспективы» констатировал: в 2022 г. экономика «страны 404» сократилась на 29,1% в связи с потерей большей части своих промышленных мощностей и энергетической инфраструктуры. В течение всего 2023 года, утверждают составители доклада, экономика Украины будет находиться в полной стагнации.
Таким образом, делается вывод в докладе, несмотря на огромную финансовую помощь со стороны международных организаций, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк, а также финансирование киевского режима правительствами западных стран, на данный момент стране требуются все те же 411 млрд долларов.
Только теперь этой суммы хватит лишь на восстановление инфраструктуры незалежной, а все остальные «долгосрочные перспективы зависят от продолжительности и интенсивности войны и способности страны профинансировать восстановление».
В том, что в своем нынешнем виде Украина абсолютно не способна самостоятельно аккумулировать хотя бы толику названной суммы (которая, вне всякого сомнения, с продолжением СВО будет только увеличиваться), сомневаться не приходится.
У киевского режима, конечно, еще теплится надежда на большие золотовалютные активы России, замороженные за рубежом. Но относительно свежие примеры новейшей мировой истории наглядно свидетельствуют о том, что «защитники демократии» на Западе скорее растворят их в воздухе, как проделали в Ливии и Ираке, чем отдадут из них хоть цент Украине в качестве «репараций за вторжение».
«СП» поинтересовалась у экспертов: из чего сложилась сумма, озвученная экспертами ООН, и на каких условиях коллективный Запад готов взвалить на свои плечи всю тяжесть восстановления Украины после неизбежного завершения СВО?
Экономист Леонид Хазанов:
— Все звучащие сейчас оценки западных экспертов получены путем чисто умозрительного заключения, поэтому весьма условны, с изрядной долей погрешности. Они базируются в основном на том, что видит западная публика на телеэкранах. Может быть, какая-то информация поступает еще от киевского режима. Но чтобы понять действительные масштабы ущерба, необходимо непосредственно все, как говорится, видеть и щупать, а это процесс достаточно длительный.
Насчет того, кто конкретно будет вкладываться в восстановление Украины, все зависит от того, в каком статусе окажутся к этому моменту те или иные регионы страны, находящиеся сейчас под киевским режимом. Если Украина сохранится в итоге в качестве некоего мини-государства, то это будет проблемой ЕС и США. Чем киевский режим будет с ними расплачиваться — одному Богу известно. Возможно, это будет приватизация оставшихся предприятий, распродажа украинских земель западным агрохолдингам, но в любом варианте для Киева это обернется безнадежной тяжкой, бесперспективной кабалой.
Можно предположить, что Польша возьмет под непосредственное управление те области Украины, которые поляки считают исконно своими. Германии, как и всему остальному ЕС, будут интересны в первую очередь традиционно агропромышленные регионы. США в первую очередь будут интересовать области Украины, непосредственно граничащие с Россией, как плацдарм для размещения натовских ракет, нацеленных на нас. В любом случае это будет крайне убогое государство, выживающее исключительно за счет транзита российских углеводородов на Запад, потому что ему, кто бы что ни говорил, крайне тяжело будет выжить без них. С другой стороны, Западу тащить на своем горбу Украину очень проблематично, и это еще мягко сказано. Мы видим, как там свирепствует банковский кризис. В США вообще реальна угроза скорого дефолта. Но и не тащить Украину Запад при таких раскладах не сможет, иначе он получит под боком ЕС крайне озлобленное бандитское государство.
Секретарь ЦК КПРФ, специалист по кризисным ситуациям в странах Восточной, Центральной Европы и России, кандидат экономических наук Сергей Обухов:
— Для начала я бы поинтересовался у западных экспертов: в каких конкретно границах они видят восстановление Украины? В границах 1991 года? В границах без Крыма и без Новороссии? Ущерб Донбассу за 8 лет бомбардировок экс-УССР будет возмещать?
Учитывая, что до завершения СВО еще не скоро, а контуры будущих даже временных границ не ясны, разговоры о восстановлении на основании непонятных подсчетов ООН — пустое дело, сродни заявлению президента Франции Эммануэля Макрона о том, что 46 стран-членов Совета Европы решили создать «реестр ущерба» для записи потерь и разрушений на Украине в результате российской военной операции в стране.
Понятно, что Запад хочет вернуть те десятки миллиардов долларов, что он вложил в вооружение киевского режима. И речь про компенсацию ущерба — это лишь повод. Пример — «зерновая сделка» якобы для помощи «голодающей Африке». В итоге ведь украинское зерно оказывается не у нуждающихся, а в развитых странах и ЕС. До 47% украинского зерна Запад захапал на свои нужды.
Реальный разговор о восстановлении территорий экс-Украинской ССР надо вести после завершения СВО и по ее итогам. А пока активно развивать новые области, которые и в промышленном, и аграрном плане не только самообеспечиваемы, но и могут дать новый после восстановления импульс развитию всего Юга и Юго-Запада России.
Руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой:
— В среднем, по моим расчетам, для восстановления одной только разрушенной девятиэтажки со всей инфраструктурой сейчас требуется около 10 млн долларов. А на Украине таких домов тысячи, десятки тысяч. Так что тут пахнет, по моему мнению, суммой никак не меньше триллиона. Впрочем, какую бы сумму для восстановления Украины Запад ни называл — 411 млрд долларов, 1 триллион, 2 триллиона — нужно всегда помнить, что западные эксперты будут складывать и умножать исключительно в свою пользу, с выгодой для себя.
Если мы рассмотрим пример Второй мировой войны, то увидим, что в разгромленную тогда Европу США довольно активно вкладывались. Весь вопрос заключается в том, за кем останется та или иная часть Украины в результате СВО.
Коллективный Запад сейчас поставил на кон ради своего выживания пожирание не только Украины, но и Молдавии, Прибалтики, республик Кавказа, Турции и самой России с целью создания нового «плана Маршалла» для этих территорий, которые будут полностью разрушены в случае успеха этого замысла. Конкретно на Украине, например, Западу было бы выгодно организовывать какие-то дешевые производства. Там много и дармовой рабочей силы, причем довольно квалифицированной — многие из украинцев получали образование еще во времена Советского Союза, и полезные ископаемые — уран тот же, другие металлы. И Запад уже вкладывается, надеясь на успех. Немецкий оборонный концерн, например, заявил об организации производства танков на Украине. Только вот чем обернется хаос, в котором сейчас находится мировая экономика? Президент США Джо Байден настолько сейчас озабочен спасением доллара, что даже отменил ряд ближайших встреч за рубежом.