Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Север-Юг»: «Железка» между Россией, Ираном, Индией нервирует Лондон и злит Вашингтон

Свой интерес в проекте есть и у Китая, и у Турции

8624
«Север-Юг»: «Железка» между Россией, Ираном, Индией нервирует Лондон и злит Вашингтон
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Не заблуждайтесь относительно того, о чем идет речь в Хиросимском коммюнике G7.

Место действия: город в неоколониальной Японии, подвергшийся ядерной бомбардировке 78 лет назад Соединенными Штатами, за что они так и не извинились.

Послание: G7, на самом деле G9 (дополненная двумя неизбранными еврократами) объявляет войну — гибридную и иную — против БРИКС+, в списке ожидания которой 25 стран.

Ключевой стратегической целью G7 является разгром России с последующим подчинением Китая. Для G7/G9 эти — реальные — державы являются главными «глобальными угрозами» «свободе и демократии».

Следствием этого является то, что Глобальный Юг должен придерживаться этой линии — а не то… Назовите это ремиксом на песню начала 2000-х «Ты либо с нами, либо против нас».

Читайте также
Запад готов помочь уголовникам скрыться от российского правосудия Запад готов помочь уголовникам скрыться от российского правосудия Но ключик от Интерпола — в руках у развивающихся стран

Тем временем в реальном мире — мире производительных экономик — лают псы войны, а караваны продолжают идти по Новому Шелковому пути.

Ключевыми Новыми шелковыми путями формирующейся многополярности являются амбициозная инициатива Китая «Пояс — путь» (Belt and Road Initiative, BRI) стоимостью в несколько триллионов долларов и Международный транспортный коридор «Север-Юг», который сооружают Россия, Иран, Индия (Russia-Iran-India International North South Transportation Corridor, INSTC). Они развивались параллельно и иногда могут накладываться друг на друга. Что ясно, так это то, что G7/G9 пойдут хоть на край света, чтобы подорвать эти инициативы.

Все о Чабахаре

Недавняя сделка между Ираном и Россией на сумму 1,6 миллиарда долларов по строительству железной дороги Решт-Астара протяженностью 162 километра меняет правила игры. Министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базпаш и министр транспорта России Виталий Савельев подписали соглашение в Тегеране в присутствии президента Ирана Ибрагима Раиси и президента России Владимира Путина, присутствовавших по видеоконференции.

На фото: министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш (в центре слева направо) во время церемонии подписания российско-иранского соглашения о сотрудничестве по созданию в Иране железной дороги "Решт - Астара". Согласно документу, Москва и Тегеран будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Протяженность линии Решт — Астара составит 170 км. Она нужна, чтобы соединить сухопутные участки международного транспортного коридора Север — Юг, что позволит повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута.
На фото: министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш (в центре слева направо) во время церемонии подписания российско-иранского соглашения о сотрудничестве по созданию в Иране железной дороги "Решт - Астара". Согласно документу, Москва и Тегеран будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Протяженность линии Решт — Астара составит 170 км. Она нужна, чтобы соединить сухопутные участки международного транспортного коридора Север — Юг, что позволит повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута. (Фото: Алексей Большов/ТАСС)

Назовите это сочетанием иранского «взгляда на Восток» с российским «поворотом на Восток». И то, и другое теперь является официальной политикой.

Решт находится недалеко от Каспийского моря. Астара — на границе с Азербайджаном. Их соединение станет частью соглашения между Россией, Ираном и Азербайджаном о железнодорожных и грузовых перевозках, укрепляющего INSTC в качестве ключевого транспортного коридора между Южной Азией и Северной Европой.

Мультимодальный INSTC продвигается по трем основным маршрутам: западный маршрут связывает Россию-Азербайджан-Иран-Индию; Средний или Транскаспийский маршрут связывает Россию-Иран-Индию; и Восточный маршрут связывает Россию-Центральную Азию-Иран-Индию.

Восточный маршрут проходит через чрезвычайно важный порт Чабахар на юго-востоке Ирана, в нестабильной провинции Систан-Белуджистан. Это единственный иранский порт, имеющий прямой выход к Индийскому океану.

В 2016 году Иран, Индия и Афганистан, все еще находящийся под оккупацией США, подписали трехстороннее соглашение, в соответствии с которым Чабахар чудом избежал односторонних санкций США «максимального давления». Это стало отправной точкой для превращения Чабахара в привилегированные ворота для индийских товаров в Афганистан, а затем и дальше по пути в Центральную Азию.

Россия, Иран и Индия в мае 2022 года подписали официальное соглашение INSTC, детализирующее мультимодальную сеть — морскую, железнодорожную, автомобильную — которая проходит по трем ранее упомянутым направлениям: Западному, Среднему или Транскаспийскому и Восточному. Российский порт Астрахань, расположенный на берегу Каспийского моря, имеет решающее значение для всех трех.

Восточный маршрут соединяет восточную и центральную Россию — через Казахстан и Туркменистан — с южной частью Ирана, а также Индией и арабскими землями на южном берегу Персидского залива. Десятки поездов уже курсируют по сухопутному маршруту из России в Индию через Туркменистан и Иран.

Проблема в том, что в последние несколько лет Нью-Дели по нескольким сложным причинам, казалось, «спал за рулем». А это привело к тому, что Тегеран стал гораздо более заинтересован в участии России и Китая в развитии двух стратегических портов в промышленной зоне свободной торговли Чабахар — Шахид Бехешти и Шахид Залантари.

Китай делает свой ход

Чабахар — крепкий орешек. Иран вложил значительные средства в то, чтобы превратить его в неминуемый региональный транзитный узел. Индия, в свою очередь, с самого начала рассматривала Чабахар как ключевой элемент своей стратегии «Бриллиантового ожерелья», противопоставляя ее китайской «Нитке жемчуга», которая представляют собой порты, соединенные BRI через Индийский океан.

Читайте также
У Байдена заканчиваются деньги для Украины? Хорошо У Байдена заканчиваются деньги для Украины? Хорошо После Ирака и Афганистана США ждет еще одна военная катастрофа

Чабахар также выполняет роль противовеса пакистанскому порту Гвадар в Аравийском море, жемчужине в короне Китайско-Пакистанского экономического коридора (China-Pakistan Economic Corridor, CPEC).

С точки зрения Тегерана, что необходимо — и быстро — так это завершение строительства его восточной железнодорожной сети протяженностью 628 км от Чабахара до Захедана. В оптимальные сроки это может быть завершено к марту 2024 года как часть железнодорожной оси Мешхед-Шархс, соединяющей юго-восток Ирана с его северо-востоком на границе с Туркменистаном.

На данный момент грузы INSTC отправляются в Южную Азию из иранского порта Бандар-Аббас в Ормузском проливе, расположенного на расстоянии 680 км от Чабахара. Таким образом, для всех практических целей Чабахар сделает транзит из Индии в Афганистан, Центральную Азию и Южную Россию короче, дешевле и быстрее.

Но в очередной раз ситуация застопорилась из-за того, что Индия не подошла к ожидаемым финансовым договоренностям. В конечном итоге это вызвало некоторые опасения в Тегеране — особенно, наблюдая за массированными китайскими инвестициями в Гвадар.

Поэтому неудивительно, что Иран предпринял решительные шаги по привлечению Китая в качестве крупного инвестора, который стал частью их все более расширяющегося стратегического партнерства.

Таким образом, мы можем в конечном итоге прийти к тому, что Чабахар также станет частью китайской инициативы BRI, в дополнение к ее главной роли в INSTC.

Россия, со своей стороны, сейчас сталкивается с тупиковой ситуацией на Украине, с непрекращающейся истерией западных санкций и с серьезными торговыми ограничениями в Восточной Европе. И все это — в то время, как Москва последовательно расширяет свою торговлю с Нью-Дели.

Так что неудивительно, что Москва сейчас гораздо внимательнее относится к Международному транспортному коридору «Север-Юг, Россия-Иран-Индия INSTC». В декабре прошлого года была заключена ключевая сделка между Российскими железными дорогами и национальными компаниями Казахстана, Туркменистана и Ирана, а россияне получили 20-процентную скидку на импортно-экспортные контейнеры, следующие через российско-казахстанскую границу.

Для России важнее всего то, что Чабахар, работающий в полную силу, снижает стоимость транспортировки товаров из Индии на 20 процентов. Иранцы полностью поняли правила игры и начали активно продвигать «Свободную торгово-промышленную зону Чабахар», чтобы привлечь российские инвестиции. И кульминацией этого стала сделка «Решт-Астара».

Зангезурский спойлер

Китайская BRI (инициатива «Пояс-путь»), со своей стороны, ведет параллельную игру. Пекин вкладывает значительные средства в транзитный маршрут «Восток-Запад», также известный как Срединный коридор.

Этот коридор BRI проходит из Синьцзяна в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан, а затем через Каспий в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Восточную Европу — в общей сложности 7000 км, при этом грузовой путь занимает максимум 15 дней.

Акцент BRI делается на том, чтобы сделать ставку на многочисленные коридоры с Востока на Запад для борьбы с возможными новыми сбоями в цепочках поставок, продиктованными Западом. Транзит из Китая в Центральную Азию в Европу в обход России и Ирана является одним из лучших. Движение по коридору BRI через Россию из-за прокси-войны НАТО на Украине на данный момент приостановлено. И китайцы тестируют все варианты обхода Морского Шелкового пути через Малакку.

Турция, с серьезной вероятностью переизбрания ее давнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, также внесла свой вклад в эту игру.

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, открытая в 2018 году, была ключевым элементом генерального плана Анкары по превращению Турции в неизбежный узел контейнерных перевозок между Китаем и Европой.

Параллельно этому Китай инвестировал в строительство железной дороги от Карса до Эдирне на европейской стороне Босфора, в то время как Турция потратила 3,8 миллиарда долларов на модернизацию порта Мерсин и 1,2 миллиарда долларов на порт Измир. Пекин ожидает, что к 2034 году этот коридор станет центральным звеном того, что он называет «Железным шелковым путем».

Читайте также
Как заработать миллиард за пять минут и не сесть в тюрьму Как заработать миллиард за пять минут и не сесть в тюрьму Россия использовала опыт Китая в регулировании блогосферы, но с опозданием на несколько лет

Сертифицированным «гаечным ключом» в работе Международного транспортного коридора «Север-Юг Россия-Иран-Индия» является конкуренция со стороны так называемого Зангезурского коридора — из Азербайджана в Турцию через Армению. Этот коридор на самом деле является привилегированным для ЕС и британской олигархии и появился на свет во время перемирия 2020 года в Нагорном Карабахе.

Лондон рассматривает Баку как привилегированного партнера и стремится диктовать условия Еревану — как можно скорее принять что-то вроде мирного договора и отказаться от любых планов в отношении Карабаха.

Зангезурский коридор стал бы главной геополитической и геоэкономической игрой Запада, связывающей логистические центры ЕС с Закавказьем и Центральной Азией. Что, если Армению бросят под автобус? В конце концов, Армения является членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который коллективный Запад жаждет подорвать.

Пристегните свои ремни безопасности: новая великая геоэкономическая игра, сосредоточенная на Международном транспортном коридоре «Север-Юг, Россия-Иран-Индия», того и гляди, начнется.


Автор: Пепе Эскобар — Pepe Escobar — геополитический аналитик, специальный корреспондент портала Asia Times, колумнист издания The Cradle.

Перевод Сергея Духанова.

Публикуется с разрешения издателя.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня